В формате электронного обучения
Ольга ГОРАЙ gorai@ng.kz
Ольга ЛИХОГРАЙ likhograi@ng.kz
Пути перехода школ на новую систему пока в полном тумане
В 2011 году Казахстан начал переход на электронную систему обучения - E-learning. Пилотно ее внедрили в 44 образовательных учреждениях Астаны, Алматы и Карагандинской области. Как отметил президент Нурсултан Назарбаев в своем послании, «к 2015 году 50 процентов организаций образования будут использовать электронное обучение, а к 2020 году их численность возрастет до 90 процентов». Костанайская область подключится к программе в 2013-2014 учебном году. Электронную систему начнут внедрять в 24 городских, 49 сельских школах, 1 колледже и 1 профессиональном лицее. Остался год, но однозначного ответа, как это будет, никто не дает. Представления об электронной системе обучения у директоров школ одни, у чиновников - другие.
Общие тенденции
Как сообщили «НГ» в управлении образования по Костанайской области, перечень школ в общих чертах определен, но его еще будут корректировать. В частности, в Костанае к участию в эксперименте готовятся начальные школы № 5, 24 «А», основные школы № 13, 14, 21 и 25, средние школы № 1, 10, 23, гимназия им. Горького, гимназия им. Мауленова, профессиональный лицей № 3, педагогический колледж.
Известно, что на первом этапе учебные заведения, в зависимости от типа и количества учеников, получат от 42 до 70 компьютеров. К примеру, городская средняя школа будет оснащена одним сервером, двумя персональными компьютерами для учительской, шестью компьютерами для библиотеки, одним стационарным компьютерным классом с интерактивной доской и 15 компьютерами, одним мобильным компьютерным классом с интерактивной доской и 15 ноутбуками (планшетниками), тридцатью компьютерами для учебных классов - в каждый кабинет по одному компьютеру. Главное условие для реализации проекта - наличие широкополосного Интернета со скоростью не менее 4-10 Мбит/с.
Предполагается, что подобное оснащение позволит учителям и руководству школ в электронной версии вести журнал, расписание уроков, личное досье учителей и учеников, автоматически рассчитывать педнагрузку. Ученики смогут вести электронные дневники, просматривать свое досье и успеваемость в журнале, иметь доступ к электронному расписанию. Но для этого каждый ученик должен иметь дома компьютер и выход в Интернет. Что есть не у каждого, особенно в сельской местности.
[ Ссылка на Госпрограмму развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы - документ в формате PDF ]
[ План мероприятий на 2011 – 2015 годы по реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы - документ в формате .doc]
Готовы не все школы
Как выяснилось, к внедрению электронного обучения готовы далеко не все школы в Костанае, не говоря уже о сельской местности. Складывается впечатление, что директора школ и учителя еще не представляют общей картины и до конца не понимают, как все будет работать.
Номинально наиболее подготовлена к E-learning, в плане оснащения оборудованием, СШ № 10, где уже есть 2 кабинета информатики, 12 интерактивных досок, 3 мультимедийных и 2 лингафонных кабинета. А в основной школе № 21 про электронное обучение еще не думают. Там надеются на капитальный ремонт.
- У нас в 2011 году была разработана ПСД на капитальный ремонт, - говорит директор школы Анар КАБДУЛИНОВА, - и в ближайший год-два мы ждем ремонт, после которого школа будет полностью компьютеризирована. Сейчас у нас на всю школу всего 1 компьютерный класс на 8 компьютеров и 7 интерактивных досок.
Видит трудности с внедрением электронной системы обучения и руководство основной школы № 25, что расположена на Узкой колее.
- Все будет зависеть от объема финансирования, - поясняет директор ОШ № 25 Нина МАЗОНКО, - внедрить массово во всей школе будет сложно, желательно апробировать на отдельных классах. У нас 1 компьютерный класс, в среднем 6 человек на один компьютер. Дома компьютеры и Интернет имеют не более 20%.
Надо признать, что и количество оборудования, в частности интерактивных досок, немного говорит о готовности школы встать на путь электронного обучения. Педагоги весьма продвинутых школ за рамками официальных бесед признаются, что частенько доски сломаны или не работают в полную силу.
Планшетники или нетбуки?
Планы по внедрению E-learning пока в теории, которая у каждой школы своя. В СШ № 13, например, классы давно оснащены широкополосным Интернетом и интерактивными досками. Правда, школа уже больше 40 лет не видела капитального ремонта.
- Пока никаких документов о том, каким образом будут обустраивать кабинеты, какими будут электронные учебники, к нам не поступало, - отметил директор ОШ № 13 Николай КАЧКО. - Насколько я в курсе, у каждого ребенка в школе будет планшетный компьютер небольшого размера. Дети смогут с его помощью выходить в Интернет. А родители смогут смотреть оценки детей в журнале через Интернет.
Электронные учебники - одна из главных фишек проекта. Возможность освободить детей от многокилограммовых рюкзаков, а родителей - от необходимости ежегодно покупать и обменивать учебники разных издательств. Пока в этой части - сплошное пятно неизвестности. Неизвестно, в каком из многочисленных форматов будут электронные учебники. Модификаций планшетников тоже много - есть цветные, черно-белые, разные по размеру. Впрочем, неизвестно толком, что именно будет - планшетники, ноутбуки, нетбуки или что-то еще.
По словам директора школы № 14 Владимира МИХАЙЛЕНКО, их школе сообщили, что она в списке тех, которых в 2013-2014 учебном году предполагается оснастить электронной системой.
- Насколько я знаю, планировалось, что вся школа одновременно перейдет на Е-leаrning. Всем детям раздадут планшетники, в которые уже будут закачаны электронные учебники. Либо электронный учебник будет виртуальным и на него дети будут заходить с помощью Интернета через планшетник. Бумажные учебники останутся, потому что у нас есть дети, которым по медицинским показаниям нельзя долго сидеть за компьютером. В России некоторые школы Москвы и Иркутска отказались от бумажных учебников. С помощью планшетника ребенок может выйти на любой обучающий казахстанский сайт и у более опытного преподавателя получить консультацию. Возможен просмотр интерактивного урока в любом городе республики и т. д.
Пока костанайские директора предполагают, как это будет, столичные и школы в крупных городах уже работают в электронном формате. И реалии его использования сильно далеки от костанайских представлений.
Не для каждого ученика
Школам Астаны, Алматы и Караганды год понадобился только для того, чтобы установить, подключить и апробировать оборудование.
- В рамках проекта в прошлом году школа получила 1 компьютерный кабинет с 15 компьютерами, - рассказал директор школы-лицея № 53 Астаны Казбек АБДРАСИЛОВ. - 1 мобильный кабинет, в комплект вошли: 15 ноутбуков и сейф для их хранения, 10 компьютеров для библиотеки, 5 для методических кабинетов. В каждом кабинете для учителя установили моноблок. Компьютерами оснащен кабинет директора, завуча, делопроизводителя, медработника. Все компьютеры объединены локальной сетью и имеют выход в Интернет. Имеется мобильный проектор и экран, электронное табло. Есть 15 классмейтов (ноутбук школьника). Пока обучаем детей заниматься на них. В перспективе планируется снабдить классмейтами каждого ученика, но для этого нужны очень большие средства, когда это будет неизвестно. Работать мы начали только в этом году, потому что год ушел на апробацию, были сбои в системе.
Как рассказал директор, сейчас у них учителя в обязательном порядке ведут электронный журнал, в котором все данные на учеников, их оценки и пропуски. Каждый ученик имеет свой логин и пароль, под которым заходит в систему и может посмотреть свою успеваемость. В школе разработано и введено электронное расписание уроков, доступ к которому имеет каждый ученик. Календарные планы учителя также готовят в электронной версии. Школа компьютеризировала кабинет биологии и физики, ученики, приходя на эти уроки, занимаются на компьютерах. Остальные предметники по желанию могут использовать мобильный кабинет с ноутбуками, но им, как признался директор, пока пользуются нечасто. О внедрении электронных учебников речь пока не идет, дети занимаются традиционно по бумажным.
В этом году электронное обучение внедряют в гимназии № 93 в Караганде. Директор Лазат ТЕМЕРХАНОВА рассказала, что сейчас у них только прокладывают кабель, до 1 ноября должны поставить оборудование. Для обслуживания на работу приняты системный администратор и специалист по информатизации. Также предполагается 2 лаборанта им в помощь.
- Индивидуально каждый ученик не будет оснащен планшетником, - говорит Темерханова, - первое, что будет переводиться в электронный формат - это документация, планы, журнал. Учителя будут готовить уроки в электронной версии. Ученики из дома смогут ознакомиться с домашним заданием, материалом, который проходили на уроке, своей успеваемостью.
В два этапа
- Уже в этом году в СШ № 23 мы хотели сделать экспериментальный класс, в котором 30 ученикам раздали бы планшетники, - отмечает начальник отдела образования Костаная Василий ЦЫМБАЛЮК. - Но финансирование оказалось большим. Приличный планшетник стоит около 150 000 тенге. Плюс расходы на сопутствующее техническое оборудование и обслуживание. Как это будет в 2013 году - неизвестно. Ни одного норматива по этому поводу нет, пока все на словах.
Как отмечает Цымбалюк, электронное обучение по-разному понимается, и техническая спецификация по комплекту на школу может быть разной. E-learning в первую очередь предполагает автоматизацию рабочих мест педагогического состава - учителей, заместителей, директора, которая позволит анализировать информацию об учебно-воспитательном процессе. Во второй части электронного обучения уже каждого ученика оснащают планшетниками.
- В этом обучении масса нюансов, - говорит Василий Цымбалюк. - Электронные учебники разработаны по всем предметам, но не все они могут использоваться на планшетниках. В любом случае будет переходный момент, когда дети будут использовать и бумажный, и электронный учебники. Образно говоря, урок физики пройдет по электронному учебнику, а урок русского языка - по обычному.
Практика других государств показывает, что переход к E-learning - нелегкий процесс. Россия уже столкнулась, например, с тем, что, помимо средств на покупку электронных учебников и оборудования, требуются немалые деньги на создание системы обслуживания и ремонта, о выделении которых сразу не подумали. Разработка самих учебников и переподготовка педагогов, которые должны уметь работать интерактивно - тоже задача не из простых. Так что, похоже, как покажет себя школьное образование на букву «Е», костанайцы оценят не скоро.
Повысит ли успеваемость в школах переход на электронную систему обучения?
Василий ЦЫМБАЛЮК, начальник отдела образования Костаная:
- Я считаю, что электронное обучение в школах очень эффективно. Оно намного повысит успеваемость учеников. Наши учебники, по которым сейчас занимаются школьники, фактически такие же, по которым занимались и мы. Принцип обучения один - читаешь, учишь, понимаешь. При обучении с помощью компьютера меняется подход в обучении. Можно не только читать и запоминать, но и что-то наглядно использовать. Электронное обучение меняет подход ребенка к учебе. Это намного интереснее и занимательнее обычного учебного процесса. Второй положительный момент - вес комплекта учебников и одного планшетника несопоставим. Предполагается, что планшетник будет выдаваться на курс обучения, и дети смогут его брать домой. Материальная ответственность за него возлагается на родителей.
Сергей БОГДАНЧИКОВ, директор физико-математического лицея:
- Я считаю, что электронное обучение эффективно как способ дополнить и разнообразить школьный процесс. Удобно, если ученик пропустил уроки по болезни или из-за участия в спортивных соревнованиях и т.д. Он может дистанционно изучить тему, связаться с учителем. В нашем лицее уже есть 22 электронных пособия, включая пособие по физкультуре. При этом оснащать каждого ученика дорогостоящим планшетником совсем не обязательно. Зачем закачивать в него электронные учебники, если их можно разместить виртуально на сайте школы. И каждый ученик из дома может зайти в Интернет и просмотреть домашние задания и т.д. В нескольких американских школах эксперимент, при котором у каждого ученика и учителя были планшетники, уже прошел. И они стали от этого отходить. Американцы поняли, что главное достоинство школы - общение учителя с учениками, его ничем не заменить. У нас сейчас, я считаю, все пытаются свести к примитивному пониманию сути самого процесса электронного обучения.
Юрий БОНДАРЕНКО, профессор КГУ:
- Я считаю, что электронное обучение в принципе не улучшит качество обучения в школах. Как дополнение и расширение возможностей для учителей и учеников интерактивные доски, компьютеры - это хорошо. Но при этом полностью отказываться от бумажных учебников не нужно. С еще большим сомнением я отношусь к электронным журналам, в которые учителя будут проставлять оценки ученикам. К примеру, в вузах, в которые тоже постепенно вводят электронные журналы, компьютеры будут только в определенных кабинетах. То есть преподаватель сначала должен выставить оценки на бумагу, потом занести их в журнал. Это двойная работа, компьютер будет пожирать кучу времени. А то, что родители смогут заходить в электронный журнал и смотреть оценки детей - ведь не это главное в школьном обучении. Главная задача для школы - как учить и как выучить ребенка. А с электронным обучением мы можем сместить акценты совершенно в другую сторону.
Марат ЖУНДУБАЕВ, начальник управления образования Костанайской области:
- Электронная система образования приведет к тому, что, во-первых, будет обеспечен равный доступ учащихся к новейшим образовательным ресурсам и технологиям, независимо от того, проживает он в городе или сельской местности.
Во-вторых, занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов, которые разработаны с использованием современных мультимедийных и анимационных технологий, будут намного интереснее. И такие знания учащийся усвоит намного лучше, нежели с использованием традиционных учебников.
Материалы номера