Как Костанай переживает сезон ремонтов, пробок, объездов и нарушений?
Ольга ЛИХОГРАЙ
Летом Костанай традиционно превращается в город разрыто-закрытых дорог, сменяемых коллекторов, водопроводов, тепломагистралей и измененных автобусных маршрутов. Как минимум три раза в день заторы, экстремальные объезды и нарушения Правил дорожного движения становятся обычными явлениями для водителей.
Часы пик наступают во время утренних поездок на работу (с 7 до 9 утра), обеденных перерывов (с 12 до 14 часов) и вечерних возвращений домой (с 18 до 20 часов). В это время скопление автомобилей на определенных перекрестках и улицах достигает такого количества, что пропускная способность городских трасс близится к нулю. А это влечет за собой грубейшие нарушения ПДД.
За «кирпич» на КСК
Капитальные ремонты в Костанае сейчас идут на улицах Железнодорожной (от Гагарина до Дощанова), Чехова (от Аль-Фараби до Дощанова), Герцена (от Киевской до Курганской). Еще несколько улиц перекрыто из-за замены коммуникаций. По ул. Майлина от пр. Аль-Фараби до ул. Тарана меняют теплотрассу, по ул. Баймагамбетова от Чернышевского до Комарова меняют водопровод, на ул. Маяковского от ул Л. Беды до гаражей обновляют канализационный коллектор. Началась замена коммуникаций по улицам Сьянова, Гашека, Фролова, Наримановской, Уральской.
Свободные для проезда улицы, как убедились 11 июля корреспонденты «НГ», переживают автомобильные перегрузки. В районе КСК реконструкция идет на одной ул. Герцена, но такая масштабная, что длится уже второй год. За это время водителям не один час пришлось провести в пробках на объездной ул. Каирбекова. Уже в конце мая ситуация изменилась: кольцо по Герцена отремонтировали и открыли для движения.
Кольцо на ул. Герцена открыли, а нарушения остались
- Очень хорошо сделали, что быстро закончили кольцо и пустили по нему машины, - отмечает житель КСК, водитель Александр ПРИЛЕПИН. - Теперь пробок по Каирбекова почти нет, улицу перестали «убивать», можно спокойно ездить и по Герцена до Киевской, и по самой Киевской вниз до Каирбекова.
Транспортный поток на ул. Герцена разгрузили благодаря обновленному кольцу, но на другом отрезке Герцена (от Киевской до Курганской) продолжается реконструкция. Об этом красноречиво информирует дорожный знак «кирпич», запрещающий проезд. Однако водители успешно его игнорируют. За десять минут, которые мы провели на пересечении Герцена - Киевской, три легковушки нырнули за знак.
Проезжая часть вместо двора
Ул. Хакимжановой на пересечении с ул. Маяковского плотно перегородили, поэтому водители едут перед домом № 56 по ул. Хакимжановой
Дорожный знак, запрещающий проезд на ул. Маяковского, буквально 11 июля установили на пересечении Маяковского с ул. Л. Беды. Но водители только и делают, что «сквозят» через ул. Маяковского на ул. Хакимжановой и далее на пр. Абая. При этом двор перед домом № 56 по ул. Хакимжановой, сквозной проезд мимо которого запрещен в принципе, фактически превратился в проезжую часть с двумя полосами движения. Водители легковых, скутеров, такси и даже грузовых «ГАЗелей» снуют по двору безостановочно.
- А что делать, если на Абая - пробки, на Алтынсарина - пробки, а мне нужно быстрее в район КЖБИ попасть? - возмущается таксист Олег КОФТУН. - Если нашим клиентам сказать, что мы будем ехать 10 минут, они тут же откажутся от заказа. Говорим: минут 5-7, а чтобы за это время успеть, приходится объезжать окольными путями.
Окольный путь в данном случае - проезд вдоль дома, из подъездов которого выходят мамы с малышами, бегают дети постарше.
- Столько машин через наш двор не ездило никогда, - говорит Анжелика БАКАЙ. - Маленьких детей вообще боимся отпускать, потому что идет сплошной поток автомобилей. А посмотрите, что творится с нашими деревьями?
На наших глазах грузовые «ГАЗели» задевают крышами нависающие березы и тополя, ломая ветки. Жители уже переживают, что после того, как откроют Маяковского, в их дворе не только асфальт придется менять, но и новые деревья сажать.
По встречке и тротуару
Но даже если через двор Хакимжановой попасть на пр. Абая, все равно можно простоять в пробке до получаса. 11 июля в седьмом часу вечера вереница из машин растянулась от кольца Абая - Баймагамбетова - В. Интернационалистов до ТЦ «Емшан».
Не меньше машин скапливается в часы пик по ул. Алтынсарина, в том месте, где она пересекает ул. Хакимжановой. Особо спешащие водители вылетают на полосу встречного движения и пристраиваются впереди.
На нас, например, 11 июля неслась белая Toyta Land Сruiser с зеркальными номерами.
Из-за пробки на перекрестке Алтынсарина - Хакимжановой водители часто едут по полосе встречного движения
Постоянно пытаются выезжать на встречку и водители, не желающие стоять в длинной цепочке машин по ул. Карбышева. Здесь они скапливаются на пересечениях Карбышева с улицами В. Интернационалистов и Чернышевского.
На ул. Алтынсарина из-за закрытой Баймагамбетова заторы стали обычным явлением
Нескончаемым кажется ряд автомобилей и автобусов при повороте ул. Алтынсарина на ул. Баймагамбетова. Сейчас из-за замены теплотрассы Баймагамбетова закрыта сразу на двух участках - от Комарова до Хакимжановой и от Чернышевского до дома № 8 по ул. Баймагамбетова. В связи с этим весь поток транспорта идет по ул. Алтынсарина.
