Деньги из Нацфонда. Где они нужнее?
Евгений ШИБАРШИН
Программа правительства РК по преодолению последствий глобального финансового кризиса предусматривает выделение на развитие предприятий $5 миллиардов из Национального фонда республики. Однако для многих людей пока неясно, как эти средства будут использоваться. НГ решила задать несколько вопросов председателю правления АО «Национальная компания «Социально-предпринимательская корпорация «Тобол» Марату ТОЛИБАЕВУ. Эта компания недавно вошла в состав фонда национального благополучия «Самрук-Казына», призванного организовать эффективное освоение средств из Нацфонда.
- Марат Толибаевич, как выделенные деньги будут распределяться по регионам Казахстана? По заявленным проектам?
- Надо сразу отметить, что суммарное распределение средств по регионам сейчас только определяется. Всё будет зависеть от наличия выбора наиболее перспективных проектов. Очевидно, приоритет должен быть за проектами, значимыми не только для конкретного региона, но и для всего Казахстана. Доказать значимость своей программы или конкретного проекта - это наша задача. Предвосхищая вопрос, можно сказать, что актуальными на сегодняшний день видятся программы по поддержке малого и среднего бизнеса. В нашем случае, учитывая сельскохозяйственную направленность региона, - производство мяса, молока, переработка сельхозпродукции, возрождения потребкооперации на селе и т. д.
- Средства пройдут в форме госзаказа или на возвратной основе?
- Механизм выделения денег достаточно прост: «есть реальный проект - будет финансирование». Выделяемые правительством страны денежные средства - не благотворительная помощь для отечественного бизнеса. СПК «Тобол» тоже необходимо доказывать своему акционеру - фонду национального благосостояния «Самрук-Казына», что выделяемые им государственные средства необходимы для реализации актуальных, инновационных и достаточно рентабельных проектов. Проектов, которые будут приносить пользу обществу, разрешать существующие проблемы людей. Главное условие получения денег через СПК «Тобол» - создание с СПК совместного предприятия для реализации проекта. Мы не даем деньги в кредит, мы их вкладываем в наш совместный бизнес как соучредители.
- Чему будет отдаваться предпочтение: количеству создаваемых рабочих мест или экономическому эффекту?
- Мы готовы рассматривать любые проекты. Хотя для нас сейчас главное - сельское хозяйство. Но поскольку мы в первую очередь бизнесмены, то на первый план выходит экономический эффект от реализации проекта. Критерии оценки проектов - рабочие места, экономическая эффективность, суммы инвестиций. Это комплекс вопросов, где все показатели зависят друг от друга и не могут рассматриваться отдельно. Нельзя сравнивать создание полутора тысяч рабочих мест на новом угольном разрезе и пятидесяти рабочих мест в цехе по производству продуктов питания, которые позволят снизить цены в магазинах. Иногда второе может перевесить первое.
- Есть ли уже какие-то предложения? Перспективны ли они с точки зрения антикризисных мер?
- Предложений достаточно, но давать им оценку преждевременно. Наиболее реальны, например, строительство асфальтобетонного завода в Житикаре, ремонт и расширение производственных мощностей животноводческого комплекса в Костанайском районе, реконструкция и восстановление здания бывшего общежития в поселке Качар. Общежитие - это чисто социальный проект. Национальный фонд для того и создавался, чтобы в кризисный период помочь экономике. Помочь как? Не просто раздать каждому гражданину одну 16-миллионную часть, а вложить деньги в проекты, которые позволят работать предприятиям, вместо того, чтобы останавливаться, дать работу рабочим. Более того, построить инфраструктуру, которая после кризиса даст нам возможность «выстрелить» с двойной энергией и опередить конкурентов в регионе.
- Банкиры постоянно говорят, что бизнес-планы, с которыми приходят к ним предприниматели для получения кредита, сырые. С чем это связано?
- Такая проблема, действительно, существует. Чтобы её решить, мы отдали программу разработки типовых бизнесов-планов специализированным структурам. Этот процесс еще в работе, но мы уверены, что это правильный путь. Эти бизнес-планы будут отвечать мировым стандартам, следовательно, грамотное использование международного опыта значительно уменьшит разного рода риски и будет минимизировать вопросы банковских специалистов.
- Какую систему контроля за эффективностью использования антикризисных средств нужно применить?
- Лучшая система контроля та, которая работает при минимальном участии контролеров, т. е. обладает возможностью саморегуляции и самоконтроля. Если мы создаем совместное предприятие с инициатором проекта, то обе стороны заинтересованы в успешной реализации проекта, настоящему хозяину невыгодно разрушать собственный бизнес.
Одним из главных направлений антикризисной программы власти называют содействие развитию малого и среднего бизнеса. Насколько реальны эти планы? «НГ» представляет точку зрения председателя наблюдательного совета Ассоциации содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области Сергея МИРОЛЮБОВА.
