На сайте - компьютеры, в договоре - унитазы
Галина КАТКОВА
Прошло уже почти два года с момента введения электронных государственных закупок. Подошло время давать первые оценки тому, что получилось. Мы уже публиковали материал о собственном опыте участия в них и о приемах, с помощью которых «ненужного» поставщика выдавливают из закупочного пространства. Теперь обсудить тему «НГ» предложил костанайский предприниматель Сергей ШИБИЦКИЙ, постоянный участник госзакупок и... судов, с ними связанных.
Время ломки
- Сергей, начнем с плюсов новой системы. Они, бесспорно, есть. Какие считаете самыми существенными?
- Первое - в принципе расширился круг участников госзакупок. Туда стали вхожи простые смертные, а не только блатные, участвующие на условиях «отката». Второе - прозрачность процедуры. Закон о государственных закупках от 21.07.2007 года № 303 работал так, что подтасовать итоги госзакупок мог даже двоечник, не окончивший школу. Сейчас в электронном формате подведение итогов осуществляет программа, организатор закупок просто ставится в известность о них. И участникам закупок они тоже известны. Раньше как было: кто-то победил, пытаешься выяснить, с какой ценой. А тебе в ответ: «Не вы - и все. Остальное - коммерческая тайна». И можно было в лепешку разбиться, доказывая, что не должно быть коммерческой тайны там, где расходуются бюджетные деньги.
Но сейчас, конечно, тоже все далеко не идеально. У отлученных от кормушки чиновников началась коррупционная ломка. Некоторые продолжают открыто заявлять, что хотят работать с конкретной фирмой, а остальных потенциальных поставщиков пытаются отклонить. Конечно, по закону мы можем защитить свои права. Но на практике как бывает: пишешь жалобу в финконтроль, оттуда отвечают в лучшем случае через две недели, а за это время организатор госзакупки и договор подпишет, и зарегистрирует его в казначействе, и исполнит.
- Вы это, основываясь на своем опыте, утверждаете? Сами обращались в финконтроль?
- Конечно, думаю, писем двадцать наших у них имеется.
- Есть эффект?
- Скорее есть, чем нет. При очевидных нарушениях финконтроль выполняет свою работу. Были даже прецеденты, когда после проведения им проверки организаторов закупок заставляли аннулировать уже подписанные договоры и заключить их с действительным победителем.
Но прогресс не стоит на месте, и лоббирование «нужных» фирм приобрело самые разнообразные формы. Например, организатору закупки требуется то поставка товара в течение 2- х часов, а то изготовление корпусной мебели по размерам заказчика (!) за один день, то авторизированное письмо от конкретного завода-изготовителя или любые другие условия, которые смог сгенерировать жулик в чиновничьем кресле. Сегодня вот все размышляют, как бы пожестче наказать недобросовестного поставщика, я в двух местных газетах прочитал статьи на эту тему председателя экономического суда. А что организаторы госзакупок при всех таких вывертах остаются безнаказанными, при этом нередко вынуждая поставщика оказаться в роли недобросовестного, никого не волнует? Наш пример. Департамент юстиции Атырау закупил материалы с превышением суммы победителя на 750 000 тенге, перебор почти в 3 раза. Жалуемся. Ответ надзорного органа: «Спасибо за сигнал, бла- бла-бла, ответственный за проведение получит дисциплинарное замечание». А 750 тысяч утекли из казны безвозвратно. Куда писать, куда податься ? Финансовая полиция? - Нам некогда, своей работы хватает. Обращайтесь в финконтроль. Финконтроль? Смотрите выше... В приватной телефонной беседе сотрудник этого органа посетовал: «Что мы можем, мы им пишем о нарушении, а они по-своему все делают, идите в суд». Потом все удивляются, как выросло количество судебных исков.
Конкурс - одно, «ценовка» - совсем другое
- Что вы имеете в виду, когда говорите, что действия организаторов закупок могут заведомо ставить поставщиков в позицию недобросовестных?
- Многие договоры похожи на кабалу, форменное издевательство над поставщиками. В договорах пишут, что хотят. Поставил галочку перед подачей цены «Ознакомлен и согласен с условиями договора» - и все, не отвертишься. В суде так и скажут: «Не нравятся условия, не участвуйте». А что делать предпринимателям, когда в объявлении закупаются компьютеры, а в договоре - унитазы или дизельное топливо. А лучше вообще «пустографка» - вы участвуйте, а условия договора мы сами впишем, потом. Составить протокол разногласия? Тут же получите иск в суд о признании недобросовестным поставщиком.
- Но ведь галочки ставите?
- Да, ставлю. Из вредности, из правдолюбия, из желания работать! Государство является самым основным потребителем в моей сфере бизнеса. И что прикажете: сидеть и смотреть, что они там вытворяют? Если я буду сидеть молчать, другой промолчит, это же как гангрена разрастется. А так одного вывели на чистую воду, другой уже сто раз подумает. К тому же мы сами тоже в суд подаем. Были в этом деле пионерами в Костанае. В ходе процесса между нами и ДГП «КостанайНПЦзем» появилось письмо Минфина РК от 26 марта 2010 года о недопустимости лоббирования интересов кого-то из потенциальных поставщиков посредством указания торговых знаков, патентов, места происхождения и прочего. Но судьи в процессах, связанных с электронными закупками, до сих пор его не применяют. Между тем этот момент в чистом виде закреплен в пункте 3 статьи 17 закона о госзакупках: в конкурсной документации не допускается содержание указаний на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара и наименование производителя, а также иных характеристик, определяющих принадлежность приобретаемого товара, работы, услуги отдельному потенциальному поставщику. Но данная статья относится к организации госзакупок методом конкурса, а мы сейчас обсуждаем закупки методом запроса ценовых предложений. В народе называется «ценовка», это 97% из общего числа госзакупок. То есть норма, которая должна была регулировать равные возможности потенциальных поставщиков, по чьему-то недосмотру или умыслу попала в целевой раздел. В итоге на конкурсе требуется делать все, как надо, а в «ценовке» позволительно творить, что угодно. А судья со своей стороны придерживается буквы закона настолько формально, что это порой просто не дружит со здравым смыслом. Подписались под договором, согласно которому должны за два часа поставить товар, закупаемый учреждением с запасом на 2 года вперед, исполняйте.
- Сергей, судитесь вы, судя по сказанному выше, часто. И недобросовестным поставщиком вас признавали. Вы сейчас объясняли, как это бывает. Но поставьте себя на место заказчиков, а среди них ведь есть и добросовестные. Им-то как защититься и получить нормальную услугу, товар?
- Суды мы, между прочим, и выигрываем. Точнее (у нас Фемида не любит, когда госорганы проигрывают), сходимся с организатором закупок в боевой ничьей. Он принимает в суде нашу редакцию договора, мы осуществляем поставки. А насчет защиты - ответ один: надо ввести нормальное гарантирование. Чтобы в договорах была четко прописана взаимная ответственность сторон. Вообще, чтобы договоры были договорами, а не «фантиками» для виду. И тогда поставщик обязан будет отвечать за криво положенный паркет, за просроченные продукты питания, за нерабочий принтер. То есть тогда его можно покарать и отлучением от госзакупок, и деньгами.
От редакции
Массовый прирост количества поставщиков, признаваемых судом недобросовестными, сегодня вообще не выглядит эффективным путем борьбы за качество госзакупок. И не только потому, что на практике внесение в реестр недобросовестных - процедура не сиюминутная, пока она «раскрутится», поставщик еще поработает... Есть и другой путь, всем хорошо известный. Признанный недобросовестным может без всяких проблем зарегистрировать новое предприятие, стать другим ИП и продолжать оказывать те же услуги.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера