Наши автобусы ездят на все 100...

Надежда КОВАЛЬСКАЯ

Что ждет костанайцев после повышения цены на проезд в общественном транспорте

100 тенге за проезд - это много, считают пассажиры. Зарплаты у нас еще до такого тарифа не доросли - так же, как и сервис в общественном транспорте. 100 тенге за проезд - это мало, говорят перевозчики. На эти деньги не то что обновить автопарк, концы с концами свести сложно. Есть ли золотая середина в этом вопросе и чего ожидать костанайцам от повышения цены, попытались выяснить корреспонденты «НГ».

Если тариф утвердят, платить по-новому костанайцы начнут в конце февраля - начале марта / Фото Николая СОЛОВЬЕВА

Костанайские перевозчики уже давно замахиваются на трехзначный тариф. Такие заявки в городской акимат поступают с 2016 года. Раньше их «заворачивали» еще на стадии рассмотрения - то документы были оформлены ненадлежаще, то аргументы неубедительны. Последняя попытка дотянуть стоимость проезда до 100 тенге оказалась более жизнеспособной. 7 января на сайте акимата разместили проект решения «О тарифах на автомобильные перевозки пассажиров и багажа города Костаная». И это, несмотря на то, что с момента последнего повышения тарифа не прошло и года...

Впереди планеты всей

15 января на аппаратном совещании в акимате Костаная руководитель отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алексей ТАРАСОВ сообщил:

- В ноябре от предприятий-перевозчиков было получено письмо с надлежащими аргументами о повышении платы за проезд в общественном транспорте в связи с повышением цен на ГСМ и автозапчасти. В связи с этим плата за проезд на общественном транспорте по городу в феврале будет составлять 100 тенге. И свыше 100 тенге - на пригородных маршрутах. На сегодня проект постановления опубликован на сайте акима города, а также параллельно идет согласование с Палатой предпринимателей «Атамекен» и общественным советом Костаная.

Но дело в том, что с момента опубликования проекта до передачи его на обсуждение должно пройти не менее месяца. Потом документ обсудят в общественном совете и Палате предпринимателей. Оттуда он отправится на регистрацию в управление юстиции, только после этого мы увидим в автобусах таблички с новыми цифрами. По прогнозам, произойдет это в конце февраля - начале марта.

Такой цены, которую обещают нам, в Казахстане пока нет нигде. Ни в Алматы с его огромными по протяженности маршрутами, ни в Астане с ее понтами и всеобщей дороговизной. Чем костанайцы заслужили почетное первое место? Этот вопрос в соцсетях бурно обсуждается уже 2 недели. 

 

Изменение тарифа на проезд в пассажирском транспорте в городах Казахстана / Рисунок А. МАЦАРИНА

«За что платить 100 тенге ПК «Альтаир», который обслуживает 11-й маршрут? - написала Айнур БЕКЕНОВА в паблик «НГ» в соцсети «ВКонтакте». - Автобусы холодные до ужаса, сильный запах выхлопных газов, грязные сиденья... В пример «Альтаиру» 24-й маршрут - чистый и теплый».

«Сколько еще можно терпеть постоянную гонку между 18-м и 13-м маршрутами? - спрашивает там же Марина ВИШНЕВСКАЯ. - Для 13-го, видимо, не существует остановок. Собираетесь поднимать проезд, а за что? За то, что смотришь вслед мимо проезжающему автобусу, который при виде 18-го маршрута и не думает останавливаться? При этом водитель видит, что на остановке стоят люди. На примере автобусов с номерами 522 и 514 (буквы, к сожалению, не запомнила) маршрута № 13 могу сказать, что комфорт и чистота наших автобусов оставляет желать лучшего».

Нарушаем...

Если отсутствие комфорта еще можно списать на финансовые трудности перевозчиков, то как быть с безопасностью? Чтобы соблюдать Правила дорожного движения, деньги не нужны. А если поймают, еще и самому заплатить придется. Однако, по наблюдениям полицейских, культура вождения у водителей общественного транспорта «хромает на обе ноги».

По данным ДВД Костанайской области, за 9 дней проведения ОПМ «Автобус», с 23 января по 31 января, водители общественного транспорта совершили 181 правонарушение. В числе самых «популярных» - разговор по сотовому телефону, игнорирование правил маневрирования.

За 9 дней полицейские выявили у водителей автобусов 181 нарушение / Фото Надежды КОВАЛЬСКОЙ

- Часто нарушают ст. 595 ч. 1 КоАП РК - при перестроении не включают поворотник, создавая аварийные ситуации на дорогах, - пояснил «НГ» командир взвода БДПП МПС УВД Костаная старший лейтенант Ербол АБДЕЕВ. - Превышают скорость. Нарушают правила перевозки пассажиров. Например, водитель по халатности закрывает дверь, когда человек только заходит в автобус, либо начинает трогаться, когда пассажир еще находится в дверях. Часто допускают резкое торможение, из-за чего люди падают и могут повредить себе что-нибудь.

Корреспонденты «НГ» вышли в рейд с полицейскими 25 января. Спустя час стало понятно, что наказать можно практически каждого водителя автобуса. У первых двух, которых мы застали на остановке «Автовокзал», были не в порядке аптечки. На вопрос, почему в коробочке с красным крестом отсутствует жгут и просрочены почти все медикаменты, водитель автобуса № 13 Виктор Патрушев ответить не смог.

- А если в автобусе кому-нибудь плохо станет, тогда что? - сурово поинтересовался Ербол Абдеев.

Неподготовленным к экстренным ситуациям оказался и водитель автобуса № 38 Арман Егеубаев. Он попытался оправдаться тем, что на этом автобусе ездит всего полгода, но полицейский возразил, что это его личная халатность. Обоим на первый раз выписали предупреждение.

У водителя маршрута № 38 аптечка оказалась не в порядке / Фото Надежды КОВАЛЬСКОЙ

Габбасу Макатову, который работает на том же маршруте № 38, повезло меньше. За нарушение правил движения по полосам он заплатит штраф - 3 МРП.

Чего ждать?

Впрочем, все претензии перевозчики обычно комментируют так: это мы потому злые такие, что у нас проезд дешевый. Автобусы стареют, пассажиропоток падает, хороший персонал бежит... В общем, безнадега.

Мы спросили у председателя Ассоциации перевозчиков Костаная Алексея БОЙЧЕНКО, скажется ли повышение цены на сервисе? Будет ли модернизирован автобусный парк?

- Да какая там модернизация? - удивился Бойченко. - Мы посчитали, что для нормального существования нам необходимо повысить цену до 125-130 тенге. А 100 тенге хватит только на то, чтобы сводить концы с концами.

Концы с концами все сводят по-разному. ТОО «TTS Reisen», например, в целях экономии изменило работу маршрута № 106. По словам директора компании, которым также является Алексей Бойченко, маршрут был нерентабельным, так как недобирал пассажиров. Теперь 106-й будет ходить исключительно по Затобольску, не заезжая в Костанай. Во времена реконструкции Большого моста автобусы уже так ходили. И это не самые лучшие воспоминания для пассажиров - долгое изнурительное ожидание на остановках, адская давка в автобусах.

Затобольцев, как никто, понимают жители Костаная-2. Изменения схемы маршрута коснутся и автобусов № 8. Как сообщил «НГ» заместитель директора ТОО «Компания STA» Юрий ПАНАСЕНКО, по той же причине - невыгодно.

- Существует специальная формула расчета, по которой определяется цена за проезд, - пояснил Панасенко. - У нас стоимость варьируется от 170 до 202 тенге. Мы понимаем, что это большие деньги для населения, но и перевозчик не может долго работать себе в убыток. Мы уже обращались в акимат с предложением субсидировать нас, но пока результатов нет. Есть еще одно предложение - сделать для перевозчиков льготное дизтопливо, как для сельхозников. Законодательство это позволяет.

Из-за нерентабельности автобус № 8 собирается изменить маршрут / Фото Николая СОЛОВЬЕВА

Акимат о субсидировании и не заикается, зато во всеуслышание заявляет о том, что перевозчики и отдел ЖКХ рассматривают вопрос о приобретении 50 новых автобусов местного производства по программе финансового лизинга Банка развития Казахстана. Как при нынешнем печальном положении дел частники собираются потянуть новые автобусы?

- Условия не слишком выгодные, - считает Панасенко. - 30% оплачивает государство, 70% - мы. Срок выплаты - 5 лет, ставка - 3%. Но дело не в этом, а в самих автобусах и их стоимости. Нам показывали Ankai с механической коробкой передач, которые выпускает ТОО «СарыаркаАвтоПром». Его стоимость - около 38 млн тенге. Это дорого. К тому же мы хотим хотя бы в тестовом режиме опробовать все автобусы, чтобы не покупать кота в мешке. Пока мы озвучили свои пожелания. Пока это все на стадии переговоров.

Большинство опрошенных нами перевозчиков предпочли бы старые добрые проверенные ЛиАЗы, которые за те же деньги предлагают более комфортный и для водителя, и для пассажиров транспорт. Остальные предпочли бы другие варианты, но тоже не производства Костаная. Но выбирать не приходится - сказали, что покупать нужно отечественного производства. А что может быть отечественнее, чем наши, костанайские?

Чужой опыт

Вырваться из замкнутого круга, по которому ездят наши перевозчики, можно. Достаточно заглянуть в Алматы, Уральск, Актобе и другие города, где дотируются социально значимые маршруты. Новые правила субсидирования убытков перевозчиков за счет бюджетных средств приняты в Казахстане в конце 2015 года. Работает это просто. В случае возникновения финансовых затруднений перевозчик может рассчитать по специальной методике сумму убытка и подать заявку в акимат. Обязательное условие субсидирования - признание маршрута социально значимым. В принципе, под это понятие подходят все те, что проходят мимо школ, больниц, детских садов. Решение о присвоении социально значимого статуса принимается депутатами городского маслихата. Процедура не занимает много времени. 

Если все законодательно прописано и вполне успешно работает в других казахстанских городах, почему наши перевозчики не могут подпитываться из бюджета? Этот вопрос костанайские фирмы поднимали на совещаниях не раз, но ответа не добились.

Но совсем недавно дело сдвинулось с мертвой точки. Как сообщил «НГ» заместитель председателя Палаты предпринимателей Костанайской области Геннадий КУКОБА, на этапе согласования находится вопрос о признании одного из маршрутов социально значимым. Правда, это внутриобластной маршрут - Костанай - Карасу, от которого отказались почти все перевозчики. Остался самый стойкий - ИП Муканов. Его и планируют субсидировать. Общественный совет идею поддержал, теперь согласование должно пройти на депутатском уровне. На очереди - несколько междугородных маршрутов. Может, когда-нибудь и до городских доберутся... 

Должны ли власти Костаная дотировать работу пассажирских перевозчиков?

Виктор МУЩИНСКИЙ, директор ТОО «Жарык Жол-1»:

- Стоимость проезда, необходимую для рентабельности маршрутов, мы не берем с потолка. Есть специальная формула, куда мы подставляем расходы на резину, запчасти, солярку и т. д. По моим расчетам, адекватная цена за проезд составляет 143 тенге. Акимат снизил эту сумму до 129, выведя среднее значение. В данный момент рассматривает вопрос о повышении до 100 тенге. Где взять еще 29 тенге? Я считаю, что эту разницу должны дотировать местные власти. Не нужно даже 29 тенге, достаточно 20, чтобы пассажироперевозчики смогли улучшить сервис. У нас в городе отличный транспорт, но жалобы все-таки есть. К примеру, люди говорят, что автобусы грязные. Чтобы помыть один автобус, водителю нужно заплатить 1 500 тенге. В период холодов пассажиропоток упал совсем. Водителю нужно хоть что-то принести домой, поэтому он не может себе позволить заехать на мойку. Если бы были субсидии, таких проблем можно было бы избежать.

Геннадий КУКОБА, заместитель председателя Палаты предпринимателей Костанайской области:

- Я не видел, чтобы в Казахстане была цена на проезд больше 90 тенге. Мы живем в одном государстве, поэтому я, как экономист, считаю, что таких перекосов быть не должно. С другой стороны, перевозчики испытывают трудности, так как их сильно подкосил скачок цен на ГСМ. Опять же, перевозчики обязаны обновлять автобусный парк, на который нужно где-то брать деньги... В такой ситуации у них 2 выхода: либо поднять цену, либо поднять вопрос о субсидировании. Рынок диктует свои условия. Государство должно быть мобильным и поддерживать как население, так и предпринимателей. Есть специальная методика, по которой проводятся расчеты, есть механизм, есть уже первый прецедент с междугородным перевозчиком. Я думаю, все это решаемо.

Сергей БОГАТЫРЕВ, председатель Костанайского филиала ОСДП:

- Все проблемы заключаются в том, что в Костанае нет муниципального транспорта. Когда-то был, но его благополучно развалили, а восстановить не смогли. В Алматы, Караганде, Уральске и Астане он до сих пор остался, именно он делает погоду. Человек лучше пропустит один автобус и сядет на муниципальный, где цена меньше. Вот тогда и частник будет подстраиваться, чтобы не потерять пассажиров. У нас говорят, что муниципальный транспорт - это невыгодно. Но ведь и про муниципальное жилье говорили то же самое 5-7 лет назад. А вышло по-другому - сейчас это удобно всем. В конце концов, в Костанае собирают автобусы. Почему бы не обыграть этот вопрос и не сделать муниципальный автобусный парк?

Владимир СОВА, депутат маслихата Костаная:

- Сложный вопрос. В тех регионах, где бюджет позволяет, общественный транспорт дотируется. Так должно быть. Но в любом случае я считаю, что у нас не самая богатая область, чтобы утверждать такой тариф. Вопрос подорожания стоимости проезда сейчас на устах у всех. Я много разговаривал с перевозчиками, их точка зрения мне тоже понятна. В отличие от других городов, у нас действительно хорошие автобусы, в большинстве своем - «мерседесы». Нужно все хорошо взвесить, прежде чем принять какое-то решение. И если дотирование возможно при нашем бюджете, то это был бы неплохой компромисс.