Александр Колчак снова расколол Россию
По материалам «Вашего досуга», «Интерфакса»
В Казахстане вышел в прокат российский фильм «Адмиралъ» о судьбе и любви Александра Колчака, который претендует на то, чтобы стать очередным российским блокбастером, очередным «киноучебником» истории (правда, за достоверность никто не ручается) или же просто историей любовных отношений, сложных, запутанных, завязанных на реалиях времени. Представляем читателям «НГ» разные взгляды на картину - прямую речь тех, кто создавал фильм, и впечатления критика, сидящего в зале.
«Адмиралъ» - pro
Вне сомнения, «Адмиралъ» отобьет свой $16-миллионный бюджет и покорит Запад. Более того, он этого достоин. На то есть 6 причин.
1. Главный герой. В пестрых рядах героев Гражданской войны адмирал Колчак - самая романтичная фигура. Исследователь Заполярья, боевой капитан Порт-Артура и Балтики, главнокомандующий Черноморским флотом. Среди Сибири воздвиг себе «памятник нерукотворный» с дерзкой росписью «Верховный Правитель России» и, не покинув пьедестала, принял 9 граммов революционного иркутского свинца. Александр Васильевич сочинял романсы (один бессмертный - «Гори, гори, моя звезда») и трепетные письма возлюбленной Анне Тимиревой.
2. Создатели. В режиссерское кресло был приглашен Андрей Кравчук - постановщик выдвинутой на «Оскара» мелодрамы «Итальянец», сценарий писал опытный драматург Владимир Валуцкий («Шерлок Холмс и доктор Ватсон»), режиссером монтажа стал Том Рольф (соратник и соавтор раннего Скорсезе). Кастинг шел полтора года. В итоге был утвержден основной актерский состав «Иронии судьбы-2» в лице Константина Хабенского, Елизаветы Боярской и Сергея Безрукова. Последнему, кстати, на съемках пришлось особенно непросто. Известная по «Чапаеву» «психическая атака» снималась при температуре -31, и у актера, играющего генерала Каппеля, к ужасу гримеров, периодически вставали дыбом парик и усы. Хабенский, в свою очередь, прошел курс конной езды и ходил в морские рейды с моряками.
3. Спецэффекты. События картины разворачиваются в 1917-1920 годах на 3 млн кв. км суши и моря - от Петербурга до Севастополя, от Торжка до Иркутска. Впервые в новейшей истории российского кино мастерам спецэффектов предстояло не отлакировать картинку, а придать роковым событиям историческую достоверность: перед командой из восьми 3D художников-компоузеров под руководством супервайзера Сергея Савенкова были поставлены задачи, которые в Голливуде могли быть решены лишь силами, увеличенными десятикратно.
4. Реалии. Пожалуй, самой эффектной сценой стал
морской бой, в ходе которого балтийский
миноносец «Сибирский стрелок» пускает ко дну немецкий крейсер «Карл-Фридрих».
12-минутное уничтожение противника заняло полгода усердных трудов над
воссозданием макета «Стрелка» и компьютерных моделей обоих кораблей по чертежам
архива ВМФ.
5.
Антураж. Столь же впечатляющая, скрупулезная работа была
проведена над гардеробом более 100 артистов и 200 статистов. Форменная зимняя и
летняя одежда русской армии шилась строго по дореволюционным лекалам, модели
штатских платьев воссоздавались по журналам мод и фотографиям персонажей,
кружева и нижнее белье заимствовались из музеев и частных коллекций. Наиболее
сложным был поиск модели элегантного купального костюма для адмирала. В данную
эпоху мужские купальники были, мало того, что некрасивые, так еще и полосатые,
что художникам фильма никак не нравилось. В конце концов, в одном из каталогов
был найден приятный во всех отношениях белый мужской купальник.
На съемки были
привлечены музейные ружья и пушки, а также крейсер «Аврора» в роли крейсера
«Славы» (это единственный пребывающий в приличном состоянии корабль того
времени). Залпы стоявшей на обычном месте «Авроры» (до этого ее орудия стреляли
в кино только у Эйзенштейна) перепугали петербуржцев.
