Будем производить «УАЗы»
Ольга ЛИХОГРАЙ
К концу этого года КФ АО «Агромашхолдинг» (Костанайский дизельный завод) планирует начать выпуск автомобилей марки «УАЗ» различных моделей. Идея наладить совместное российскоказахстанское производство машин на костанайской базе обсуждалась последние четыре года. В этом году была достигнута предварительная договоренность и даже определена территория, на которой разместится оборудование. Но проект все равно остается на стадии оформления документов. Это связано с особым режимом производства в рамках Таможенного союза. О возникших трудностях и о том, когда нам всетаки ждать новый модельный ряд «УАЗов», «НГ» рассказывает директор КФ АО «Агромашхолдинг» Петр МАКСАКОВ.
Партнерами костанайского «Агромашхолдинга» по производству «УАЗов» выступит российская компания «Sollers». Ее представители заявили, что планируют собирать в Костанае модельный ряд «УАЗов», но какие конкретно не уточняют. На данный момент известно лишь о трех моделях «УАЗПатриот», предназначенный для широкого потребителя, и две модели специализированных «УАЗов» для сотрудников «Скорой помощи» и полиции.
Автомобиль марки «УАЗ» в 2010 году стал самым востребованным внедорожником в Казахстане, сообщил «НГ» Максаков. Идею их производства прорабатывали 4 года. Были планы наладить выпуск в Караганде. Но в этом году представители российского «Sollers» побывали в Костанае. Осмотрели территории бывших химзавода, пивзавода, КСК и в итоге остановились на нас.
По словам Максакова, территория дизельного завода привлекла россиян масштабами: 12 000 кв. м будут сданы в аренду для размещения оборудования. Помимо этого, в «Агромашхолдинге» уже проведены все коммуникации, что также является плюсом для производства.
Оборудование на нашу территорию привезет российская компания, говорит Максаков. Она также направит к нам специалистов для обучения сборке автомобилей. Половину средств для совместного производства выделяет наш республиканский бюджет, другая половина российские средства.
Выгода от совместного проекта очевидна и для россиян, которые могут в рамках ТС наладить производство «УАЗов» на 20% дешевле. Дешевле будет как само производство «УАЗов» методом крупноузловой сборки, так и их продажа. Ведь в России «УАЗы» выпускает единственный завод в Ульяновске, и производство обходится дороже.
Однако выгода появится, если предприятию разрешат действовать в режиме так называемого свободного склада, в рамках которого возможно производство продукции, на которую не накручивается 12% НДС. И для нее снижены пошлины на вывоз. Что важно, ведь часть производимых у нас «УАЗов» будут продаваться в Сибирский регион (Кемерово, Новосибирск и т.д.)
На стадии утверждения свободного склада проект пока и завис, уточняет Максаков. Согласно реестру, в Казахстане существует четко фиксированное число предприятий, работающих в режиме свободных складов. Добавить еще одно не такто просто. Для этого нужно коллегиальное решение трех странучастниц Таможенного союза.
Вопрос об открытии этого режима для нового автомобильного производства в Костанае сейчас обсуждается представителями России, Казахстана и Беларуси.
Если он решится положительно, то производство «УАЗов» наладится в ближайшее время. Если же открыть свободный склад не удастся, по данным «НГ», рассматривается вариант объединения средств двух частных предприятий российского «Sollersa» и казахстанского «Агромашхолдинга» без государственных посредников.
Наше предприятие уже работает в режиме действующего свободного склада, так что выгода будет та же, объясняет Петр Максаков. Но россияне предпочитают, чтобы в проекте участвовал не только частный капитал, но и государственный, поэтому ждем решения.
Материалы номера