Не голодные, но в валенках на босу ногу
Евгений ШИБАРШИН
Больше двадцати дней прошло с момента девальвации тенге. В числе результатов этой малоприятной процедуры ее инициаторы называли поддержку конкурентоспособности на внутреннем рынке Казахстана товаров отечественных производителей. Поддержали? И чем эта поддержка обернулась для рядовых жителей области?
История вопроса
Для начала напомним, в чем суть проблемы. В странах СНГ, откуда в Казахстан поступает наибольшее количество товаров, курсы национальных валют относительно доллара в последнее время значительно упали. В Казахстане потребность в мировой валюте на торгах валютной биржи, где формируется обменный курс тенге, тоже оставалась высокой. Но ее предложение значительно уменьшилось. Одна из причин - сокращение поступлений долларов после резкого падения цен на основную экспортную продукцию Казахстана (нефть, металлы). По закону рынка такое смещение соотношения спроса и предложения на валютных торгах неминуемо ведет к удорожанию доллара. Однако Национальный банк РК пытался искусственно удержать прежний курс его обмена на тенге. Делалось это вбросом на торги валюты из государственного резерва. По данным председателя Нацбанка Григория МАРЧЕНКО, на это ушло $6 млрд. Их обменяли на тенге и используют на внутриэкономические нужды.
Искусственное сдерживание обесценивания тенге привело к тому, что товары России, Белоруссии, Украины и других партнеров по СНГ, чьи национальные валюты искусственно не удерживали, на казахстанском рынке стали дешевле аналогичной продукции наших производителей, сделав ее, таким образом, неконкурентоспособной. Чтобы исправить эту валютную «несправедливость», 4 февраля тенге «уронили» на 25%. Во всяком случае, нам так объяснили.
С голода не помрем
На прошлой неделе автор этой публикации отправился на Центральный рынок Костаная, где цены традиционно ниже магазинных, к тому же и поторговаться с продавцом можно. Цель - посмотреть, как повлияла девальвация на наш уровень жизни. Право же, мясо, картофель, свекла, лук, морковь, капуста, крупы, мука и мучные изделия - все от казахстанских производителей. В основном от местных. А где же их зарубежные конкуренты? С кем вести ценовую борьбу?
На овощных прилавках их не нашел, зато в одном из киосков увидел колбасу и сыр из России. В отличие от аналогичных прилавков, у этого была очередь.
Спрашиваю у покупателей: почему берете иноземную продукцию, а не местных производителей? Отвечают: чуть-чуть дешевле и вкуснее. Местный производитель колбасы - директор ТОО «Ирина и К» Александр КОРЧИНСКИЙ вопросу, насколько россияне «мешают» реализации его продукции, удивился.
- Меня сейчас беспокоит не столько конкуренция, сколько возможное удорожание составляющих, - говорит предприниматель. - Мы их покупаем в России по долларовому эквиваленту.
То же самое могут сказать и костанайские кондитеры. Они всегда конкурировали с украинскими коллегами, но большинство компонентов, из которых они делают свою продукцию, - от какао-бобов до сахара и сухого молока, - импортного происхождения. Так что от роста цены из-за удорожания импортных составляющих и нашим колбасникам не уйти.
Но вернемся к костанайскому базару. О конкурентах по поставкам апельсинов, бананов и других, экзотичных для Казахстана, фруктов говорить не будем. Заморские товары после девальвации тенге стали дороже и никто из местных производителей, конечно же, не сможет вступить с ними в конкурентную борьбу. Климат у нас не тот. Но почему на нашем рынке царствуют яблоки из Китая? Где яблочная интервенция из южных областей Казахстана?
А откуда ей быть, если сады вырубили еще в дикие 90-е годы. И мировой кризис, заметьте, тут ни при чем.
Если говорить в общем о продовольственной группе товаров, то больших патриотов местной промышленности могу успокоить - голодными они не останутся. И даже туалетной бумагой павлодарского производства, простите, смогут попользоваться. Правда, не патриоты предпочитают покупать ту, что производят в российских Набережных Челнах. Говорят, мягче. Хотя - дороже. Удешевить ее не смогла даже девальвация рубля.
Будем босыми и голыми
А теперь попробуем одеться во все отечественное. Начнем с нижнего белья. Ничего казахстанского не нашел. Как и носков. Впрочем, одна пожилая женщина предлагала вязаные из шерсти ее личной работы. Рядом продавали постельное белье. В упакованном комплекте оно оказалось не казахстанского производства.
Казахстанской обуви не нашел вовсе. Но ведь в Костанае есть своя обувная фабрика, почему их продукцию не берут на реализацию? Там шьют по госзаказу специальную обувь, принимают и индивидуальные заказы. Где фабрика берет сырье? Вряд ли у казахстанских производителей.
Местная обувь встретилась лишь однажды. В одном из киосков я увидел валенки. Огромные такие, на резиновом ходу. 4500 тенге. Оказалось, изготовили их на местной сапоговаляльной фабрике. Как говорится, и на том спасибо.
В следующем торговом ряду увидел аккуратные детские валеночки.
- Костанайские?
- Нет, российские.
- Что, дешевле наших?
- Нет, просто лучше.
Костюмы, рубашки, куртки, свитеры - все попытки найти эти товары казахстанских производителей вызывали смех у продавцов: «Где вы видели, чтобы у нас производили этот товар?» Что я мог ответить? Только сослаться на работающую в Костанае швейную фабрику «Большевичка». И опять я услышал в ответ, что там работают в основном на госзаказ и немного шьют по индивидуальным заказам.
Директор фабрики «Большевичка» Татьяна САЛМАНОВА подтвердила эти слова. По ее оценке, около 90% продукции они шьют по госзаказу. Это в основном форменная одежда. Причем работают с тканью, закупленной в России, Белоруссии и Украине.
- Некоторые детали могли бы кроить из казахстанской ткани, но она дороже российской, - объясняет директор.
И эта ценовая разница сложилась еще до мирового кризиса. И опять же удивляться нечему. Когда-то в Костанае работал камвольно-суконный комбинат, который выпускал по тем временам конкурентоспособную продукцию. Где он сейчас? Его «вырубили» так же, как и яблочные сады на юге.
Мыться нечем
Закончить этот ряд можно товарами для быта. Хозяйственное мыло на базаре оказалось российского производства. Хотя, по словам продавцов, когда-то было и карагандинское. Исчезло оно тоже еще до кризиса. Туалетное мыло, стиральные порошки, зубная паста и парфюмерия - все импортное. Цены на них после девальвации выросли. Пока в прежних рамках держатся российские, но продавцы уже в курсе: следующая партия будет дороже. Из казахстанских оказались шампунь из Алматы и отбеливатель, произведенный в Рудном.
Если после такой пробежки по магазинам вдруг почувствуете себя плохо, зайдите в аптеку. Для снятия сердечной боли вы можете купить препарат казахстанского производства. Ну еще аспирин, мочегонное, кое-что для лечения простудных заболеваний. Тотальное большинство лекарств и медпрепаратов - импортного производства, и уже подорожали.
Если еще ко всему присовокупить скачок цен на бытовые приборы, электронику, которые если и производятся в Казахстане, то из импортных комплектующих деталей, то кто же тогда выиграл от девальвации национальной валюты?
Плюсы и минусы
- Прежде всего иностранный капитал, - утверждает доцент Костанайского госуниверситета, кандидат экономических наук Андрей КОВАЛЬ.
- Положительные последствия проведенной девальвации будут незначительными, - говорит экономист. - Выиграют только такие экспортеры, как ССГПО. Но ведь и там большая доля иностранного капитала. Всему причиной слишком большая зависимость нашего внутреннего рынка от импортных товаров, которая образовалась из-за неразвитости производственного сектора экономики Казахстана.
