Пока электромобили не все заполонили...

Ольга ЛИХОГРАЙ

Нурсултану Назарбаеву обрисовали перспективное будущее казахстанских экомашин

23 сентября в рамках рабочего визита в Костанай президенту РК Нурсултану Назарбаеву показали первые электромобили, собранные на ТОО «СарыаркаАвтоПром». Глава государства оценил качество одного из них, сев за руль. Сделав небольшой круг, президент одобрительно похлопал по капоту электромобиля.

Еще до визита председатель совета директоров АО «Группа компаний «Аллюр» Андрей ЛАВРЕНТЬЕВ в разговоре с корреспондентом «НГ» утверждал, что будущее автопрома - за электромобилями. Причем казахстанской сборки. Об этом он позже говорил и президенту.

- Автомобили с двигателями внутреннего сгорания будут производиться только до 2030 года, - аргументирует Лаврентьев. - Потом весь мир перейдет на электромобили. Казахстан не может отставать от мировых тенденций, поэтому мы уже сейчас начали производить электромобили. Пока произведено 20 единиц, включая небольшой грузовичок. Уникальность электромобиля в том, что он быстро заряжается: за 15 минут заряд батареи можно довести до 80%. У него нет масла, нет коробки переключения передач. Стоимость зарядки электромобиля - 1 тенге на 1 км. Стартовая стоимость наших автомобилей с электродвигателем на 33 кВт - от 8 млн тенге.

Лаврентьев также сообщил, что сейчас активно обсуждается проект о строительстве сотни заправок для электромобилей: 40 - в Алматы, 40 - в Астане и 20 - между этими городами. Причем инфраструктура, скорее всего, будет построена за счет государства. В Костанае - как городе-производителе электромобилей - тоже должны быть заправки для них. Но их придется строить за счет средств компании. По словам Лаврентьева, это небольшие деньги и их компания может себе позволить. Строительство одной электрозаправки обойдется примерно в $10 000.
Впрочем, для традиционных автомобилей местного производства он тоже нарисовал неплохое будущее, сообщив, что в августе этого года доля местных машин в общей доле автопрома РК выросла с 21% до 37%.

- Конечно, в 2016 году местный автопром достиг своего дна, - сказал Андрей Лаврентьев. - Покупательская способность упала на 60% - в большей степени из-за завезенных автомобилей из России во время девальвации. За это время из РФ в РК было завезено 318 000 машин, поэтому спрос на новые и более дорогие местные резко упал. Домыслы о том, что наши автомобили хуже по качеству, чем импортные, - это домыслы скептиков. «Болячки» есть и у европейских авто.

Корреспондент «НГ» поинтересовалась, почему тогда чиновники предпочитают автомобили импортного производства.

- На этот вопрос ответить не могу, хотя вы правы - начинать нужно с себя, - ответил Лаврентьев. - От себя сказать могу: езжу на наших Peugeot и SsangYong Chairman. И все начальники отделов нашей компании ездят только на произведенных у нас автомобилях. Заставить простых сотрудников ездить на наших машинах мы не можем, потому что многим это не по карману, но будущее все равно за автомобилями и электромобилями местного производства. Кстати, недавно я встречался в Монако с Билли Фордом - это правнук знаменитого Генри Форда. И мы с ним как раз обсуждали умение вовремя перестроиться. Он сказал: раньше американцы думали, что Корея никогда не завоюет их рынок, а теперь большая доля принадлежит именно Корее, не говоря уже о Китае. Когда мы разговаривали о начале производства электромобилей в Костанае, Билли Форд сказал: в мире нет ни черта невозможного!

Возможно, о том же самом думало большинство присутствовавших на встрече с президентом, который деловито сделал круг на новом костанайском электромобиле. После этого Назарбаев проследовал к своему лимузину с госномером 001 KZ и отбыл на встречу с костанайской общественностью. Вслед за ним двинулся солидный кортеж, состоящий сплошь из Mercedes и Land Cruiser.

Напомним, что, по данным на февраль 2016 года, в Казахстане было выпущено более 200 легковых автомобилей на электрической тяге. В том числе 20 электромобилей, собранных в Костанае. За 2015 год было продано около 100 экологически чистых машин.

В середине сентября депутаты мажилиса, рассуждая о перспективах развития электромобильного автопрома, говорили о необходимости льготного налогообложения.

- В Лондоне для электромобилей бесплатная парковка в центре и бесплатный въезд в город, - приводил примеры депутата мажилиса Парламента РК Ерсултан БЕКТУРГАНОВ. - В США налоговые льготы для покупки гибридов составляют от $400 до $3 400, при покупке электромобилей - до $7 500. В текущем году налоговые льготы на ввоз гибридных автомобилей ввели и в Грузии. Таких примеров в мире немало.

Мажилисмены также подчеркнули, что пока в Казахстане практически отсутствуют законодательные меры стимулирования рынка экологически чистых автомобилей и нет четкой нормативной базы, регулирующей развитие экологического транспорта.

- Необходимо увеличить выпуск экологически чистых автомашин и в первую очередь обеспечить бюджетные организации данными автомобилями на льготной основе, - считает Ерсултан Бектурганов. - Это будет стимулом приобретать экомашины.

Если учесть, что чиновников так и не удалось пересадить с импортных автомобилей на машины местного производства, стимулировать их на покупку электромобилей будет еще сложнее. Для большинства казахстанских автомобилистов главным аргументом за или против покупки электромобиля станет соотношение их стоимости и качества, которые пока оценить сложно.

По словам Лаврентьева, правнук Генри Форда сказал ему, что костанайский электромобиль может стать первым, выдерживающим сорокаградусный мороз