Как научиться жить в согласии с «Интегрой»

«Интегра-КДД» видит все

По наложенным штрафам новая система слежения «Интегра-КДД» уже окупилась с лихвой

В 2015 году системой контроля движения «Интегра-КДД», более известной в народе как интеллектуальные перекрестки, в Костанае зафиксировано 12 946 административных правонарушений. В денежном выражении это 119 683 000 тенге. На такую сумму было выписано штрафов.

Правда, в бюджет, как сообщил «НГ» заместитель начальника ДВД Костанайской области Ерлан ФАЙЗУЛЛИН, поступило только 25 млн - 21% от общего числа зафиксированных правонарушений. Да и водители крайне недовольны новинкой. Почему не верят системе контроля? И как научиться жить с ней? В этом пытаются разобраться корреспонденты «НГ».

Где и как фиксируют нарушения?

В Костанае установлены три системы контроля движения «Интегра-КДД»: на пересечении пр. Абая - ул. Хакимжановой, пр. Абая - ул. Тарана, ул. Тарана - Баймагамбетова. На установку трех перекрестков было затрачено из бюджета 75 млн тенге. Это произошло прошлой осенью, но до начала 2015 года системы работали в тестовом режиме. В рабочий их перевели 9 января.

«Интегра-КДД» фиксирует заезд на стоп-линию, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на полосу встречного движения. По словам начальника отдела административной практики УАП ДВД области Каиркельды ТЛЕУБАЕВА, примерно 70% зафиксированных системой нарушений касаются незаконного пересечения стоп-линии. За это предусмотрен штраф 5 МРП, или 9 910 тенге.

На втором по «популярности» у местных водителей месте - проезд на красный свет (штраф 10 МРП, или 19 820 тенге). И наконец, выезд на полосу встречного движения, за которое лишают права управлять автотранспортом на один год. За первый квартал текущего года таким образом наказаны 16 водителей.

Система «Интегра-КДД» работает в круглосуточном режиме. Она видит все автомобили на этих перекрестках и выделяет тех, которые нарушают ПДД. Если водитель допустил два и более нарушения, например, пересечение стоп-линии, поехал на красный свет светофора, то штраф будет как за более тяжкое правонарушение (проезд на запрещающий сигнал). Нарушители ПДД на видео выделяются красным квадратиком. Такие записи автоматически складываются в отдельную папку и ежесуточно (также автоматически) передаются инспекторам процессингового центра, где их обрабатывают: по базе данных находят владельца автомобиля и по месту регистрации транспорта выписывают предписание.


Предписания в процессинговом центра ДВД печатают, как горячие пирожки

- Мы не смотрим, принадлежит машина юридическому или физическому лицу, отправляем предписания даже на станцию «скорой помощи», департамент ЧС, ДВД и т. д. Оттуда к нам должен прийти ответ, что именно в этот момент водитель ехал на вызов и нарушение было вызвано служебной необходимостью, - рассказывает инспектор процессингового центра ДВД Костанайской области Динара ШАРИПБАЕВА.

Когда нет разметки

В первые дни действия «Интегры-КДД» водители были возмущены отсутствием разметки. Зимой, как правило, она находится под снегом или льдом. Водители стоп-линию не видят, однако нарушение система фиксирует.

«Применение установленной системы слежения «Интегра-КДД» для фиксации нарушения в виде проезда стоп-линии на запрещающий сигнал светофора согласно технических условии возможно лишь в совокупности с нанесением дорожной разметки, установленных дорожных знаков, светофоров, информационных баннеров о том, что контроль за дорожным движением осуществляется с помощью видеосистем», - обращаясь в суд, написал юрист Александр БЕЗВОДИНСКИЙ.

Однако его точку зрения не разделяют полицейские. Инспектор процессингового центра Динара Шарипбаева отмечает: фиксация нарушения происходит, когда сигнал светофора сменился на запрещающий. Если в этот момент вы пересекли стоп-линию или на нее заехали, то ждите извещения. Но нарушения не будет, если в это время вы завершали маневр. При этом, если вы пересекли стоп-линию до смены сигнала светофора, но не успели завершить маневр на перекрестке, это уже будет считаться нарушением. Зимой стоп-линии на проезжей части действительно не видны, поэтому ориентироваться нужно по соответствующему знаку.

- Если разметка и не видна, то на всех этих перекрестках есть знак «Стоп-линия», - говорит Шарипбаева. - Правда, бывают случаи, когда, допустим, стоит автобус и водитель со второй полосы не увидел стоп-линию. В таких случаях мы досконально изучаем ситуацию. Срок хранения видеозаписей - год.

Если у водителя есть вопросы, сомнения, то нужно приехать и посмотреть видеофиксацию, где можно увидеть свое нарушение посекундно. Как правило, посмотрев «фильм про свой автомобиль и себя», нарушители вопросов больше не имеют.

Какие нарушения фиксирует система «Интегра-КДД»

Тут нужно обратить внимание еще на один момент: большинство водителей ориентируется на впереди стоящую машину. На интеллектуальных перекрестках этого делать не стоит. Представьте: перед вами стоит автомобиль, и вы подъезжаете к нему сзади вплотную. В этом случае «Интегра-КДД» вас запишет в нарушители, а впереди стоящую машину - нет, потому что она заехала на зеленый сигнал, а вы - уже на запрещающий сигнал светофора. Кстати, если вы хотите увидеть, кто из членов семьи был за рулем вашего авто и нарушил Правила дорожного движения, то можете запросить эту информацию в процессинговом центре (пр. Абая, 39, каб. 6). Также о штрафах можно узнать через портал электронного правительства еgov.kz.

Очень важно: чтобы штраф считался погашенным, его недостаточно только оплатить, необходимо прийти в процессинговый центр по указанному выше адресу с квитанцией об уплате и сделать отметку. Только после этого ваше имя как штрафника будет убрано из базы.

Вмешательство в личную жизнь? 

 

Прежде чем выписать предписание, инспектора просматривают видеозапись нарушения

«Система слежения, согласно техническим условиям, должна быть настроена таким образом, чтобы на фотографии предписания и видеоролике было четко видно саму стоп-линию, дорожные знаки и светофорные объекты. В противном случае видеослежение считается несанкционированным и граничит с вмешательством в личную жизнь граждан, что противоречит Конституции РК и существенным образом нарушает их конституционные права на жизнь», - уверен Безводинский. Он один из первых юристов в Костанайской области пытался представлять интересы водителей автобусов, «пострадавших» от интеллектуальности перекрестков в суде. Правда, суды дело завернули.

- Такие жалобы не могут быть приняты к производству. Дело в том, что Кодекс РК об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей обжалование предписаний, оформленных в автоматическом режиме электронным способом, - пояснил ситуацию «НГ» председатель административного суда г. Костаная Махсат СЕРГАЗИН.

Судья дополнительно разъяснил, что надо обратиться в ДВД с заявлением о несогласии с предписанием об уплате штрафов. И если на это заявление будет получен отрицательный ответ, у водителя появится право обжаловать решение должностного лица в суде.

Так и поступила жительница Костаная Марьяш САМАРБАЕВА. Она вначале обратилась к руководству ДВД с просьбой отменить предписание, так как на проезжей части не видно дорожной разметки. Потом пошла с суд с заявлением об обжаловании действий должностных лиц. Но ей, как сообщили в пресс-службе административного суда, отказали в удовлетворении жалобы.

Арам АВЕТИСЯН из Костаная на блоге министра МВД 4 марта 2015 года написал: «В Костанае с 9 января начала работать на 3 перекрестках города система видеофиксации нарушений «Интегра»... Но суть в том, что на данных перекрестках нет никакой дорожной разметки и нет информационных баннеров о том, что ведется видеофиксация нарушений».

«В соответствии с пунктом 4.1 Государственного стандарта РК (СТ РК 1412-2010 от 01.01.2012 г.) на участках дорог, где дорожная разметка, определяющая режим движения, трудно различима (снег, грязь и т. п.) или не может быть восстановлена, должны быть установлены соответствующие по значению дорожные знаки, в указанном случае 5.33 «Стоп-линия». Место остановки транспортных средств при запрещающем сигнале светофора (регулировщика). Вместе с тем сообщаем, что в местах установки сертифицированных контрольно-измерительных технических средств наличие информационной таблички, указывающей на то, что на данном участке дороги ведется видеонаблюдение, не является обязательным условием, - ответил министр МВД Калмуханбет КАСЫМОВ.

Словом, рано или поздно штраф по полученным предписаниям о нарушении ПДД придется платить. Предписания эти на сегодня имеют такую силу, что их даже в суде нельзя обжаловать. В более выгодной позиции - владельцы автомобилей, которые стоят на учете в РФ или в других государствах. К ним не отправляют предписаний, так как полиция Казахстана не имеет доступа к базе автовладельцев других государств.

- На мое имя уже пришло более 30 предписаний, штраф переваливает за 300 000 тенге, - рассказывает владелец автобусов Константин ПРОЦЕНКО, который уверен, что не всегда права система слежения. И приводит пример: автобус остановился на знак «Стоп-линия», разметки не видно под снегом, при этом колесо автобуса заехало за нее на 3 см. Тут же из дорожной полиции приходит предписание.

- Как быть в этой ситуации? - спрашивает владелец автобусов. - Я обратился к руководству ДВД, но мне оттуда пришло письмо об отказе в удовлетворении моей жалобы. Теперь собираюсь обратиться в суд. Как правило, предписание выписывается на владельца автобуса. Если учесть как доставляются предписания, при увольнении водителя я даже не смогу с него востребовать штраф!

Сколько нарушении зафиксировано «Интегрой-КДД»

Когда начинается отсчет

Можно сказать, у предписания нет срока действия до тех пор, пока вас о нем не уведомили. Срок начинает исчисляться не с момента регистрации правонарушения и выписки предписания, а с момента уведомления о нем.

- Предписание на оплату административного штрафа направляется заказным письмом по месту регистрации транспортного средства. О получении предписания свидетельствует уведомление, на котором имеется подпись адресата. Именно с этого момента исчисляется срок исполнения предписания, - сообщил «НГ» заместитель начальника ДВД Ерлан ФАЙЗУЛИН.

Если в течение 30 дней после получения уведомления штраф не уплачен, полиция отправляет предписание судебным исполнителям. Если учесть, что сейчас по взысканию административных штрафов работают в основном частные судебные исполнители, то к сумме вашего штрафа смело можно будет прибавить еще 25%. Это уже оплата работы судебных исполнителей.

Есть и радостная новость: при совершении повторных правонарушений, зафиксированных скоростемерами, сумма штрафа не возрастает. Это правило также действует с нового года. Напомним, по законодательству, если в течение года нарушаешь тот же пункт ПДД неоднократно, то применяется принцип повторности.

Если предписание не пришло к вам домой, то штраф будет «висеть» до тех пор, пока вы не столкнетесь с РЭО ДВД, например, придете снимать автомобиль с учета. В данное время, как отметили в полиции, прорабатывается вопрос о том, что штрафы будут «всплывать» при обращении в ЦОН за любой услугой. И прежде чем получить услугу, нужно будет оплатить штраф, зафиксированный «Интегрой-КДД».
Новая система слежения нацелена, как видим, прежде всего на взыскание штрафов и пополнение бюджета. Сделают ли они более дисциплинированными водителей - пока вопрос. Разгрузят ли дороги? Это вопрос решенный, причем, к сожалению, отрицательно: почему-то в часы пик именно на этих перекрестках заторы.

 

Пробки как были в часы пик, так и есть

70% нарушений, зафиксированных «Интегрой-КДД», связано с игнорированием этого знака

ул. Хакимжановой - пр. Абая - один из трех перекрестков, на которых установлены система слежения