Строить путь железный, а короче - БАМ
Наталья ЗДОРОВЕЦ, архивист-историк
В прокладке Байкало-Амурской магистрали участвовали и жители Костанайской области
Вспомнилась недавно из прошлого почти с 50-летней историей звучная аббревиатура - БАМ. Что это было?
На сопке возле оз. Байкал
В 1930 году Дальневосточный крайком направил в ЦК ВКП(б) Совета народных комиссаров СССР предложение о строительстве второй Транссибирской магистрали с выходом к Тихому океану. В этом документе железная дорога впервые была названа БАМ (Байкало-Амурская магистраль).
На свадьбе друга в Северобайкальске. