Верховный суд РК сказал свое слово по поводу костанайских автовокзалов, но оно вряд ли последнее

Галина ПЕТРЕНКО

Возможно, кого-то смутит употребление в подзаголовке выражения «костанайские автовокзалы». Но множественное число вполне уместно - в областном центре один автовокзал действующий, второй, построенный в непосредственной близости от него, в строй действующих рвется. Судебные споры по этому поводу длятся еще с 2013 года. При участии местной исполнительной власти, решения которой эту тяжбу и спровоцировали.

Оставался один пункт

«НГ» ход судебных мероприятий отслеживала. На днях один из пользователей сайта ng.kz сообщил редакции, что Верховный суд поставил в деле точку и новому автовокзалу в Костанае быть. Имел в виду объект, который сначала предприниматель Николай Кушнеров заявлял и строил как ауди-центр, то бишь автомобильный салон, а затем тот вполне продуманно «переобулся» в автовокзал.

Продуманно - потому что несколько лет шли суды, которые решали земельный вопрос для этого объекта. Куда же мы без затяжных процессов, когда участки выделяет акимат Костаная. Примеров ярких немало. Из тех, которые мониторила «НГ», - это беспредел с отъемом двора СШ № 115, продажа земли Центрального сквера. Мы отслеживали эти истории, потому что передел территории в тех случаях имел безусловный общественный интерес.

Есть он и в нынешнем споре, хотя формально его так удобно свести к противостоянию предпринимателей. Но речь-то идет об автобусных пассажирских перевозках, о двух автовокзалах, расположенных близко друг к другу, и о том, что собственно потребители транспортных услуг получат от такого соседства.

Вернемся к некоторым отрезкам судебной эпопеи. Завершающим этапом метаморфозы ауди-центра стала реконструкция здания под нужды автовокзала, которую санкционировал городской акимат своим постановлением № 1369 в июне 2013 года. Требование о признании этого постановления незаконным осталось единственным пунктом из требований ТОО «Костанайский автовокзал», которое после целой серии судебных процессов костанайская Фемида в лице двух коллегий областного суда решила удовлетворить. Остальные, среди которых были требования признать незаконными постановления акимата о выделении Кушнерову 0,5370 га в аренду в районе автовокзала, а затем постановление о расторжении договора аренды и предоставлении тому же лицу участка в частную собственность для обслуживания ауди-центра, а затем постановление о продаже ему все той же земли и договора об этом... - нет, не удовлетворила.

Даже несмотря на то, что эти «неудовлетворительные» решения местных судов, включая апелляционную и кассационную инстанции, Верховный суд в прошлом году отменял и возвращал на новое рассмотрение. Тогда как раз, в сентябре 2015 года, по единственному пункту и было принято решение в пользу ТОО «Костанайский автовокзал», кассация в декабре 2015 года оставила это без изменения. И именно по этому поводу представитель Николая Кушнерова Анна Канина обратилась с ходатайством об отмене в Верховный суд. Дело рассматривала его коллегия по гражданским делам. И, проще говоря, взяла сторону Кушнерова.

Еще не финиш

- Справедливость восторжествовала, - оценил произошедшее, отвечая на вопрос «НГ», исполнительный директор ТОО «Туристтранссервис» Алексей БОЙЧЕНКО.

Поясним, Николай Кушнеров является учредителем этого ТОО, которое занимается пассажирскими перевозками на внутригородских маршрутах в Костанае и на международных. А спрашивали мы о том, есть ли сегодня препятствия для открытия нового автовокзала и если это произойдет, то какую долю перевозок намерено взять на себя предприятие.

- Препятствий практически нет, осталась пара согласований, чтобы ввести автовокзал, - сказал Бойченко. - А нужен он нам прежде всего для того, чтобы осуществлять все те же международные перевозки. Экономически то, как мы без собственного вокзала делаем это сегодня, нас не устраивает. Пока больше нет комментариев.

Вторая сторона долгого спора считает, что все совсем не так просто.

- Во-первых, хотел бы подчеркнуть: мы по-прежнему остаемся на позициях, что размещение на указанной территории второго автовокзала есть грубое нарушение Генерального плана Костаная, - сказал в свою очередь «НГ» юрист Павел СУХАРНИКОВ, представлявший интересы ТОО «Костанайский автовокзал». - Это будет способствовать нездоровой конкуренции и будет элементарно неудобно для пассажиров. Мы, кстати, демонстрировали суду ролик одного из казахстанских телеканалов, где корреспонденты засняли, как перевозчики буквально заталкивают людей в свои автобусы, перехватывая друг у друга пассажиров. Конкуренция бывает и в таких уродливых формах, надо отдавать себе в этом отчет. Во-вторых, в доказательство своей позиции мы предоставляли судам всех инстанций достаточно убедительных доказательств. Как их оценили - вопросы к судам. Но Гражданско-процессуальный кодекс дает нам право оспорить и решение гражданской коллегии ВС РК. И мы сделаем это. Кроме того, безусловно, будем обжаловать каждое действие госорганов по вводу в строй этого автовокзала: дело в том, что, например, в приемочных актах рабочей комиссии и государственной нет нескольких важных согласований. Кроме того, на завершающем этапе объект нужно будет вводить в реестр автовокзалов. А по казахстанским стандартам они должны иметь привокзальные площади, удовлетворяющие определенным требованиям. Два вокзала на той территории не могут иметь площади, соответствующие стандартам. С этим как быть? Готовясь к заседанию коллегии, мы попросили представить в суд отзывы госархстройконтроля, управления архитектуры. Вот читайте: считают, что Генплан нарушен, что место нового вокзала - в районе вокзала железнодорожного. Это по плану, это уместно, разумно.

Итак, эпопея продолжается. И самое проблемное в ней изначально - позиция власти. Все-таки уму непостижимо, чтобы город делал одно - давал землю, разрешал строительство и реконструкцию, а областные управления по тем же вопросам стояли на других позициях. Те и другие руководствуются одними и теми же законами. Как это возможно?

 

Фото Николая СОЛОВЬЕВА