«Надо опираться на факты»
С большим интересом прочел интервью Святослава Александровича Медведева. Конечно же, его деятельность по защите прав русского населения, радение за родной язык и судьбы родного народа вызывают уважение и всемерную поддержку. И положение русского языка и русской культуры, равно как и казахского языка, в Казахстане может и должно быть предметом открытого обсуждения. Однако, как это часто случается, в пылу полемики г-н Медведев прибегает к таким аргументам, которые вряд ли способны придать дискуссии конструктивные формы.
Например, он делает «открытие», сообщая, что предки русских, украинцев, белорусов «жили по реке Тобол, когда «титульных» (очевидно - казахов - Е. А.) тут еще не было». Святослав Александрович одной фразой выбросил из истории целую эпоху. Сибирские летописи изобилуют сведениями об участии казахов наряду с другими коренными сибирскими народами в политических событиях в Притоболье в период завоевания Сибири. Известный русский исследователь А. И. Левшин в своем труде «Описание киргиз-кайсакских или киргиз-казачих орд и степей» (1832 г.), описывая границы занятых казахами земель, пишет: «Северную ее границу (казахской степи - Е. А.) составляют: ...от Иртыша до Тобола, или Звериноголовской крепости, так называемая Горькая Сибирская линия, от Звериноголовской крепости до устья Уя - река Тобол, далее река Уй и потом Урал, начиная от Спасского форпоста (близ Верхнеуральска) почти до Оренбурга». Конечно, наряду с казахами в Степном Притоболье жили и другие народы - башкиры, калмыки, каракалпаки, но совершенно точно, что русские (а равно и украинцы, и белорусы) появились здесь не раньше 80-х годов XIX века.
Не менее сомнительны и приводимые автором сведения о том, что на юге Казахстана люди, переставшие говорить на русском, сразу потеряли возможности для развития и приобщения к мировой культуре. Хочется прямо спросить у Святослава Александровича - как он, не зная казахского языка, может так смело оценивать его функциональные возможности? Проблемы, существующие в языке, - не повод, чтобы махнуть на него рукой, «а, все равно он не развит и малофункционален, давайте перейдем на другой». Систематизация и регулирование словообразования, создание академических терминологических словарей, улучшение методики и организации системы обучения казахскому языку, а также и языкам других народов Казахстана - вот те меры, которые должны быть предприняты сегодня. Самое главное, о чем не говорит г-н Медведев, - то, что внедрение казахского языка не говорит об отказе от русского. В конце концов, я эти строки пишу на русском языке, отказываться от использования которого не собираюсь.
Напрямую связан с языковой политикой вопрос о представительстве этнических групп в органах власти. Действительно, доля казахов в правоохранительных органах и органах власти выше, чем их доля в структуре населения. Но с чем это связано? Уж никак не с этнической принадлежностью, а скорее со степенью владения государственным языком. Представьте, что придет в дежурную часть ДВД, в приемный покой областной больницы или в приемную акимата житель нашей области, слабо владеющий русским языком (а таких было немало и в советское время, просто раньше от них отмахивались). Если сидящий в кресле не может обслужить его (а государственная служба и существует для обслуживания населения) - чьи тогда права нарушаются? Лично для меня, когда на чашах весов права простого гражданина и права чиновника, перевешивают права гражданина. Поэтому требование знания государственного языка для государственной службы - это осмысленное ограничение прав претендента на кресло, призванное обеспечить права широкой массы граждан.
Еще одно «открытие» Святослава Александровича относится к сфере экономики. Оказывается, у нас в регионе нет сотрудничества с приграничными регионами России в сфере экономики! Только Конгресс соотечественников, представителем которого является уважаемый г-н Медведев, наконец-то сдвинет дело с мертвой точки! Но Россия и так является крупнейшим торговым партнером Казахстана. Ради чего ломает копья Святослав Александрович? Оказывается, из нашей пшеницы в Челябинске выпекают хороший хлеб и делают макароны, а у нас - нет! Интересно, какой хлеб покупает г-н Медведев в магазине? Неужели челябинский? А труд наших производителей молочных, макаронных и колбасных изделий тоже незаметен радетелю интересов соотечественников? Обидно за отечественных товаропроизводителей.
«Почему бы нашим соседям не вложить свои деньги в развитие фабрики «Большевичка» или обувной фабрики?» - патетически вопрошает Святослав Александрович. Да потому, что это им невыгодно. Трудно поверить в возможность победить китайскую и индийскую легкую промышленность, основанные на почти бесплатной рабочей силе, в благородном деле одевания Сибири в качественную детскую одежду. Будут «российские соотечественники» работать за такую же, как в Китае или Индии, зарплату? Вряд ли. У нашей легкой промышленности полно проблем, но пути их решения, озвученные в интервью, трудно назвать реальными.
В целом интервью оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, открытое обсуждение существующих в межэтнических и межконфессиональных отношениях проблем - дело, безусловно, полезное и даже необходимое. С другой стороны - при этом обсуждении надо опираться на проверенные факты. Особенно таким уважаемым и известным в регионе людям, как Святослав Александрович.
Еркин АБИЛЬ, проректор КГПИ, доктор исторических наук
Материалы номера
пожалуйста зарегистрируйтесь.
Появление серьезных аналитических статей об истинном положении русских в Казахстане представляется крайне важным. Год за годом, под лицемернейшими лозунгами "межнациональной гармонии" в Казахстане совершается системное преступление против человечества, в полном соответствии с определениями, принятыми ООН и Международным трибуналом. Об этом пора сказать без обиняков.
Прелюдия
Все исследователи процесса развала СССР почему-то обходят молчанием события декабря 1986 года в Алма-Ате. Между тем, алма-атинский декабрь-86, безусловно, следует считать отправной точкой крушения советской системы, своего рода пристрелочным выстрелом по зданию Союза.
Прерванное на самой ответственной стадии расследование декабрьских событий все-таки успело кое-что прояснить.
Во-первых, тот декабрьский бунт не был ни спонтанным, ни стихийным: плакаты и транспаранты, которые несли "повстанцы", были изготовлены за год, за два, а то и за три года до событий.
Во-вторых, официальный лепет о социальных причинах беспорядков был абсолютно несостоятелен. В лозунгах, под которыми выступали "повстанцы", ни единого слова не было о материальном неблагополучии или жилищном неустройстве. "Да здравствуют казахи!" ("Казак жассасын!!!") - вот что во всю мощь юных глоток скандировала многотысячная толпа. "Казахстан - для казахов!", "Казахстаном должен управлять казах!" - вот что значилось на транспарантах.
В-третьих, "стихийное" выступление было удивительно дружно поддержано по всему югу Казахстана.
Но главным, что открылось в процессе расследования, что было наименее приятным и начисто разрушало кунаевскую легенду о "лаборатории дружбы народов", было очевидное: здесь рано или поздно грядет этническая чистка.
Большая чистка
На протяжении многих лет интеллектуальная казахская элита готовила идейное обоснование будущей большой этнической чистки.
Итог вдохновенного труда подвел этнограф Макаш Татимов. Основные тезисы "доктрины Татимова" с тех пор неоднократно озвучивались лично Н.Назарбаевым. Вот их краткая суть.
Этническая ситуация, при которой казахи оказались в численном меньшинстве на своей земле, создана искусственно, по воле "московского центра", путем измора и изгнания казахов в процессе коллективизации 30-х годов, а также в результате использования территории Казахстана для массовых ссылок и депортаций, особенно - немцев, чеченцев и корейцев. Ну, а поскольку ситуация-де создана искусственно, у казахского народа есть все права, а главное, моральное право, преодолеть эту ситуацию также искусственными методами. При Союзе М.Татимов помалкивал о сущности этих методов, в дальнейшем, будучи советником президента Назарбаева, стал гораздо откровенней, выразив свою мысль так: "бесконфликтное отступление бывшей имперской нации" - то есть русских.
Поскольку большое количество казахов проживает вне Казахстана, необходимо обеспеченное на государственном уровне "орда басы" - "соединение орд", то есть объединение всех казахов в едином государстве. В результате же к 2010 году планируется восстановление порушенной "рукой Москвы" исторической справедливости и образование этнически однородного электората. Тогда все лозунги "декабристов-86" автоматически станут былью.
Между тем, даже не русским было суждено первыми испытать на себе "доктрину Татимова". Первыми стали чеченцы. В 1992-1993 гг. по всему Казахстану - от Ново-Узеня на крайнем западе до Усть-Каменогорска на крайнем востоке - прокатилась волна чеченских погромов. Причина была простой: крепко спаянная чеченская диаспора оказалась наиболее приспособленной к условиям "дикого рынка". Организованность и "стихийные" мобилизационные способности, проявленные казахской молодежью при этих погромах, заставляли вспомнить декабрьскую прелюдию 86-го года.
Затем, в 1993-95 гг., последовал "немецкий исход". Немецкое население Казахстана к началу исхода насчитывало около 800 тысяч человек. Немцы уже во втором поколении после высылки в Казахстан превратились в подлинную технократическую элиту: известные всей республике руководители совхозов и колхозов, крупные инженеры, прекрасные специалисты-врачи носили немецкие фамилии. И вот этот огромный пласт населения, по квалификационному уровню являвшийся настоящим государственным достоянием, тронулся в путь.
??1993 года начинается продолжающийся поныне массовый отъезд русского населения. Пик этого процесса пока приходится на 1994 год: более 300 тысяч русских покинуло в тот год Казахстан, почти столько же, сколько всего выехало русских из дудаевской Чечни. Этот печальный "рекорд" едва не был перекрыт 1998 годом - около 250 тысяч. Примерно такой же цифрой знаменуется год 1999-й. В настоящее время миграционная служба РФ оценивает количество русских переселенцев из Казахстана в 2 млн. человек. Эта цифра занижена как минимум на 1 млн. С 1994 по 1996 годы режим Назарбаева ввел положение о засекречивании всех данных по миграции и этнографии. Но должной реакции со стороны любителей порассуждать о "гуманитарных катастрофах" так и не последовало.
Между тем, "перемещенные" русские создали и продолжают создавать порою непреодолимые проблемы для сопредельных с Казахстаном областей РФ. Так, в одном лишь Алтайском крае ныне проживает 70 тысяч переселенцев из Казахстана, которых необходимо обеспечить жильем и работой.
Невиданная этническая чистка совершенно не потревожила вездесущую и всезнающую мировую общественность. Как и предполагал М.Татимов, "этническое отступление" пока проходит "бесконфликтно".
Геноцид - это не обязательно резня, как думают многие, а создание невыносимых условий бытия. Против русского населения Казахстана применяются следующие формы бескровного геноцида.
Первое - явное и скрытое поражение в правах русского населения в целом; русских общественных и общественно-политических организаций и их лидеров (особенно - казачества); юридических лиц в сфере всех форм деловой активности, особенно - в бизнесе; физических лиц - в бытовой сфере.
Явное поражение в правах обеспечивает целый пакет дискриминационных законов. Первое место среди них, безусловно, занимает закон о языках. В новой редакции этого государственного акта русский язык, на котором свободно изъясняется 99,9 % населения, вообще лишен какого-либо официального статуса; кабинету министров предписано каждый год издавать список должностей и профессий, для исполнения которых необходимо знание казахского языка; кроме того, с 2000 года начинается перевод всего делопроизводства на казахский. Впереди - перевод казахского языка на латинский шрифт. Далее следуют: закон о гражданстве, законы о СМИ, законодательные акты о митингах, шествиях и демонстрациях, о политических партиях и общественных организациях, весь пакет законодательных актов и "подзаконных" документов об образовании, включая "Государственную концепцию образования в республике Казахстан". Явное поражение в правах касается прежде всего русского населения в целом и русских общественных организаций. Для последних законодательное поле деятельности сужено настолько, что невозможно даже гласное заявление уставных и программных целей.
Латентное поражение в правах достигается совершенно произвольным толкованием законов и созданием незаконных, а то и вовсе откровенно неконституционных актов; непринятием мер правоохранительного порядка по фактам явного нарушения прав русских; а также массовым принятием неправосудных решений по делам русских как отдельных юридических и физических лиц, так и целых организаций. Последнее носит характер настоящего "судебного террора", ничего похожего в практике других стран СНГ мне неизвестно, даже по прибалтийским государствам.
Началу "судебного террора" предшествовала тщательная этническая чистка судов, аппарата Минюста и прокуратуры: около 4/5 сотрудников этих учреждений казахи.
"Судебный террор", кроме подавления деятельности русских общественных организаций, особенно охотно применяется при вытеснении русских из предпринимательства: отъем собственности в пользу казахов путем неправосудных решений - норма жизни современного Казахстана.
Вторая форма геноцида - акты вандализма по отношению к памятникам русской культуры как советского, так и имперского периодов.
Еще Геббельс поучал солдат вермахта перед походом на Восток: "Уничтожайте памятники! Народ, лишенный истории, обречен!"
В настоящее время в Казахстане переименованы десятки тысяч объектов: улиц, площадей, городов, городских и сельских районов, никогда не имевших иных названий, кроме русских. Самый крупный и вызывающий акт "ономастического вандализма", пожалуй, переименование исконно русского города-порта Гурьев в "Атырау".
Снесены десятки памятников, среди которых: памятник Ермаку Тимофеевичу в г.Ермаке (сам город переименован в "Аксу"), памятник первоцелинникам на привокзальной площади и мемориал "Покорителям Целины" в Целинограде (сам город ныне - "северная столица" "Астана"), бюст Пржевальского в г.Зайсане.
Не имея ни средств, ни желания, ни умения что-либо строить и созидать своими руками, власти произвольно отбирают русские школы под казахские, в театрах и дворцах культуры открывают "казахские музыкальные театры". При этом наполняемость классов в городских казахских школах не превышает 25 человек на класс, а "розданные на уплотнение" русские школьники теснятся в количестве до 40-45 человек на класс. Не самый масштабный, но один из самых изощренных актов в отношении зданий - памятников русской культуры совершен в Усть-Каменогорске. Местная казахская мусульманская община трижды собирала средства на строительство мечети. Трижды собранные средства просто разворовывались. Тогда местный областной губернатор ("аким") К.Нагманов отобрал под мечеть охраняемое законом и поставленное на соответствующий учет здание бывшего духовного православного училища дореволюционной постройки.
Ныне усилиями департамента образования (в Казахстане единое министерство занимается делами образования, медицины, культуры и спорта. - В.Е.) и казахоязычных СМИ в республике развязан настоящий террор против русских учебных школьных программ, русских учебников и русского языка вообще. Следует поистине идиотский в нынешних казахстанских условиях запрет на использование учебников российского и советского изданий. Из новых школьных программ исключаются русских язык и русская литература. Первый зашифровывается как "язык обучения", а русская литература "прячется" в курсе "иностранная литература". По мнению казахской журналистики, самый главный враг казахского народа на пути к прогрессу - русский язык. Приведу лишь один свежий и наиболее характерный пример. Некто Адам Мекебай, представленный публике как "писатель", утверждает, что использование русского языка в делопроизводстве способствует расхищению национальных богатств Казахстана. Но что взять с "писателя", если президент Н.Назарбаев заявил, что казахский алфавит, "разработанный на основе периферической версии кириллицы", является тормозом для вхождения Казахстана в современную цивилизацию!
Прежде всего, это нарушение Консульской конвенции. Впервые вопрос о необходимости создания представительства РФ на уровне консульств не только в Алма-Ате, но в областях с большинством русского населения, был поставлен на сессии Верховного Совета Казахской ССР депутатом от Восточного Казахстана Борисом Барченко еще в 1990 году: уже тогда было ясно, в какую сторону "пошел процесс" в Ново-Огареве. Выступление Б.Барченко закончилось скандалом: его едва не стащили с трибуны, громогласно обвинив в "провокации". До сего времени не выполнено достигнутое позже соглашение между Россией и Казахстаном о создании консульств в Караганде, Уральске и Усть-Каменогорске. Соглашение не выполняется только из-за сопротивления казахской стороны. Истинная подоплека этого сопротивления стала понятна после усть-каменогорской провокации в ноябре 1999 года, о которой несколько раз подробно писала газета "Завтра". Очевидно, казахстанские власти желают сохранить полную свободу действий при проведении подобных "акций" - при наличии российского консульства в Усть-Каменогорске такая провокация была бы просто невозможна. Унижения российских дипломатов, демонстративное несоблюдение по отношению к ним норм международных отношений, игнорирование нот московского МИДа - правило, а не исключение.
И дипломаты должны знать: все это имеет совершенно определенную цель. Несмотря на принятый российской Госдумой Закон о соотечественниках, обеспечивающий определенную поддержку России не только гражданам РФ, но и русским "ближнего зарубежья", политика казахстанских властей не изменилась - из русских в Казахстане буквально вышибается всякая надежда на помощь и участие со стороны Российской Федерации. К сожалению, до недавнего времени казахская власть в этом направлении только преуспевала.
После всего сказанного нет смысла комментировать, как русская общественность в Казахстане восприняла награждение Н. Назарбаева Орденом Андрея Первозванного, да еще за №3. И это не единичные факты такого рода.
После вандализма переименований и сноса русских памятников В.Черномырдин, в ту пору российского премьерства, счел возможным лично отправиться в Астраханскую область, чтобы благословить открытие отреставрированного мавзолея казахского народного композитора Курмангазы, похороненного на территории РФ. Здесь произошел интересный эпизод. После торжеств и взаимных клятв в нерушимой дружбе народов, В. Черномырдин и Н. Назарбаев отвечали на вопросы журналистов. Кто-то задал каверзный вопрос о сносе памятника Ермаку в г.Ермаке. "В Казахстане нет такого города!" - отрезал Н.Назарбаев. Он сказал сущую правду - к тому времени такого города уже не было: Ермак был переименован. Черномырдин промолчал.
Еще один пример. После "беловежского путча", на волне оголтелой либеральной эйфории, известная вдова российской демократии Е. Боннер заявила, что готова "дать Ельцину по физиономии", если он когда-либо поднимет вопрос о границах между бывшими союзными республиками. Очевидно, Б.Н. воспринял угрозу экспансивной вдовы всерьез: границы, лишь 13% которых прошли в свое время процедуру, отдаленно напоминающую процедуру демаркации, стали неоспоримыми. Для подкрепления мордобойного потенциала мадам Боннер создала в Москве нечто вроде салона, в котором подбираются технические работники и доверенные лица для президентов СНГ. Из этого салона вышел доверенный секретарь и советник Н.Назарбаева, г-н Гутов.
А вот Е.Примаков совершил вояж в Казахстан еще в должности министра иностранных дел. Там Евгений Максимович в присущей ему барственно-снисходительной манере заявил: "Русского вопроса в Казахстане не существует". Вряд ли он изменил свою точку зрения и позже на посту премьера РФ.
Вторым визитером было суждено стать В.Путину. Он приехал в Казахстан летом 1999 года. Приехал, очень подготовленный именно к постановке "русского вопроса". Н.Назарбаев и его советники были по-настоящему растеряны: так с ними не разговаривали ни при Горбачеве, ни при Ельцине. Тогда и последовала "пугачевская провокация" - топорная симуляция "попытки государственного переворота" в Восточно-Казахстанской области.
След Ван-дер-Стула
Осенью 1995 года Казахстан посетил Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств г-н Ван-дер-Стул. Этому вальяжному господину был вручен пакет из полусотни документов: о систематическом полицейском преследовании русских общественных организаций и их лидеров, о грубых нарушениях прав русского населения. Перед Верховным комиссаром были поставлены следующие вопросы.
Почему за русским народом не признается статус разделенного народа? Почему русские лишены права на самоопределение в местах компактного проживания, даже на такую его форму, как автономия в составе новообразованных государств? Почему проблемами русского населения Казахстана занимается комиссариат по делам национальных меньшинств, когда по численности русское население в этой республике является, наряду с казахским, государствообразующим?
На встречах с представителями русских общественных организаций почтенный дипломат демонстративно позевывал. Затем г-н Ван-дер-Стул дал исчерпывающий ответ на все "русские вопросы". Это произошло в г .Локарно, Швейцария, летом 1996 г. Здесь мингер Верховный комиссар по делам меньшинств собрал представителей национальных организаций и культурных центров Казахстана. В Локарно не нашлось места для двух самых влиятельных и авторитетных русских организаций: Республиканского общественного славянского движения "Лад" и Русской общины Казахстана. Зато присутствовал "Русский союз" в виде своего главы г-на Цыбина, который не представляет никого, кроме означенного господина. Весь набор представителей народов в распоряжение Верховного комиссара подобрала "Ассамблея народов Казахстана".
Созданная в известное "междуцарствие", когда был разогнан Верховный Совет 1994 года созыва, "Ассамблея" поначалу планировалась как универсальный заменитель парламента. "Ассамблея", по сути, - каприз г-на Назарбаева, призванный озвучивать и одобрять инициативы, исходящие от самого президента, но подавать эти инициативы не иначе, как плод коллективной мудрости всех языков и племен, населяющих Казахстан. В уставе "Ассамблеи" прямо сказано, что президент сам волен решать, кто и какие народы представляет в "Ассамблее"...
В итоговом документе локарнского совещания Верховный комиссар горячо поддержал создание и деятельность "Ассамблеи народов". Особо господин Ван-дер-Стул поддержал новую редакцию "Закона о языках", которая лишала русский язык какого-либо статуса и содержала открытый запрет на профессию по языковому признаку.
Еще об одном обстоятельстве трудно умолчать. Эксперты ОБСЕ дали достаточно жесткую и нелицеприятную характеристику как президентским, так и парламентским выборам 1999 года в Казахстане. По существу, и сам Назарбаев, и его карманный парламент получили официальное удостоверение нелегитимности. Но эксперты ОБСЕ предпочли обойти вниманием этнические проблемы избирательных кампаний, в частности - "зачистку" русских кандидатов в депутаты всех уровней; полное отсутствие кого-либо, кроме казахов, в составе верхней палаты - в сенате.
В основном, эта статья возникла под впечатлением от недавно прочитанного романа Тимофея Круглова "Виновны в защите Родины". А точнее, от старой и известной истины, которая красной нитью проходит сквозь весь роман и заключается в том, что мы, около 20 миллионов русских, оказавшихся после распада СССР гражданами сопредельных России государств, являемся ресурсом. Человеческим ресурсом. Русским ресурсом. Пока ещё русским.
Так вот об этом самом русском ресурсе в Казахстане я бы и хотел сказать несколько слов. Отнюдь не претендую на наличие какого-то глубокого смысла или сермяжной истины в этих записях - да в них и не может быть ничего подобного по определению. Не мне, в мои 20-ть с небольшим лет, с моим узеньким кругозором школьной и кастрированной университетской программ, заниматься этим. Я просто попытаюсь сказать о том, что я видел, что я вижу каждый день, и чем живём мы, молодые русские Казахстана.
Главное заключается не в том, что русское население Казахстана стремительно тает. Мы уезжаем, а по большей части, умираем.
Медицинский факт, заключающийся в том, что постоянный скрытый стресс, связанный с неопределенным социальным положением и неуверенностью в будущем, провоцирует развитие сердечно-сосудистых заболеваний и всех хронических болезней, имеющихся у того или иного человека. Это про нас.
Это мы умираем от сердечных приступов в 40-45 лет. Мы болеем туберкулёзом, даже чаще чем казахи, нация, генетически предрасположенная к этому заболеванию.