11 июля здесь в единой пробке сошлись легковые, внедорожники, автобусы маршрутов № 12, № 19, № 38. Не выдерживающие напряжения водители едут прямо по тротуару вдоль Баймагамбетова. Из-за зазора между двумя закрытыми отрезками по пешеходной зоне можно проскочить на открытую ул. Хакимжановой. Двойное нарушение правил (езда по тротуару и заезд за знак «кирпич») никого не смущает. Двор возле дома № 8 по ул. Баймагамбетова по утрам и вечерам и вовсе напоминает огромную стоянку, где стоят и гудят сотни машин.
Коммуникации и ремонты важнее
На пересечение улиц Дощанова - Майлина водители из правого ряда постоянно подрезают автомобилистов из левого
Мало желающих стоять и в длинной пробке, которая по вечерам образуется на ул. Майлина в месте пересечения с ул. Дощанова. Двойной поток с одной улицы и двойной с другой сливаются в единый в правой части Дощанова. Автомобилисты из правого ряда ул. Майлина то и дело юркают в левый ряд, подрезая соседей из леворядья. 11 июля в правом ряду на Дощанова сломался лесовоз, создав еще больший затор в без того плотной пробке.
- Я понимаю, что дорогам нужен ремонт, никто с этим не спорит, - говорит водитель Айдар БЕКТАСОВ. - Но почему нельзя делать улицы по ночам, когда почти нет движения, чтобы не создавать аварийные ситуации и проблемы водителям?
Старший прораб ТОО «Ван» Павел ГУКОЯН в мае уже отвечал корреспондентам «НГ» на этот вопрос.
- Ночной ремонт - это дополнительная техника, расходы на мощное освещение, - считает Гукоян. - Да и качество ремонта будет страдать. Для реконструкций предназначен световой день, его мы и используем по максимуму.
У многих недоумение вызывает само планирование ремонтов, при котором участки сразу на нескольких параллельных улицах оказываются перекрытыми, поэтому весь поток скапливается на двух-трех оставшихся для проезда.
- Ездить по Костанаю, в котором не будет отопления, канализации и холодной воды уже не нужно будет, - говорит заместитель акима Костаная Валерий ПОЛЕШКО. - Переделка улиц по ночам существенно удорожает ремонт. В этом году в Костанае идет замена коммуникаций на 18 объектах плюс капитальные ремонты. Нам нужно радоваться, что в кои-то веки нам дали деньги на такую масштабную замену коммуникаций. Ни один ремонт не был начат без информирования горожан, разрабатывались схемы движения. Полчаса в пробке быстро забудутся, а отсутствие холодной воды запомнится надолго.
Бесспорно. Но в таком случае нужно как-то усиливать контроль за злостными нарушителями ПДД, которые сводят потери своего времени к минимуму, рискуя своей и чужими жизнями.
«Живой» светофор
Аким Костанайской области Нуралы САДУАКАСОВ не раз заявлял, что в Костанае в год нужно капитально ремонтировать как минимум 15 км улиц, а на 100 000 кв. м, делать ямочный ремонт. Автомобилистов просил на это время запастись терпением.
Горожане не согласны лишь с тем, что переделки затягиваются на все лето, идут в часы пик и возле них не видно регулировщиков движения, что создает неудобства и повод для нарушений ПДД.
11 июля в 18.20 пробка на пр. Абая растянулась от кольца до ТЦ «Емшан». Регулировщика замечено не было
- Каждый день жители района КЖБИ сталкиваются с одной и той же проблемой: на пересечении Быковского - Абая - километровая пробка, - написал на сайте ng.kz форумчанин под ником Прохожий. - Особенно в час пик. Прошу акима обратить внимание на это и попросить соответствующие службы поставить постовых регулировщиков хотя бы вечером с 18.00 до 20.00 на данный участок.
- Светофор горит зеленым около 15 секунд, - поддержал его пользователь Yeti. - При повороте с пр. Абая на ул. Быковского за этот промежуток времени проезжает где-то три машины. С регулировщиком проезжало бы больше.
Впрочем, многие водители считают, что полицейские на перекрестках, наоборот, тормозят разгрузку транспортных потоков. Старший инспектор УАП ДВД Костанайской области Юрий ПАНАСЕНКО отмечает, что большинство костанайских автомобилистов не понимает жестов полицейских.
- Водители сами создают помехи для движения из-за незнания жестов регулировщиков, - рассказал «НГ» Панасенко. - К примеру, когда регулировщик поднимает жезл вертикально над головой это означает «Внимание». Потом в зависимости от ситуации пропускает поток вправо, влево или прямо, но многие водители продолжают стоять, не понимают, чего хочет полицейский, теряют время. Полицейскому приходится левой рукой показывать, чтобы они начинали движение, как-то подсказывать.
Как говорит Панасенко, регулировщик работает, как «живой» светофор. Он оценивает ситуацию и в зависимости от потока машин в первую очередь пропускает автомобили с наиболее загруженных улиц.
Регулировщики чаще всего стоят только на Абая, где их жесты понимают не все водители
Рейд корреспондентов «НГ» показал, что регулировщиков в пики автомобильной загруженности чаще всего можно увидеть на пр. Абая, реже на ул. Баймагамбетова. И практически не бывает их на улицах Герцена, Маяковского, Алтынсарина, Майлина, не говоря уже о таких второстепенных, как Сьянова, Фролова, Наримановская, где нарушений не меньше.
Из-за замены коллектора большую часть ул. Маяковского закрывают для проезда
Через дом № 56 по ул. Хакимжановой беззастенчиво едут и легковые, и грузовые, нарушая запрет о сквозном проезде
На перекрытой Баймагамбетова не только заезжают за знак, но и едут по тротуару
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера