Аэродром в Наримановке и космонавт № 2
Юрий УРЮПИН, подполковник запаса
Страницы истории Сталинградской школы военных пилотов, связанные с Кустанаем
Окончание. Начало - в «НГ» № 24 (950) от 11.06.2020 г.
Даже по завершении 1943 года в ВВС Красной армии был большой кадровый голод, его покрывали ускоренным обучением в течение полугода, выпускники авиашколы были сержантами с квалификацией «летчик-истребитель». В 1944 году программа была расширена, и выпускники завершали уже обучение младшими лейтенантами по офицерской программе.
На чем летали
В советский период о Сталинградской школе военных пилотов (в конце войны - Сталинградском авиаучилище) широко не упоминалось. Все материалы военного периода об училище не подлежали широкому освещению в прессе, главлитом бдительно цензурировались, все это неуклонно действовало до 1985 года, когда было признано неактуальным. К сожалению, к тому времени уже многие участники событий ушли из жизни, иные находились в преклонном возрасте, все начало предаваться постепенно забвению.
Офицеры Сталинградского авиаучилища на аэродроме возле п. Затобольск. Весна 1945 года / Фото из фонда областного музея
В Костанае лишь в 90-е годы появился в областном историко-краеведческом музее раздел о Сталинградском авиаучилище (школе). В экспозиции музея ныне очень много интересного. Хотелось бы уточнить о некоторых обстоятельствах, известных из воспоминаний ушедших ветеранов-выпускников.
В 1942 году командованием ВВС Красной армии было определено, что Сталинградская авиашкола будет готовить летчиков-истребителей на самолетах Як-1, Як-7, Як-9. В период войны наиболее массовым истребителем был именно Як-9. Вся линейка истребителей Як-1, Як-7, Як-9 была практически идентичной, схожей по инструкции и технике пилотирования, на всех стоял один и тот же двигатель ВК-105, незначительно модифицированный. Главное - все самолеты были достаточно просты в пилотировании, «прощали» нескоординированные движения малоопытного пилота, вместе с тем обладали хорошей маневренностью и скороподъемностью, словом, были удобны для производства полетов начинающими пилотами с небольшим налетом на едва оборудованных полевых аэродромах.
Истребители Як-3 поставлялись исключительно во фронтовые части, в Кустанае в период войны их не было. Здесь были истребители Як-1 и УТИ-4 (двухместная учебная версия истребителя 30-х годов И-16). Последние к 1942 году для фронта уже устарели, их вывели в тыл и с оставшимся запасом запчастей завозили в Кустанай, где пытались интенсивно использовать в учебных целях. Их эксплуатировали до самого конца войны, а двигатель М-63 (первенец сталинских пятилеток) поражал своей надежностью и неприхотливостью в летний зной и зимнюю стужу, намного превышая назначенный ему ресурс.
Тренажер, на котором обучали курсантов авиашколы / Фото из фонда областного музея
У двигателя ВК-105 истребителей Як назначенный ресурс был невелик - в пределах 100 часов, но в Кустанае технический состав правдами и неправдами исхитрялся поддерживать работоспособность двигателей зачастую под 200 часов налета, это было огромное техническое достижение и проявление высочайшего профессионального мастерства. Об автомеханиках Сталинградской авиашколы ходили легенды, была возможность отбирать самых рукастых и технически грамотных, интенсивные полеты давали большой опыт технической эксплуатации.
В Кустанай поставлялись авиадвигатели из Казани. При отличных полетных качествах истребителей Яковлева как-то не слишком упоминается, что из их двигателя интенсивно «гнало» масло из всех щелей и неплотностей, самолет был буквально залит маслом от кабины до киля. На Наримановском аэродроме додумались по периметру фюзеляжа приклепать жестяные щиточки, удерживающие поток масла в районе двигателя. Также придумали кронштейн у лобового стекла, куда перед посадкой вставляли медицинскую клизму и прыскали на стекло бензином Б-70, смывали наплыв масла в случае необходимости для улучшения обзора из кабины через лобовое стекло. Вот такая особенность истребителей Яковлева, даже пилоты нередко ходили в замасленной одежде и довольно непросто все это было отстирывать, такова проза жизни.
Большим достижением личного состава стало то, что в 1944 году Сталинградская авиашкола указана в приказе Верховного главнокомандующего как лучшее учебное заведение ВВС Красной армии.
После войны
В авиашколе учились незаурядные ребята. Вот, например, один из них - генерал-лейтенант авиации Петр Павлович Сафронов (выпускник 1945 года), службу он закончил в 80-х годах в должности заместителя авиационной академии им. Н. Е. Жуковского в Москве.
В послевоенный период (где-то через 5 лет после окончания войны) и с начала 60-х годов многие выпускники Сталинградской (Кустанайской) авиашколы, уже поднабравшись опыта на поршневых самолетах, осваивали реактивную авиацию. К сожалению, в то время все засекречивалось, об этом мало что известно.
Несколько выпускников приняли участие в корейском конфликте, где советские летчики на истребителях МиГ-15 прикрывали от американских бомбардировок в 50-53 годах северокорейские и китайские войска. Об этом в то время запрещалось говорить вслух.
В мае 1946 года Сталинградское авиаучилище было перебазировано в Новосибирск и к 1960 году расформировано, так как Хрущев сделал вывод, что время военной авиации прошло, будущее - за ракетной техникой. Интересно, что в 1956 году, после ХХ съезда партии и разоблачения культа личности Сталина, наименование Сталинградское было заменено на Сибирское (при этом сохранилась аббревиатура СВАУЛ).
Но в период жизни вождя наименование Сталинградское, по понятным причинам, никто менять не собирался, несмотря на фактическое местонахождение училища в Кустанае. В топонимике Кустаная ничего не напоминает о нахождении в годы войны в городе авиаучилища, была в сторону ст. Кустанай-2 улица Авиационная, но уже и она переименована.
Учебные плакаты курсанты рисовали сами / Фото из фонда областного музея
Интересны воспоминания ветеранов об обстоятельствах перебазирования СВАУЛ в Новосибирск. После завершения войны встал вопрос о возможности пребывания авиаучилища в Костанае. То, что принималось необходимым в годы войны, теперь уже нуждалось в изменениях. Пребывание в Кустанае весьма обременяло тогдашнюю инфраструктуру, были заняты буквально все административные и жилые дома. Проведение какого-либо строительства не представлялось возможным - два послевоенных года были еще более голодными, чем во время войны, ресурсов не хватало на восстановление народного хозяйства. Возвращать училище в Сталинград не было возможности, так как он лежал в руинах. В таких обстоятельствах было найдено решение: стало известно о наличии в Новосибирске военного городка еще с царских времен, поблизости находилось пространство для полевого аэродрома.
Надо сказать, что из Кустаная личный состав убывал в Новосибирск с большой неохотой. Сформировался слаженный воинский коллектив летного и технического состава с непревзойденным опытом летной работы, весьма неплохо были отработаны вопросы обеспечения личного состава продовольствием (был даже свой подведомственный совхоз в пригороде, обеспечивающий круглый год продуктами), хорошие погодные условия для интенсивных учебных полетов в течение всего года. Но места для проживания не было вообще, требовалось освободить многие здания, острота военного положения уходила на второй план.
Однако было жалко полностью отказаться от наработанной инфраструктуры, поэтому военное ведомство придумало оставить на базе Наримановского аэродрома школу первоначального летного обучения для училища. Задумано было в течение года готовить курсантов на поршневом учебном Як-18 в Кустанае, затем отобранных, наиболее успешных в летном обучении отправлять в Новосибирск - осваивать уже боевые самолеты (в 50-е гг. реактивные истребители МиГ-15).
В здании гастронома (сейчас угол Аль-Фараби - Алтынсарина) была казарма авиашколы / Фото из фонда областного музея
Об этом периоде можно прочитать в мемуарах космонавта № 2 Германа Титова. Он прибыл из алтайской деревушки в Кустанай, в школу первоначального летного обучения уже после смерти Сталина. Курсанты жили в землянках, строили здания казарм, летали на учебном Як-18.
Через год Титов убыл из Кустаная в Новосибирск, но космонавт № 2 начал летать именно в Кустанае.
Юрий Гагарин и Герман Титов / Фото altapress.ru
Школа первоначального летного обучения просуществовала до 1960 года, в годы хрущевских реформ ее расформировали, было грандиозное сокращение армии. После прихода к власти Брежнева на созданную инфраструктуру военного городка посадили учебный бомбардировочный полк Ил-28 Челябинского военного авиационного училища штурманов. На этом, собственно, история Сталинградского авиаучилища в Кустанае завершилась.
Прибывшее в Кустанай в грозном августе 1942 года училище выпустило тысячи боевых летчиков, которые в период войны летали в основном на истребителях Яковлева, в послевоенные годы - на учебном поршневом Як-18. Ветераны всегда с воодушевлением вспоминали уездный степной городок 40-х годов, в котором было немало сделано для достижения победы.
Материалы номера