Не тормози, скутерни!

Надежда КОВАЛЬСКАЯ

«Табуретки на колесах» вне закона, и юные костанайцы вовсю этим пользуются

Не столько страшен транспорт, сколько психология его владельца.

Еще года два назад костанайские автомобилисты снисходительно поглядывали на скутеристов. Их средство передвижения именовали «табуретками на колесах», водителей - «хрустиками». Но сейчас, когда популяция скутеров в Костанае достигла приличных размеров, остальные участники движения заметно занервничали. Мелочь, а опасно. Юркие скутеры, на которых чаще всего восседает «грядка» молодежи без шлемов и в сланцах на босу ногу без элементарных знаний ПДД в голове, на дорогах ведут себя безбашенно. Гоняют, «подрезают», подъезжая к светофорам, резко становятся дальтониками, а от сотрудников полиции попросту делают ноги... Видит око, да зуб неймет - водительских прав скутеристы не имеют и на учете в дорожной полиции не стоят.

Неуловимые скутеры

Скутеры стали дико популярными благодаря своей простоте во всем. Никакой бумажной волокиты с правами, техосмотром и прочими насущными проблемами собственников транспорта. Стоит нехитрый транспорт недорого - 50-кубовый можно купить примерно за $900. Бензина «табуретки на колесах» кушают совсем мало. С управлением разберется даже ребенок. Все это и делает скутеры привлекательными для юных костанайцев, которые бесстрашно выезжают на проезжую часть, не утруждая себя даже прочтением Правил дорожного движения.

Чтобы не быть голословными, корреспонденты «НГ» провели небольшой рейд по дорогам города. Помогли нам в этом байкеры - на машине за ловкими скутеристами не угонишься.

7 июля, выходной. Все куда-то спешат, на дорогах сплошной поток: автомобили, автобусы и скутеры, ради которых мы, собственно, все и затеяли. Для начала встали на проходимое место - на Абая, возле ЦУМа. Уже через пять минут появился первый. За рулем - парень лет 20-ти в шлеме, сзади сидит девушка без «головного убора». Угадайте, кто больше пострадает в случае аварии? Правда, кое-что их все-таки красит - едут осторожно, по правой крайней полосе, не вмешиваясь в общий поток автомобилей.

По другой полосе едет тетушка бальзаковского возраста на скутере. Волосы развеваются на ветру - видимо, шлем она считает лишним аксессуаром.

Из припаркованного рядом автомобиля выходит пожилой водитель. Узнав, что мы проводим исследование, возмущается:

- У меня уже 35 лет водительского стажа, но я начинаю теряться, когда передо мной выскакивают дети на скутерах! Раньше их было меньше, но в этом году просто какое-то нашествие. Разговаривать с ними бесполезно.

Рейд продолжается уже в движении - на мотоцикле. На перекрестке Абая - Гоголя с бодрым жужжанием нас обгоняют двое мальчишек на скутере. Юным гонщикам лет по 12, не больше. Пацаны в шортах и сланцах бесшабашно проскакивают на «красный» и летят дальше по Абая. Догнать лихачей мы так и не смогли - пока ждали зеленый свет, скутер превратился в едва различимую точку вдалеке.

«В шлеме я как придурок!»

Следующая попытка увенчалась успехом - остановили двух ребят на большом скутере. Водитель в шлеме, а пассажир - совсем маленький пацаненок - без. Испугавшись, он прячется за спину более старшего товарища.

-  Сколько вам лет? - спрашиваем, представившись.

- 15, - честно ответил водитель Александр МАЗНИЧЕНКО.

- Правила дорожного движения знаете?

- Знаю, перед тем, как отец купил мне скутер, он заставил их выучить. Я езжу обычно осторожно.

- А какой объем двигателя у вашего скутера, знаете?

- Да, 125 кубов. Но отец узнавал - на нем можно без прав ездить.

На самом деле, конечно, нельзя. Почему - читайте ниже. И еще один просчет отца мальчика. Правилам дорожного движения он ребенка, возможно, и научил, но тот факт, что Саше еще годок подрасти надо, прежде чем официально сесть за руль, он не учел.

Едем дальше, возле «Астыкжана» догоняем отчаянных парней на небольшом синем скутере. Шлем, по какой-то особой костанайской традиции, тоже только у водителя. Задаем  стандартные вопросы. Парнишки не моргнув глазом отвечают, что им по 17 лет, хотя на вид явно меньше.

- Почему вы без шлема? - спрашиваем у пассажира.

- Мне шлем не нравится. Я в нем как придурок! - огорошил ответом подросток, представившийся Виктором.

- А правила дорожного движения знаете? - спрашиваем у водителя.

- Ну как бы да, - неуверенно протянул Николай. - Только водители совсем обнаглели. Я нормально еду, а они подрезают.

Дальше в адрес водителей пошло что-то непечатное. На том и распрощались.

На обратном пути на Абая видим уже привычную картину - по середине проезжей части несется скутер с двумя пацанами лет 16-ти. Стоит ли говорить, что красный сигнал светофора их не остановил. Не включив поворотник, они свернули на другую улицу. Парни пронеслись мимо наряда патрульной полиции, который стоял на перекрестке Абая и Быковского. Но полицейские даже не попытались остановить юных «шумахеров».

Впрочем, скутеристы скутеристам рознь. Есть и те, кто садится за руль «с головой». В основном это водители постарше.

- Когда езжу, вижу очень много маленьких детей на скутерах, - говорит скутерист Дмитрий БУКИН. - Естественно, правил они не знают. Между тем в Правилах дорожного движения есть 24 глава. Перед тем, как сесть на скутер, каждому стоит с ней ознакомиться.

Дорожный этикет для чайников

Открываем подсказанную главу. Называется она «Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных». Разобраться в многочисленных пунктах нам помог старший инспектор УДП ДВД Юрий ПАНАСЕНКО.

- У водителя скутера обязательно должны быть с собой удостоверение личности и документы на скутер, которые выдаются при его покупке, - говорит ПАНАСЕНКО. - Если объем двигателя скутера менее 50 куб. см. и максимальная скорость менее 50 километров в час, он не подлежит регистрации. Если эти показатели больше, то необходимо ставить транспортное средство на учет. Скутер будет, как положено, иметь регистрационные номера, проходить техосмотр и т. д. Езда без шлема на скутере запрещена, перевозка пассажиров - тоже. Водитель скутера должен передвигаться по правой крайней полосе, допускается по обочине. Чтобы повернуть налево, он должен спешиться и перейти проезжую часть по пешеходному переходу. Скутерист, как и любой другой участник дорожного движения, должен знать ПДД. В противном случае дорожный полицейский может его оштрафовать. За первое нарушение сумма штрафа составляет 5 МРП. Если водитель несовершеннолетний, все материалы мы передаем в инспекцию по делам несовершеннолетних, там уже принимают решение. Как правило, штраф платят родители нарушителя.

Скутер - самый доступный транспорт для подростков: стоит недорого и права не нужны.

Скутеры - новое веяние, поэтому старые добрые ПДД под них явно не «заточены». В них даже нет такого понятия. Новомодное средство передвижения причислили к мопедам, что, по мнению полицейских, не совсем правильно. Ну где вы видели скутер, максимальная скорость которого не превышает 50 километров в час? К тому же сейчас куча скутеров, чей объем двигателя больше 50 куб см. Возьмем, к примеру, Сашу Мазниченко, с которым мы познакомились при проведении рейда. Объем движка его «коня» - 125 куб. см. По мощности он почти такой же, как мотоцикл. Да и скорость он развивает нехилую. Крайняя отметка на спидометре - 140 км/ч. По идее, на скутер с такой кубатурой уже нужны права. 

В июне этого года полицейские уже проводили профилактический рейд для скутеристов. Самому молодому «задержанному» всего 10 лет.

По информации Юрия Панасенко, за 6 месяцев прошлого года в области зафиксировано 8 ДТП с участием мототранспорта. С начала этого года аварий произошло уже 13, в которых пострадали 16 человек. Дорожные полицейские статистику ведут общую, считая скутеры вместе с мотоциклами. Соотношение - 50 на 50.

На общих правах

В Карабалыке открылся первый в области скутер-клуб. Фото с сайта ainanews.kz.

Где есть проблема, всегда найдется неравнодушный. И он нашелся. Правда, не в Костанае, а в Карабалыкском районе. 26-летний житель поселка Сергей Пантелеев, насмотревшись на аварии с участием скутеров, этим летом создал скутер-клуб. На первое заседание он пригласил инспектора дорожного движения, который объяснил молодым скутеристам их права и обязанности.

- В нашем поселке только по официальным данным около 70 скутеров, - говорит руководитель Карабалыкского скутер-клуба Сергей ПАНТЕЛЕЕВ. - Это очень много. Я сам езжу на скутере и вижу, как молодежь теряется на перекрестках - не знает, кого пропускать, а кого нет, как на одном маленьком скутере балансируют 3 - 4 человека без шлемов и т. д. Из-за этого зачастую и случаются аварии. К тому же, скутеристов очень боятся на дорогах. Даже мне, хотя я езжу аккуратно и стараюсь не нарушать правила, автомобилисты уступают дорогу.

На первое заседание приехало больше 20 скутеристов. После беседы с инспектором часть из них отсеялась. Пока членов клуба около 15-ти. Ребята уже разработали устав клуба и условились периодически встречаться. В клубе «скутероводы» будут обмениваться опытом по ремонту техники, вождению и т. д. И хотя ездить без прав и прочих заморочек намного проще, Сергей Пантелеев выступает за введение водительской категории для скутеристов.

- Прежде всего - порядок на дороге, - говорит организатор клуба.

Вопрос о введении водительской категории для скутеристов сейчас находится на рассмотрении в парламенте. С такой инициативой выступило МВД РК еще в прошлом году. Полицейские предложили ввести водительские удостоверения нового образца. В них - 7 основных категорий и 6 дополнительных подкатегорий. Подкатегория A1 предназначена для скутеров, мопедов, квадроциклов т. д. К сожалению, от предложения до выхода официального документа, как правило, проходит год, а то и полтора. А пока государственные мужи обсуждают, подростки на подаренных беспечными родителями скутерах ищут себе приключений на «пятые точки».

Фото Николая Соловьева.

 

Как вы думаете, нужно ли вводить обязательное наличие водительских прав для скутеристов?

Юрий Кузнецов, директор ТОО «Водитель ABC»

- Скутеры к транспортным средствам не причисляются. Они участники дорожного движения, как велосипедисты и даже пешеходы. Подкатегорию А1 для водителей скутеров вводить обязательно нужно, и я думаю, что вопрос этот уже почти решенный. Тогда скутерам будут присваиваться номерные знаки, они будут стоять на учете в дорожной полиции. А молодежи, прежде чем садиться за руль, придется учить ПДД и сдавать экзамен. Пока это не стало обязательным, никто просто этого не будет делать. Зачем лишний раз утруждать себя, если прав нет и лишать нечего? Сел малолетка и поехал. А ведь стоит задуматься, что в первую очередь страдают именно они - водители скутеров, поскольку средство передвижения у них очень хрупкое, а меры предосторожности в виде шлема они зачастую игнорируют.

Роман Саркисов, мастер спорта по мотокроссу:

- Однозначно нужны. Родители, не задумываясь, покупают 8 - 9-летним ребятишкам скутеры. Они считают, что это игрушка, но тем самым подвергают своих детей смертельной опасности. Зачастую мамы и папы говорят: «Ты, сынок, во дворе только катайся». Но ребенок один раз покатается во дворе, другой, а потом ему станет неинтересно, и он начнет выезжать на проезжую часть. Каждую секунду за ним не усмотришь. Положено с 16-ти садиться за руль скутера - и точка. Нужно урегулировать это законодательно. И, конечно, особое внимание на эту проблему обратить родителям.

Юрий Панасенко, старший инспектор УДП ДВД Костанайской области:

- Данная категория водителей представляет опасность и для других участников дорожного движения. Скутеристы мешают автомобилистам и тем самым ставят под угрозу свою жизнь. Вводить категорию А1 необходимо. Раньше скутеров не было, были только мопеды, которые ездили со скоростью 20-30 км/ч. А некоторые современные скутеры по мощности не уступают мотоциклам. Кроме того, необходимы совместные действия водителей, родителей и общественности. Мы можем только штрафовать, да и то не всегда. К примеру, в июне этого года мы проводили профилактический рейд и останавливали водителей скутеров. Некоторые на требование остановиться не реагировали и скрывались от полицейских. Их очень сложно догнать, потому что они проедут там, где полицейская машина не проедет.

Сергей Богданчиков, директор физико-математического лицея:

- Я думаю, нам не резон изобретать велосипед. В развитых странах уже давно приняты соответствующие поправки, предполагающие наличие водительской категории для скутеров. И второй момент - о безопасности своих детей думать должны прежде всего родители. Как можно ребенка выпускать на проезжую часть? Мы что - враги своим детям? Тем более, что сейчас хороший скутер по мощности может быть таким же, как мотоцикл. Тут вариантов быть не должно. Безопасность детей - превыше всего.

Айман Ибраева, заместитель директора департамента по защите прав детей Костанайской области:

- В этом году вместе с полицейскими мы проводили профилактическое мероприятие «Каникулы». Одним из направлений было выявление детей на скутерах. Правонарушителей, севших за руль до 16 лет, было очень много. Все они представляют собой потенциальную опасность. Сейчас мы обращаем большое внимание на эту проблему. Но я думаю, если соответствующие поправки в законодательство будут внесены, ситуация поменяется в лучшую сторону.