Мы умираем от невесть откуда взявшихся раковых опухолей и банально – от алкогольного отравления и цирроза. Но нет, не это главное. Главное заключается в том, что мы перестаём быть русскими.
Они сильнее нас, они за 70 лет советской власти и за 15 перестроечных лет сумели сохранить свою национальную идентичность, свои традиции. Каждый, даже самый урбанизированный казах, знает из какого он рода, помнит до какого-то там колена своих предков.
Они уступают место старшим в автобусе. Они помогают бабушкам и дедушкам донести сумки до дома или автобуса. В домах престарелых вы вряд ли найдёте хоть одну казахскую бабушку или казахского дедушку. Они не сдают туда своих стариков как ненужный балласт, отягчающий жизнь. Они их холят и лелеют, и усаживают на самое почётное место за столом.
Они заботятся и помнят о своих родственниках. Они чтут свои праздники, как религиозные, так и государственные. Они ГОРДЯТСЯ своей теперь страной, пусть надуманной, с идиотскими натяжками, но СВОЕЙ историей и своей нацией. И правильно делают.
Что, что же мешает русским поступать также? Почему мы ассимилируемся, вместо того, чтобы просто быть теми, кто мы есть? Почему мы говорим "салем!" вместо "Здравствуй", "рахмет!", вместо "спасибо!"? Почему мы с удовольствием жрём водку на Курбан-Байрам, Новый Год и забываем про праздник Рождества Христова?
Был пару лет назад случай, когда на 7 января к моей знакомой девушке пришла подружка-казашка, принесла вафельный тортик и поздравила с Рождеством. "А что, сегодня Рождество?" с недоумением глянула она на меня. Я ничего не ответил.
Мне хотелось бы верить, что здесь ситуация такова, потому что мы оторваны от России и там на Большой Родине всё по-другому. Но нет.
Я был в России, я жил в России, я знаю КАК там. Я видел быдловатых парней и девушек в идиотских футбольных шарфах, сосущих с утра до ночи пиво. Видел их "противоположность" - готов, жрущих водку, вино и пиво на кладбищах, ведущих псевдотворческие и псевдоинтеллектуальные разговоры о искусстве, о жизни, религии и находящих оправдание своему бессмысленному растительному существованию в обыкновенной бутылке.
Видел и других, целеустремлённых, ведущих здоровый образ жизни, бегающих по утрам, закончивших престижные университеты, работающих в солидных компаниях, стремящихся к тому, чтобы жить "как там, на Западе", воплощающих в жизнь свою американскую мечту.
Видел, наконец, и тех, кто посередине - мелких менеджеров, программистов, просто работяг, строителей, ремонтников, монтажников. Тех, кто в 7 утра заходит в метро с бутылкой пива, а когда выходит, то покупает пачку сигарет и новую бутылку.
Недавно получил письмо от близкого друга, который лет 6 назад переехал с семьёй в Омск. Дальше цитирую отрывок из этого письма: "По TV всё говорят о том, что мы имеем самое современное оружие, а мне смешно, потому что, кто будет этим оружием управлять? Пиво стоит 20 р., минералка – 15, сок – 30 р. Ну да что это я - ведь мужики должны уметь курить и пить..."
Почему-то, после того как я прочитал это письмо, мне вспомнилась телепередача, где главной героиней была очень красивая русская девушка, которая принципиально встречалась только с парнями, так называемой, кавказской национальности. Сюжет снимали в каком-то московском парке и на вопрос репортёра: "А почему не с русскими?" она ответила, махнув рукой в сторону двух русских парней, сидевших неподалёку на лавочке с кегами пива и куривших одну сигарету за другой: "Разве это парни? Сидят, сосут пиво и даже не подойдут познакомиться..."
Мне очень хочется думать, что так – не везде. Что здоровых клеток в этом огромном организме, зовущемся Россией, больше чем больных. Хочется. Да что говорить об этом – я в это верю!
Но, вначале, нам, русским, надо выздороветь самим, иначе, помогать Родине будет просто некому.
Для чего я пишу это? Не знаю. П
Идиот что ли? Да и без этого понятно. Пытаешься нацрознь разжечь. А мне это пока неинтересно, надо на речку дуть машину мыть..
На конференции "Казахстанско-российское сотрудничество: состояние и перспективы" докладчиками с российской стороны подчеркивалось, что в российской внешней политике проблемам соотечественников уделяется пристальное внимание, что в России разрабатывается программа поддержки соотечественников. Однако последние события заставляют усомниться в таком положении вещей: была ликвидирована Федеральная миграционная программа, усложнился порядок получения гражданства, ликвидировано Министерство по делам национальностей, занимавшееся связями с соотечественниками и т.д., а внесенный в Государственную Думу "Закон о гражданстве" еще больше усложнил процесс получения российских паспортов. Эти события достаточно подробно были освещены пресс-секретарем Русской общины Ф. Мирогловым в изданном им Информационно-аналитическом обзоре о положении русских соотечественников в КР.
один банальный вопрос "Если не я, то кто
Да, и не забудь, если не ты поможешь на благотворительность детям,то кто же? Русским детям. Скоро все таки на комп нужно собраться. Русскому. Ну мне без разницы. Хотя бы русскому инвалиду поможем. Так что давай, а то если не вы, то действительно, кто же?
Более половины респондентов (53,2%) не сталкивались с какими-либо трудностями из-за того, что казахский язык стал государственным (среди них 80,3% казахов и 33,1% русских). Разница в ответах респондентов весьма существенна. Если при приеме на работу только 7,6% казахов ощутили проблемы из-за незнания государственного языка, то среди русских это число гораздо выше - 24,6%. Аналогичная ситуация складывается и при обращении в официальные заведения (ощутило трудности 8,0% казахов и 24,6% русских) и правоохранительные органы (ощутило трудности 3,0% казахов и 19,4% русских). Лишь незначительное количество респондентов считают, что изучать казахский язык не нужно. Казахи считают необходимым его изучение, потому что это государственный язык (78,4%), русские - потому что он будет востребован в различных сферах жизнедеятельности (37,9%). Такая же позиция и у других европейских этносов, которые объясняют необходимость изучения языка прагматическими причинами (украинцы 50,0% и немцы 55,9%). Но при этом 64,2% европейских респондентов полагают, что нужен второй государственный язык.
По мнению респондентов, в Государственной Программе функционирования и развития языков на 2001-2010 годы учитываются интересы: казахского этноса - 31,0%, русского этноса - 4,0%, этнических меньшинств - 3,6%. Наиболее благожелательно эта Программа была встречена казахами: 44,5% опрошенных ее поддерживают. В то же время процент высказавшихся в поддержку Программы среди других этнических групп значительно ниже: 6,3% русских, 0% украинцев, 0% немцев, 14,8% других этносов.
Таким образом, языковая проблема становится самостоятельным конфликтогенным фактором, который разделяет казахов с нетитульными этносами, прежде всего европейскими. Если раньше возможность обострения межнациональных отношений связывалась с ухудшением экономической ситуации, то в настоящее время языковая проблема выступает в числе первичных причин, вызывающих межнациональную напряженность. Под воздействием причин экономического плана она еще больше обостряется.
В годы независимости произошли массовые переименования географических названий, городов, улиц, носивших отпечаток советского времени. Этот процесс вызывает обиду у русского этноса, который воспринимает эти перемены как стремление вычеркнуть из истории Казахстана все, что связано с русскими. Оценки этих перемен казахами и русскими отличаются кардинальным образом.
Социологи НПО "Центр гуманитарных исследований", сотрудничающие на протяжении 4 лет с руководством Ассамблеи народов Казахстана, по его поручению провели анализ наиболее популярных казахстанских СМИ - казахскоязычных, русскоязычных, газет этнических меньшинств. Цель исследования состояла в том, чтобы оценить характер, направленность и степень объективности освещения межэтнических отношений в республиканских СМИ. В результате проведенного исследования выяснилось, что большинство газет, выходящих в Казахстане на русском языке, предпочитают занимать умеренные позиции в освещении сферы межэтнических отношений, не акцентировать на них специального внимания. В то же время в некоторой казахстанской прессе публикуются заведомо тенденциозные статьи, в которых межэтнические противоречия гипертрофируются без всяких на то оснований. Подчеркивание частью журналистов в казахских СМИ того, что русские являются гостями на казахской земле, а их культура и язык мешают развитию казахской культуры и языка, препятствует консолидации многонационального казахстанского общества.
Поскольку СМИ являются едва ли не самым мощным каналом воздействия на людей в современных условиях и целенаправленно формируют их мировоззрение, социологи Центра гуманитарных исследований предложили провести 2-х дневную международную конференцию "СМИ и их роль в формировании культуры межэтнического общения" с участием руководства Ассамблеи народов Казахстана, Министерства культуры, информации и общественного согласия, и это предложение было поддержано.
- Откуда:
- В двух пальцах от дома на глобусе
- Регистрация:
- 19.08.08
- Сообщений:
- 12434
Замечательная гравюра середины восемнадцатого века.
Автора Франсиско Хосе де Гойи.
Изобразил данный автор на этой гравюре спящего человека, которого мучают кошмарные сны и чудовища, их населяющие.
В те времена картины могли разговаривать, и говорила эта картина,
иносказательно конечно, о смутном времени в жизни страны, когда дезориентированное общество теряет свои прежние ориентиры и не находя никаких новых начинает верить ложным доктринам и вождям-демагогам. И ещё многому чему сопутствующему этой потере.
Это и убийства, и разврат, и культ денег и прочее, что перечислять долго и нудно, каждый легко может это себе представить.
Цитата:
Представляете какое количество "чудовищ" встретится вам на этом пути?
К сожалению сейчас процветает эпоха самого глубокого сна разума.
И к пробуждению пока нет никаких предпосылок.
Даже необходимость не назревает ни в России ни в Казахстане пока пробуждение не предвидится...
Долго на эту тему развивать времени нет, попробуйте догадаться сами.
(просьба чудиков вроде классика с чудовищами сна разума не путать )
Вспоминаете "нам песня строить и жить помогает!" и сколько людей жили под этим девизом и созидали, трудились, верили в то что построят светлое будущее и были даже, да не даже, а точно ощущали себя счастливыми?
Асюша! если вы найдете современую идею разбудить разум и ухлопать этих чудовищ, затмивших будущее наших стран, вам поставят памятник, больше чем Назарбаеву! И не только в Казахстане. Но идея нужна пробивная, ибо сон разума очень крепок, а чудовища настолько прижились, что воспринимаются, как должное.
Сегодня все народы и народности пытаются найти свое национальное лицо и сохранить свою самобытность, и только мы, русские, все больше и больше превращаемся в некую безликую массу, именуемую "населением" - для нее безразлична, увы, судьба родной русской культуры, языка и истории!
Что же с нами происходит? Руководители России, начитавшись всякой ерунды об "особой, великой миссии России" талдычат каждый день о богоизбранности русских. Нам уже в советское время надоело слышать сказки о т.н. "старшем и мудром брате": это-то осетины или армяне с тысячелетней историей "младшие"? Или, например, если вдуматься, то с какой это стати вдруг многие народы и племена "стали добровольно принимать подданство России"? Пора бы сказать правду: царская империя сотни лет завоевывала Кавказ, Поволжье, Урал, Сибирь и т.п.
Башкиры - аборигены Урала, один из древнейших этносов как нашей страны, так и, возможно, всей планеты. Это народ, который вообще никогда не захватывал чужие земли! Вся их воинственность ушла на борьбу за свою Родину, они удивительно чисты в мыслях и поступках, а мы их, выходит, в очередной раз обманули? Почему веду речь о башкирах - потому что они мои добрые земляки и соседи: независимо от национальности, и на мою русскую голову, и на его башкирскую в Магнитке ежегодно выпадает в среднем по 2 тонны вредных осадков с ММК. Вместе с ними мы ждем улучшения жизни, а его нет. Почему?
Нерешенность национальных проблем в России-империи - вот причина всех бед! Башкиры добровольно, во всяком случае многие их племена, приняли русское подданство, но царский Указ Ивана Грозного о наследственном праве башкир на свои земли стал после его смерти нарушаться. В итоге, башкиры 200 лет непрерывно восставали, неся огромные людские и материальные потери. После Октябрьской революции, из народов Поволжья и Урала, лишь башкиры, с оружием в руках, добились признания своей автономии (то есть самостоятельности!), но Ленин уже через год потопил Башкирскую Республику в крови и свел ее права к нулю: от двухмиллионного башкирского населения в живых осталось едва ли 600 тысяч человек! Геноцид башкир по масштабам равен турецкому геноциду армян - и об этом власти всегда молчали!
Но к чему же это я клоню? А к тому, что у русских своих национальных проблем невпроворот, а мы еще берем на себя величайшую ответственность решать судьбы других народов - тех же башкир,тюрков по языку и мусульман по вере. Пусть живут себе как знают: разве было бы русским приятно, если бы кто-то решал за них какую форму государственности им иметь, какой процент от прибыли отчислять и др.?
Русские люди! Давайте же станем просто народом - русским народом, цивилизованным и доброжелательным к соседям, без всяких там имперских амбиций. Пора же наконец считаться с принципом самоопределения наций и народностей, иначе и с нами, русским мнением кто-то может не посчитаться! Потомки наши не простят нам попустительства шовинизму нынешнего русского руководства, если таковым оно в действительности является, в чем я сильно сомневаюсь. Прав был деспот Ленин: обрусевшие нацмены у руля власти стараются выглядеть еще большими националистами и шовинистами, чем сами русские. Примеры в лице Дзержинского, Шаумяна, Сталина и др. нас ничему не научили: вновь в Кремле восседает "кремлевский горец" - господин Хасбулатов! Человек, от которого отрекся родной чеченский народ, смеет говорить от имени русского лишь потому, что выражает мнение имперских кругов России. А эти круги , в свою очередь, придумали название "россияне" для всех нерусских - верх кощунства над русским национальным самосознанием! Термин "росс" или "русс" и есть корень нашего родового этнонима - русский!
Так кто же мы, русские? Я обращаюсь к вам, мои соплеменники!
С уважением и надеждой
Илья Петров
г.Магнитогорск