По оценке Коваля, у нас слишком мало своего товара, чтобы его ценовую конкурентоспособность ставить одной из главных целей проведенной девальвации. Он считает, что нужно больше говорить о том, что наполнение нашей экономики нефтедолларами и дешевыми иностранными займами, которые брали банки, привели к тому, что общество стало жить не по заработанным средствам. Девальвация национальной валюты, если таковая случается, должна возвращать общество к реальному потреблению. Что касается развития отечественной промышленности, то, по его мнению, для реальной помощи есть куда более эффективные инструменты, которые сегодня используются плохо.
Складывается впечатление, что именно для того, чтобы люди не концентрировали свое внимание на том, кто виноват в обесценивании своих денег, в Нацбанке и придумали байку об интересах отечественного товаропроизводителя, которому, выходит, сегодня реально и поддерживать нечего.
Аналитики между тем пророчат, что эта девальвация была не последней. Какие легенды о ее причинах придумают для нас тогда?
ОПРОС
Что мешает развитию конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей?
Анатолий ТАРАСЕНКО, генеральный директор ТОО «Костанайский печатный двор»:
- У нас нет товаропроизводителей в том смысле, какой вкладывают в это на западе. Трудно вспомнить, чтобы в Казахстане кто-то начал создавать свое крупное предприятие с малого дела, с мастерской по ремонту велосипедов, например. У нас люди получали уже готовое производство, становились монополистами и формировали такой рынок, в котором они работали сами на себя. Те же, кто начинал с нуля, не имели возможности в полной мере пользоваться кредитными ресурсами банков. Какая тут конкурентоспособность? Банки, получая дешевые деньги у Запада, вместо того чтобы создавать мощную кредитоемкую производственную базу в стране, пустили эти ресурсы на проживание.
Петр СУХИНИН, директор Ассоциации содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области:
- Сам принцип развития экономики Казахстана изначально построен не на поощрении собственного производства. Банки, деньги которых должны быть кровью отечественного производства, на самом деле были больше заинтересованы в развитии торговли. Там прибыль получается быстрее. Мешает и то, что наше государство до сих пор не определилось с производственной отраслью, которая бы представляла Казахстан на мировом рынке. Как, например, выращивание тюльпанов в Голландии. Мы торгуем природными ресурсами, но они кончатся, а дальше что? Почему бы не сделать ставку на мясные продукты? Для всех составляющих этой сферы создать благоприятные условия, и можно было бы получить ощутимый результат.
Александр ПЫЛЬСКИЙ, коммерческий директор ТОО «Баян Сулу»:
- Нужна защита внутреннего рынка. Я будут говорить только о своей отрасли - производстве кондитерских изделий. Почему Украина и Россия своим кондитерам создают благоприятные рыночные условия, а в Казахстане - нет? В том же Евросоюзе введены конвенционные пошлины, которые защищают свои кондитерские фабрики. Есть и другая мера, которая до сих пор не применялась к нашей отрасли, - субвенции. Ведь никто не просит делать их постоянно. Достаточно ввести на год-два и посмотреть.
Валентина ТРИБУШНАЯ, председатель президиума Костанайской областной торгово-промышленной палаты:
- На внутреннем рынке - сильная коррупция. Ею пронизаны госзакупки и крупные сделки. О какой конкуренции в таком случае вообще можно говорить? На внешнем рынке мешает недостаточная модернизация оборудования, которая не позволяет получать продукцию высокого качества. А также слабое знание нашими госструктурами и предпринимателями законодательных актов и правил международной торговли. Это отталкивает иностранных партнеров. Как и часто меняющееся законодательство в Казахстане.
Сансызбай ЖИЕНТАЕВ, заведующий кафедрой экономической теории КГУ, профессор, доктор экономических наук:
- У нас отечественные товаропроизводители мало выпускают готовой к потреблению продукции. Поэтому на внутреннем рынке ощущается сильное давление зарубежных производителей. Государство должно проводить эффективную протекционистскую политику. В том числе и по продвижению отечественных товаров на внешний рынок. Почему правительство в Канаде отслеживает прохождение зерна от фермеров до конечного пункта, а у нас крестьяне предоставлены сами себе? Еще мешает отсутствие у предпринимателей опыта глубоких маркетинговых исследований внешнего рынка.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера