Дорога в безграничное пространство
Галина КАТКОВА
Это очередная знаковая дата в календаре существования Таможенного союза Казахстана, России и Белоруссии. Она отмечает на участке казахстанско-российской границы отмену таможенного контроля и перенос его на внешний периметр границ ТС. То же произойдет со всеми видами госконтроля: транспортным, ветеринарным, фитосанитарным. Руководители трех стран заявляют, что таким образом де-юре завершится формирование единой таможенной территории. Наши граждане гадают, как же оно без таможни все пойдет.
«Ни одного человека»
30 июня руководство департамента таможенного контроля по Костанайской области посетит все пункты автомобильного пропуска, которые мы привыкли называть таможенными постами. Там пройдут короткие торжественные мероприятия, будут сняты флаги таможенного ведомства. И все. После этого ни одного представителя этой службы на 6 постах быть не должно. На территории области останется лишь одно исключение - таможенный пост «Ауежай», находящийся в аэропорту. Порт международный, соответственно по его территории проходит внешняя граница страны-члена ТС. И там таможенному контролю граждане и их багаж подвергаться будут.
- Порядок такой, - объясняет начальник таможенного поста «Ауежай» Арман ЖАНАЛИНОВ, - пассажиров с авиарейсов, которые осуществляются внутри стран-членов Таможенного союза, мы досматривать не будем. Объемы провоза материальных ценностей, валюты для них не ограничены. Вези хоть миллионы - у таможни вопросов не возникнет. Если рейсы в третьи страны - а в Костанае это борты на Ганновер, Киев, Анталию - то для их пассажиров таможенный контроль сохраняется. Кроме того на внутренних для ТС рейсах досмотру будут подвергаться транзитные пассажиры, коридор передвижения которых пролегает через третьи страны. Но ничего нового в нашем контроле для них не будет, все - как раньше.
С границ таможня уходит, но как институт, наряду с другими обеспечивающий экономическую безопасность и состоятельность государства, естественно, остается. Есть оборот товаров с третьими странами и работа в рамках ТС по тому самому внешнему периметру общей границы, есть южное направление, где Казахстан граничит с Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном. Часть костанайских таможенников уже уехала туда работать. Еще кто-то, возможно, будет приглашен на пограничную службу, которой как раз сейчас передается на баланс вся таможенная инфраструктура, сложное оборудование, сосредоточенное на постах. Специалисты, которые умеют работать на таком и обслуживать его, вряд ли останутся не у дел.
«Сумочный» вопрос
Он волнует большинство граждан, свободно передвигающихся в пределах стран ТС. Свободно-то свободно, но с «отягощением» - утомляет в поездках таскание огромных сумок, которые при пересечении границы нужно дважды из плотно набитого багажного отделения автобуса вынуть и туда обратно втолкнуть. А если груз хрупкий, вообще мороки не оберешься. Мы почему-то ждали отмены «сумочного» режима еще в июле прошлого года, когда речь шла о том, что таможенный контроль становится выборочным. Не дождались. Как выяснилось, не дождемся и сейчас.
По-честному, пассажир редко разбирается, кто досматривает его, автобус или машину - таможенник или пограничник. Тем более что право на это имели и те, и другие. Теперь таможенники ушли, пограничники остаются. Их основная задача - борьба с незаконной миграцией, провозом наркотиков, психотропных средств, нелегального оружия и прочих запрещенных для перемещения товаров. А следовательно они имеют право досматривать и граждан, и транспортные средства. И будут это делать. Опыт прошлого года показывает, что погранслужба при заявленном с 1 июля 2010 года снижении объемов таможенного контроля своим правом на досмотры начала пользоваться очень активно. Вплоть до жалоб предпринимателей.
Теперь пограничники остаются на пунктах пропуска одни. «НГ» пыталась взять комментарий, как будет строиться там их работа с 1 июля 2011 года, будет ли в ней что-то новое, но в региональном управлении «Солтустик» нам ответили, что разъяснения из республики поступят лишь к концу нынешней недели.
Самое интересное, что в соответствии с планом мероприятий по формированию ТС следующий этап интеграции трех стран - формирование Единого экономического пространства. И это пространство - безграничное в прямом смысле слова. Со своих постов на участке казахстанско-российской границы к 1 января 2012 года должны будут уйти и пограничники РФ и РК. Именно такой этап проходит сейчас другая партнерская пара по ТС: россияне и белорусы. Они снимают полосатые пограничные шлагбаумы и передвижение из страны в страну становится как во времена СССР. И вот в такой ситуации таскание сумок точно отменяется.
А пока у нас на повестке дня вопрос: у кого теперь спрашивать, сколько чего можно провезти для личных нужд или в подарок, когда едешь в гости в Челябинск. Раньше на такие насущные вопросы граждан отвечала таможня.
- Да в принципе такие вопросы возникать не должны, - считает начальник управления организации таможенного контроля ДТК по Костанайской области Анатолий ЛИ. - Нет нормативно-правовых актов, регулирующих, сколько гражданин внутри ТС может везти чего-либо для себя. До формирования Таможенного союза в Казахстане было постановление, которое четко ограничивало, что для личных нужд можно везти, скажем, 4 рубашки, 2 фотоаппарата... Но с начала работы в рамках ТС таких норм внутри союза не существует. Норма беспошлинного ввоза - это актуально только для внешних границ.
Кто не успел
Есть люди, которые сейчас очень бы хотели отодвинуть 1 июля куда-нибудь в конец календаря. Казахстанские автовладельцы, точнее, те, кто ими рискует так и не стать, хотя машины для них из дальнего зарубежья в последнее время ввозились просто лихорадочно. Но теперь на пунктах пропуска заторы. Стопорится и доставка. Транспортировщики, услуги которых уже проплачены, то не могут достать контейнеры, то не могут их доставить. К делу уже подключился МИД, который, вызволяя машины, ввезенные, в частности, через территорию Грузии и Азербайджана, рекомендовал казахстанцам после 20 июня прекратить закуп авто, так как с каждым днем растет риск не успеть их зарегистрировать. Глава Минфина РК Болат Жамишев сделал жесткое заявление о том, что никакого продления сроков регистрации не планируется.
Льгота, данная Казахстану в рамках ТС, является согласованным решением трех сторон, о пролонгировании ее никто просить не будет.
Напомним, что речь идет о праве казахстанцев в течение 2010 года приобрести одну машину в личное пользование с применением льготных ставок таможенных пошлин, которые в разы ниже ставок единого таможенного тарифа. Норма действует на день регистрации таможенных документов. Час икс - 1 июля сего года.
- Желание купить авто, растаможив его за 1000 евро вместо 8000 евро по ЕТТ, понятно, - говорит Анатолий Ли. - Но ведь постановление действовало почти год, явно можно было приобрести и оформить машину без сегодняшнего ажиотажа. Конечно, решения принимаются не здесь, но очень сомнительно, что сроки регистрации ввезенных до 1 июля автомашин будут продлены.
Рынок изменится
Интересно, что каждый этап интеграции в рамках ТС начинается либо с какого-нибудь скандала, либо с апокалиптических прогнозов. То прямо перед датой подписания межправительственных соглашений по союзу ряд казахстанских политиков и предпринимателей сделали громкое заявление, что ТС разрушителен для экономики Казахстана. То после ознакомления со ставками единого таможенного тарифа казахстанским автосалонам предрекали массовое разорение.
- Ну да, после 1 января 2010 года цены у нас существенно изменились. Но сейчас народ к ним как-то попривык, - говорит директор костанайского ТОО «Автодом» Валерий СТЕПАНЕНКО. - Да и конъюнктура рыночная будет меняться. И именно в рамках ТС. Смотрите, в России сегодня 20 автозаводов работают, нормально вполне работают, владельцы мировых брэндов следят там за качеством производства. Так что года через два, думаю, процентов 70 нашего рынка займут авто оттуда. Да и в Казахстане автопром начал развиваться: все-таки уже 4 сборочных производства действуют, вполне боевые заводы. Есть законы рыночной экономики, в соответствии с которыми развитие отрасли реально начинается, когда емкость рынка подходит к 200 млн человек. На такую совокупную потребность уже можно делать ставки. Рынок ТС просчитывается как 170-175 млн человек. Это способно стимулировать развитие во многих отраслях... Что касается сейчас обиженных покупателей авто по льготным ставкам, то спрашивается, чего ждали последнего трамвая? Это первое. Второе - ажиотаж, поддерживаемый через СМИ, стимулирует покупательский спрос. Кому-то это выгодно.
Мы попросили предпринимателя, который уже 20 лет в бизнесе, оценить очередной этап интеграции. Уход таможни с пунктов пропуска Степаненко оценил положительно. Сказал, что это даст возможность при перевозках экономить время, потому что «если таможенник есть, он обязательно хочет и будет задавать вопросы, а еще ему непременно надо расписаться в каких-нибудь документах».
«Через проблемы переступаем»
Но вообще предпринимателям накануне 1 июля хотелось бы больше конкретики. Какого-то разъяснительного мероприятия. Стратегия всем понятна, но детали беспокоят. На Петербургском международном экономическом форуме заместитель председателя Национального банка Казахстана Данияр АКИШЕВ говорил:
- Европейский союз начался с союза по стали и углю, а закончился полной интеграцией и единой валютой. Но все эти процессы продолжались более сорока лет... Мы этот громадный путь, который проходила Европа, в том числе путь создания нормативной базы по Единому экономическому пространству прошли примерно за два года... И я хочу отметить, что скорость интеграции между Россией, Казахстаном и Беларусью очень высокая.
Шаги действительно семимильные, на форуме речь шла уже о скоординированной денежной политике, а в регионах предприниматели еще не «переварили» последствия первого этапа формирования ТС.
- Мы идем к Единому таможенному пространству, оставляя в тылу нерешенные проблемы, - считает консультант по ведению бухгалтерского и налогового учета Наталья ПИВОВАРОВА. - Мне часто приходится сталкиваться с проблемами участников ВЭД, особенно в части оформления товаров, подтверждении факта экспорта, оплаты косвенных налогов. Год мы работаем при изменившемся порядке уплаты этих налогов. И тот вопрос, который беспокоил предпринимателей на старте этой эпопеи, так и не прояснен. Я имею в виду определение даты оприходования товаров. Гильдия бухгалтеров, аудиторов, самих налоговых инспекторов голову себе сломала над этим вопросом. Он не решен. А мы «идем дальше». Сейчас предпринимателям интересно, кто вместо таможенников будет формировать реестры перемещаемых товаров. Это опять имеет касательство к проблеме уплаты косвенных налогов. Нет ответа. И никто нас не торопится просветить. Я обшарила Интернет, но никаких свежих нормативных актов, созданных в помощь предпринимателю накануне 1 июля, не нашла. Конечно, говорят нам, на первом этапе проблемы неизбежны. Но ведь они остаются и на втором, третьем, и в конце концов дорого стоят предпринимателям.
Таможня информирует
Пресс-служба Магнитогорской таможни сообщила, что с 1 июля в регионе деятельности Магнитогорской таможни ликвидируются железнодорожный таможенный пост Карталы, таможенные посты Мариинский и Николаевка. Участники ВЭД и физические лица, пересекающие российско-казахстанский участок государственной границы и перемещающие при этом товары, должны знать, что пограничный контроль будет осуществляться в прежнем режиме. Фитосанитарный, карантинный и ветеринарный контроль за ввозом товаров будет осуществляться службами Россельхознадзора и Роспотребнадзора. Это равно касается товаров, ввозимых как физическими, так и юридическими лицами.
ОПРОС
Повлияет ли упрощение контроля на границе на повышение предпринимательской активности?
Анатолий ТИХАНОВСКИЙ, советник директора ОЮЛ «АСПреДКО»:
- Сейчас однозначно сказать трудно. Слишком мало информации от таможенных органов, пограничников, департамента предпринимательства. Мы много знаем, как идут переговоры по ТС на самом высоком уровне, но не знаем конкретики. Какой валютой вести взаиморасчеты? Как быть со складами временного хранения? По порядку бухучета какой из стран - членов ТС делать проводки? Где искать таможенников, чтобы провести все процедуры? Если раньше при всей коррупционной составляющей таможенных процедур все-таки сразу на границе сидели таможенники и решали свои вопросы, то кто, как и где это будет делать сейчас?
Валерий ВИШНИЧЕНКО, мажилисмен:
- Думаю, исчезновение таможенного контроля на внутренних границах положительно скажется на активности предпринимателей. Упрощается взаимный доступ на рынки стран - членов Таможенного союза. Безусловно, отсутствие таможенного контроля заставит наших предпринимателей работать над качеством производимых ими товаров, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе с производителями других стран ТС, что будет полезно для потребителей. Это значит, что бизнес начнет вкладывать деньги не в оборот, а в использование новых технологий и заниматься инновационными проектами. Проблемы будут - этого никто не отрицает, но преимуществ будет больше.
Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ, экономист:
- Если это и даст эффект применительно к предпринимательской активности, то совсем незначительный. На предпринимательскую активность больше влияют размеры пошлин. Но между Россией и Казахстаном они до Таможенного союза были низкие или нулевые, из-за чего, собственно, смысла в создании ТС не было - достаточно было прежних соглашений между нашими государствами о свободной торговле.
А если говорить в целом, то отмена пограничного контроля ухудшит криминогенную обстановку в РК. В Казахстане был больший порядок, чем России. Теперь же их проблемы перекинутся и на нас.
Марина БУТ, предприниматель:
- Отсутствие таможенного контроля, без сомнения, повлияет на активность предпринимателей. Будет все меньше волокиты с растаможкой и оформлением грузов. Мы не один год пытались наладить прямые поставки с меховой фабрики в Казани. Проблема заключалась в том, что заказывать нужно было крупные партии товара, мелкие поставлять нам было невыгодно из-за больших расходов и канители на таможне. Сейчас, надеемся, будет проще. Хотя легче, конечно, будет не всем, возрастет конкуренция.
Валерий РОЗУМОВИЧ, предприниматель:
- Честно говоря, думаю, что отсутствие таможенного контроля никак не повлияет на активность предпринимателей. Мы не приобретем ничего и ничего не потеряем. Нормальные предприниматели перестроятся, если будет нужно, и смогут работать в новом режиме. А если на наших рынках благодаря беспошлинному ввозу появятся идентичные нашим собственным товары из России и Белоруссии, то мы получим существенный стимул для развития. Конкуренция всегда была двигателем развития экономики.
Материалы номера