6. Финал. Зачем столько монотонных
трудов, на что рассчитывают авторы? Ответ в финальных кадрах - в красноречивом
плане мгновенного, красивого старения лица Тимеревой, волею судеб не расстрелянной
во дворе иркутского централа с несгибаемым возлюбленным, прожившей 55 советских
лет, многократно арестованной и так и не пошедшей на компромиссы с властью.
«Адмиралъ» - contra
Светлана ГИЛЬДЮК, кинокритик:
- Как заметил продюсер фильма Джаник Файзиев, они пытались донести очень сложную историю предельно простым языком. Поэтому не следует искать в картине каких-то политических установок, анализа, кто все-таки прав, кто виноват в революционном кровопролитии. В центре - романтическая история любви Колчака и Анны Тимиревой. Оба они были несвободны, он старше ее на много лет, между ними война, сначала Первая мировая, потом Гражданская. Тимирева развелась с мужем, бросилась в Сибирь за любимым, а после его гибели почти сорок лет провела в тюрьмах и ссылках. Судьба этих реальных людей действительно очень трагична и наполнена многолетней болью и скорбью. Зачем же ее рассказывать предельно простым языком? Или любую историю любви можно свести к замедленной съемке разбивающегося бокала с шампанским? И уж совсем пошлым кажется финал фильма, скалькированный (случайно или преднамеренно?) зачем-то с «Титаника», начиная с погружающегося в воду расстрелянного Колчака и заканчивая постаревшими на пятьдесят лет глазами Тимиревой, сжимающей в руках памятную фотографию.
«Адмиралъ» похож на выпускное сочинение в школе: все в нем сделано так, как нужно, как должно понравиться экзаменационной комиссии. Своего зрителя фильм, конечно, найдет. Как нашел своего многочисленного читателя, например, псевдоисторический писатель Валентин Пикуль. Но не умирает все-таки надежда на то, что русское кино как коммерческий проект когда-нибудь выйдет за рамки накатанной Западом схемы и, не переставая быть успешно продаваемым продуктом, приобретет по-настоящему самобытный характер или хотя бы сколько-нибудь оригинальный.
«Его жизнь - путь к смерти»
Интервью сценариста фильма «Адмиралъ» Владимира ВАЛУЦКОГО
- Что
интереснее для вас - жизнь Колчака или его смерть?
- Если говорить красиво, то жизнь Колчака - это его путь к смерти. Все, что он
совершал, становилось для него роковым. Гибель - закономерна, он сумел к ней
подготовиться. Этот исторический персонаж привлекает меня еще и тем, что в нем
нет примитивно толкуемой «целостности». Для него не было одной только войны, не
было одной только любви, не было одной только семьи. И между этими «только»
Колчак и существовал. В его жизни, при всей ее внешней исторической значимости,
все решалось мучительно сложно, как в государственных делах, так и в личной жизни.
- Ваш фильм «завязан» на войне. Но ее
относительно мало в кадре. Почему?
- Потому что она присутствует в ментальности и в поступках героев. Дело не в
обилии крови и боев (хотя и это есть в фильме). Война у нас представлена как
эпоха, внутри которой вынуждены существовать герои. Война переламывает судьбы,
лишает людей будущего. Это, быть может, главное в атмосфере фильма. Сбиты
ориентиры, неясны перспективы, и никто, кроме тебя, не решит - в чьем фарватере
идти, кого вести за собой. И не тебе решать, кто останется... Вообще, мы и в
советское время, да и теперь (только с обратным знаком) как-то привыкли в
оценке Гражданской войны обходиться без полутонов: эти однозначно плохие,
другие - столь же однозначно хорошие. К сожалению, все гораздо сложнее, в том и
трагедия. В Гражданской войне не было безупречных и не было однозначно правых.
Фото admiralfilm.ru
Материалы номера