- Сергей Николаевич, часть выделенных из Нацфонда под антикризисную программу правительства средств предполагается потратить на поддержку малого и среднего бизнеса. Вы, как предприниматель, удовлетворены таким подходом?
- Уже много лет чиновники всех рангов говорят о поддержке малого и среднего бизнеса, но кого они имеют в виду? Если брать за основу формальные критерии, то в Костанайской области числится несколько десятков тысяч субъектов малого и среднего бизнеса. Много вы знаете тех, у кого бизнес выстроен, кто со своими услугами и товарами занял на рынке свою нишу, кто по-взрослому платит налоги и по-белому зарплату? Если найдёте несколько сотен, то хорошо. Но те, кто более-менее стоит на ногах, сами, пусть и с трудом, но справляются. Им нужно только одно - чтобы не мешали.
- А моратории на проверки? Разве они не помогают?
- Конечно, помогают, но мораторий заканчивается, а Закон «О государственном контроле и надзоре», который бы ограничивал чрезмерный контроль, порождающий коррупцию, так и не принят. Да и помимо проверок, бизнес сильно тормозят т. н. административные барьеры. Вы лучше спросите, сколько нужно обойти кабинетов, чтобы получить разрешение на перенос в своем здании перегородки? А сколько надо потратить средств и нервов, чтобы получить в городе клочок земли? Мы попросили в аренду на год кусочек в 6 квадратных метров - нам отказали под предлогом «перегруженности участка временными объектами». В то же время в школьных садах и дворах многоэтажек отдают землю для элитных домов, коттеджей и магазинов. Объясняют: в порядке уплотнения городской застройки. Можно сказать - двойные стандарты, а можно «условия, способствующие коррупции». И вы уверены, что наши чиновники избегут соблазна с такими же «условиями...» подойти к расходованию денег из Нацфонда?
- Но ведь эти средства пойдут через специально созданную корпорацию, в региональных структурах которой будут рассматриваться все предложения от бизнеса.
- Кто будет рассматривать? СПК «Тобол»? Я недавно увидел на их сайте план госзакупок товаров и услуг на 2008 год. Государство выделило им 2 миллиарда 440 миллионов тенге, и на что они решили их истратить? 576 млн - за услуги по разработке технико-экономических обоснований и исследований, 45 млн - на текущий ремонт офиса, 15 млн - на командировочные, 6,5 млн - на рекламную кампанию, 4 млн тенге - на премии членам совета директоров. Во всём мире многие руководители компаний из-за кризиса отказываются от бонусов и премий, а наши члены совета директоров не отказывают себе в таком удовольствии. А рекомендации президента «... все должны очень рационально, прагматично и с учетом обстановки внедрить режим жесткой экономии средств» не пробовали последовать? И в это же время аким области «убеждает» аграриев создать хлебный фонд, чтобы удешевить на несколько тенге буханку хлеба, «строит» торговый бизнес, чтобы снижали наценку на продукты - идёт борьба за экономию каждой теньгушки. Где логика? Исполнительная власть, действуя на грани закона, пытается «...внедрить режим жесткой экономии», а нацкомпания поступает с точностью до наоборот. Бизнес, которым я управляю, за неполных 2 года перечислил налогов более чем на 137 миллионов тенге, ну не могу я спокойно наблюдать, как они так легко и лихо осваиваются!
- Может, их вообще не нужно было забирать из национального резерва?
- Может и так. Но деньги выделены, и у нас есть много проблем, для решения которых они пригодились бы. Ведь реально финансовый кризис для большинства народа не так страшен, как надвигающийся кризис коммунальной системы. Мы живем на пороховой бочке. Коммуникации изношены до предела, качество коммунуслуг низкое, рост цен на них съедает рост пенсий и зарплат и ...на этом фоне один и тот же ответ местной власти: «Средств на это в городском (областном) бюджете нет». Той же СПК «Тобол» вместо мифических проектов на миллиарды долларов лучше бы заняться реальным делом - внедрить эффективные менеджмент и технологии в тепло-, водоснабжающие и другие коммунальные системы. Можно было бы сэкономить миллионы только на устранении дублирования абонентских, бухгалтерских и других обслуживающих подразделений. Деньги лучше пустить на инфраструктуру: замену труб, оборудования и самих технологий уровня 60-70-х годов прошлого века, на выкуп в коммунальную собственность и ремонт электросетей. Вот вам и поддержка бизнеса: он с радостью возьмётся за стабильные подряды по переоснащению сетей. И будет огромная социальная польза для сотен тысяч граждан и реальная экономия бюджета в будущем от эксплуатации обновлённых коммунальных систем. Именно в этом наши люди сегодня нуждаются больше всего. Если коммунальные службы не будут работать нормально, то и бизнес развиваться не сможет.
Материалы номера