«Пациент» еще жив, но денег на «лечение» уже нет

Евгений ШИБАРШИН

Автобусные парки Костаная хотят повысить плату за проезд. Почему?

Предприятия, предоставляющие жителям Костаная автобусы для пассажирских перевозок, подали заявки в акимат на повышение стоимости своих услуг. Цену проезда они предлагают повысить с 60 до 100 тенге. Местная власть пока никакого решения по этому поводу не приняла. Ситуацию, сложившуюся с общественным транспортом в областном центре, «НГ» решила обсудить с перевозчиками.

Эта тема привлекла внимание «НГ» не только тем, что костанайцев ожидает повышение расходов еще по одной статье домашнего бюджета - транспортные расходы. В последнее время редакция получила несколько писем, в которых читатели, как будто сговорившись, пишут об одном - о сбоях в графиках движения автобусов.

Так, житель пос. Амангельды жалуется на то, что к ним ходит автобус только одного маршрута № 18, у которого появились сбои в соблюдении графика.

- По утрам автобусы в определенное время вообще могут не прийти, ожидание достигает более 15-20 минут, - пишет читатель, - люди опаздывают на работу, а в наше время терять работу неохота из-за халатности водителей. Они могут проигнорировать одну остановку и проехать мимо, чтобы успеть ко времени, если поздно вышел с базы. Диспетчера грубят на вопрос, почему нет так долго автобуса.

Другая жительница Костаная жалуется на сбои в работе маршрута № 19. Она ждала автобус на остановке «Бассейная» 40 минут, хотя интервал заявлен - 5-7 мин. На следующий день история на этом маршруте повторилась. Но уже на остановке «Кронос».

- За это время прошли 4 автобуса маршрутов №№ 24 и 10, - сообщает читательница. - Люди возмущены, так как опоздали на работу и промерзли до костей. А что нам делать зимой, когда ударят морозы? Лично для меня нет никакой возможности добираться до работы другими маршрутами.

Несколько лет назад «НГ» уже обращалась к теме работы общественного транспорта в Костанае. Похоже, годы идут, а недостатки остаются те же. Просто так это не бывает. В таких случаях причиной является не только безалаберность отдельных исполнителей, но и какие-то сбои в самой системе. Какие именно, редакция и надеялась выяснить, собрав за круглым столом руководителей предприятий городского пассажирского транспорта: ТОО «Жарык Жол - 1» Виктора МУЩИНСКОГО, «ТТС» - Алексея БОЙЧЕНКО, «Альтаир» - Александра МИШИНА, «Фирма «Сапар» - Владимира РЕВЕНКО, «Компания STA» - Эдуарда КИНА, «КостанайАвтоТранс» - Данияра ИБЕНТАЕВА, а также ИП Александра БРУНЕРА.


Уже начали «задыхаться»

- Сегодняшнюю стоимость проезда - 60 тенге - установили три года назад. Вы и тогда просили у акимата большую оплату, однако смогли проработать и с такими доходами. Понятно, что инфляция не могла обойти стороной и перевозчиков, но неужели нет других способов финансовой поддержки, кроме повышения платы за проезд?

В. М.: - 3 года назад нам акимат Костаная утвердил минимальную на тот момент стоимость проезда в 60 тенге на предоставленные нами расчеты. Но за это время все очень подорожало, особенно запасные части, стоимость которых увеличилась на 90%. Стоимость дизельного топлива увеличилась на 30%. Значительно увеличились все эксплуатационные расходы.

Э. К.: - Нас недавно собирали на «АгромашХолдинге», где «СарыаркаАвтоПром» показывал свой автобус. Это такой маленький «карапуз» с 22 креслами, а стоит 33,5 млн тенге (около $100 000). Как нам обновляться при таких ценах? Это нереально. Тем более что он не «пробегает» столько же, сколько европейские машины.

В. М.: - За это время он себя не успеет оправдать. У «Мерседеса», например, 44 кресла и служит он дольше.

- Сколько лет вы еще можете продержаться при сегодняшних тарифах и той же интенсивности использования автобусов?

Александр Мишин: - Мы уже сейчас задыхаемся.

Э. К.: - По мере того как дальше будет расти цена на запасные части и топливо, можно при существующем тарифе в 60 тенге «умереть» и потерять городские пассажирские перевозки, а восстановить их до прежнего уровня будет очень сложно. Да и кто их будет восстанавливать.

