Чтобы свет был ярче
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz
В последние годы появилось много автомобилей, фары которых излучают голубой свет. Одни водители говорят, что после установки таких световых приборов ночная дорога стала лучше просматриваться, другие замечают, что препятствия на дороге они стали видеть хуже, но ради моды готовы идти на такие жертвы. В чем причина такой разницы в оценках? Есть ли вообще смысл переходить на такого рода фары в автомашинах, на которых завод-изготовитель установил лампы с традиционным желтым свечением? За советом мы обратились к старшему преподавателю кафедры «Технический сервис» Костанайского госуниверситета Геннадию САВЕЛЬЕВУ:
- У обычной лампы с вольфрамовой нитью накаливания много недостатков. Главный - КПД около 3%. Электроэнергия там идет не столько в свет, сколько в бесполезное тепло. Во-вторых, вольфрам в ходе эксплуатации постепенно испаряется, оседает на стенках колбы лампы и ухудшает ее прозрачность. Сама нить утончается и перегорает. Сильно накаливать ее нельзя, поэтому свет исходит желтый. Чтобы увеличить яркость, необходимо нарастить толщину и длину нити накаливания, но тогда плохо фокусируются фары.
Конструкторы предложили наполнять колбы таких ламп газом из группы галогенов. В такой газовой среде частицы испарившегося вольфрама возвращаются на нить накаливания. Теперь спираль можно разогревать на большую температуру и светоотдача увеличится в два раза.
В конце прошлого века появились лампы принципиально другой конструкции - без нити накаливания. Их называют «ксеноновыми», по названию одного из газов, входящего в газовую смесь, которая при нагревании до температуры более 4000 градусов дает свечение. Свет такой лампы белый, но он настолько ярок, что иногда кажется голубым. На этом и ловятся некоторые автолюбители, пожелавшие не отставать от внедрения технических новинок. Если вы пытались установить ксеноновые лампы и увидели, что освещать дорогу они стали хуже, чем стоявшие до этого «родные» лампочки, значит, вы приобрели простейшую подделку. Кто-то подкрасил обычную лампу накаливания, выдав ее за ксеноновую.
В погоне за голубым свечением применяют и другие способы: ставят на фары соответствующие светофильтры. В обоих случаях световой пучок ослабевает, а с фильтром он еще и рассеивается. Чтобы компенсировать потери, применяют лампы помощнее. Однако их более длинная нить накаливания не попадает в фокус фары, и световое пятно делается размытым. К тому же большая мощность оборачивается увеличением тока, из-за чего возрастает вероятность сгорания контактов и проводов.
Впрочем, иногда переоборудование и под настоящие ксеноновые лампы делается кустарным способом: фокусирование делается на глазок, в результате чего водители встречного транспорта ослепляются, не заботятся горе-мастера и о том, что будет перегружаться энергосистема автомобиля. Поэтому, если речь идет о переоборудовании машин российского производства, то лучше покупать специальный комплект. В него обычно входят лампочки с цоколем, не требующим специальной подгонки под гнездо лампы накаливания вашего автомобиля, а также высоковольтные блоки. Пусковой ток таких ламп адаптирован под российские автомобили.
В целом ксеноновые лампы более долговечны и не боятся вибрации. В качестве недостатка можно отметить, что в одной колбе невозможно объединить два источника: для ближнего и дальнего света. Поэтому для каждого из них нужен отдельный отражатель. К тому же эти лампы не зажигаются мгновенно, им необходимо несколько секунд для разогрева. Именно для этой цели и нужен вышеупомянутый высоковольтный блок.
Что касается цены переоборудования, то если все делать по правилам, это удовольствие будет стоить не менее $1500.Материалы номера