В. М.: - Вы спросили, как мы выживали… Когда доллар вырос, цена солярки упала до 80 тенге - вот как-то так и жили. У нас же европейские автобусы, поэтому и стоимость запчастей на них прямо зависит от курса доллара. Мы еще, когда доллар подскочил, хотели подать заявку на повышение платы за проезд. Но как об этом будем просить, если солярка тогда подешевела? А потом и ее цена начала расти, дошла до той величины, которая была, когда плату за проезд установили 60 тенге, а после этого еще увеличилась на 30%. Хотя не очень понятно: высокооктановый бензин стоит сейчас 128 тенге, а солярка - продукт отработки, но цена его стала выше. Это неправильно. Мы недавно собирались у заместителя акима города, и я предложил ему: верните обратно доллар, верните обратно солярку до 100 тенге, и мы будем работать и не просить повышения платы за проезд. Оно нам не надо будет. Но, извините, все дорожает, и как мы можем работать в таких условиях? У нас по этой причине упал уровень содержания техники. Встала машина - нужно менять двигатель. А он стоит 1 200 000 тенге, и автобус будет стоять до лучших времен.


80 тенге - начало «похорон»

- Докажите свою правоту акимату расчетами…

А. Б.: - Есть общая методика расчетов, утвержденная министерством по инвестициям и развитию. В ней учитываются все затраты. Когда мы делали заявку, то все расчеты проводили по этой методике. Все цифры акимат проверяет.

Э. К.: - Помимо них, мы представили и другие документы: оценку Палаты предпринимателей, справки по ценам из магазинов со сравнительным анализом по предыдущим годам.

А. Б.: - У каждого предприятия разные затраты по обслуживанию закрепленных маршрутов, поэтому и размеры тарифов в расчетах разные.

В. М.: - И по маршрутам разные расходы. Например, наши расчеты показали, что плата за проезд до поселка Жамбыл должна быть не менее 150 тенге.

А. Б.: - Есть маршруты, где плата за проезд должна составлять 200 тенге. В среднем по Костанаю по расчетам у нас получилось 100-120 тенге.

В. М.: - Чтобы выполнить наш договор с акиматом, где мы взяли на себя обязательства обновлять технику, плата за проезд пассажира должна составлять не менее 120 тенге. Ведь по договору мы должны через 2 года обновить парк на 60%, а в настоящий момент при таком тарифе мы об этом и не мечтаем.

- А если акимат не согласится или предложит компромисс - увеличить плату до 70-75 тенге?

А. Б.: - Будем добивать старый парк.

В. Р.: - И так развития нет никакого, и дальше его не будет.

А. Б.: - Нужно учитывать еще и другой фактор - зарплату работникам мы не повышали, а стоимость потребительской корзины постоянно растет.


Есть ли другие способы выжить?

- Сегодня вы несете расходы по перевозке льготников. Насколько мне известно, вы уже не раз обращались в акимат с просьбой эти средства перечислять вам из бюджета. Вам отказывали, ссылаясь на то, что в законодательстве такой подход не предусмотрен. Что-то изменилось с тех пор?

В. М.:- Каждый месяц по всему городу на льготниках мы недополучаем доходов примерно в размере 28 млн тенге. Но нам дотации на эти цели не нужны. Мы не хотим. Нам нужны компенсации для обновления техники. Допустим, я купил новый автобус за $140 000, Оплатите мне 70% без права в течение несколько лет продавать этот автобус или передавать в другие руки.

А. Бр.: - Да никогда такого не будет.

В. М.: - Но в Германии же есть такое. Там, например, кто-то возит детей в школу, и государство компенсирует часть расходов на покупку нового автобуса.

Э. К.: - Да хотя бы сделали по солярке. Как сельхозникам…

В. Р.: - Им же дают солярку по 80 тенге. Допустим, нам на месяц нужно 100 т солярки, вот и установили бы нам на этот объем топлива определенную сумму дотации. Тогда реально можно планировать какое-то обновление парка. Ведь если мы будем покупать китайские автобусы, которые собирают в Костанае, то, чтобы «закрыть» ими один маршрут, нужно 20 автобусов. Получается около $2 млн. Для Костаная вложить столько средств в один маршрут нереально. Он окупаться будет 15-20 лет.

- Вы уверены, что все деньги, которые собирают водители с пассажиров, доходят до кассы предприятия? Может, у вас по этой причине нет реальной картины по доходам? Не вернуться ли к прежней практике кондукторов с билетами? Или ввести проездные билеты?

А. Б.: - У нас стоят видеокамеры, есть люди, которые потом снимают флешку и все просчитывается. К тому же у нас люди так привыкли расплачиваться с водителями, что вся эта система сейчас работает очень четко. Надо отдать должное нашим пассажирам - проблем с оплатой нет.

В. М.: - Мы все знаем. В сложившейся системе зарплата водителя зависит полностью от того, как он работает с пассажирами. В ней вся соль. По этой причине выросла и культура обслуживания.

А. М.: - Кондуктор в автобусе сейчас не нужен - себе в карман положит да еще и водителя «подкормит». Что касается проездных, то их очень просто подделать.

А. Бр.: - Сейчас иногда даже деньги подделывают.

- Акимат по договору с вами берет на себя какие-то обязательства? Если да, то как их выполняет?

А. Б.: - Самое главное - дороги. Какие они у нас в городе, вы знаете. Хотя в последнее время их состояние немного улучшилось. Но невозможно ездить по Затобольску. У нас там 102-й маршрут. Дороги убитые. Водитель только соберет машину, 2-3 дня поработает - опять надо ремонтировать. Есть еще проблема с дублированием маршрутов.

А. М.: - Необходимо провести оптимизацию всей городской маршрутной сети. Возможно изменить схемы маршрутов и интервалы движения по ним автобусов.

А. Б.: - Разговоры на эту тему идут давно, на разных уровнях. Сейчас появляются новые микрорайоны и вопрос реконструкции маршрутной сети давно назрел. Есть у нас еще и чрезмерное дублирование маршрутов. Даже в Правилах по перевозкам пассажиров и багажа записано, что дублирование свыше 30% не должно допускаться. У нас больше. Посмотрите, какой поток по пр. Абая. Вот и начинают там водители разных маршрутов байгу в погоне за «своими» пассажирами.

- Ваши выводы основаны на специальном изучении пассажиропотоков или результат личных наблюдений?

А. Б.: - В советское время я работал в автобусном парке. Тогда у нас было около 200 автобусов. Для изучения пассажиропотока мы привлекли все учебные заведения Костаная. Организовать это мероприятие нам помогали горисполком и горком партии. Люди работали 2-3 дня, им за это платили деньги. Сейчас такой необходимости нет. У нас есть видеокамеры. Там все хорошо видно. Сегодня нам пассажиропоток известен.

В. М.: - Есть у нас и нерентабельные маршруты. Например дачные, на 114-й дачный маршрут я вынужден выделять дотацию и немалую. Иногда автобус вроде бы полный, но чаще пустой. Некоторые дни вообще оказываются нулевыми. Водитель даже себе на зарплату не зарабатывает.

А. Б.: - В пассажирских перевозках есть такое понятие - «социально значимый». Поэтому расходы на поддержание таких маршрутов должны компенсироваться из бюджета.

В. М.: - Хочу затронуть еще одну тему. В Шымкенте, например, плата за проезд - 70 тенге. А ведь в северных регионах из-за холодного климата мы вынуждены нести гораздо большие расходы. У нас зимой только на обогрев салона автобуса тратится около 20 л солярки в день. А там ведь и другой пассажиропоток - население города составляет 600 000. В Усть-Каменогорске давно уже 75 тенге, а нас сравнивают с Актау, где 50 тенге. Так там город всего 3 км. Берут среднюю плату по республике и нас к ней привязывают. Мы понимаем, что в каждом городе свои условия, но тогда давайте и наши условия учитывать в полной мере, а не подводить под усредненные цифры!


В сложившихся финансовых условиях перевозчики вынуждены изворачиваться, чтобы и расходы свои оптимизировать, и выполнить договорные условия по соблюдению графика движения. Как у них это получается, мы уже иллюстрировали письмами читателей. Очевидно, что голое администрирование и перенос решения всех проблем транспорта с государственной головы на предпринимательскую меньше всего на пользу пассажиру.

Вот и сейчас есть все основания ждать, что решение главных проблем лишь слегка отсрочат за счет кошельков горожан. Ибо поднятие тарифов - дело непопулярное, а в условиях кризиса - еще и небезопасное. Значит, до реальных размеров их не поднимут. А решение проблем общественного транспорта всерьез и надолго с участием государства - дело несвоевременное, с отсроченным результатом, требующее постоянных планомерных усилий и вложений. Потому аппетита у чиновников не вызывает.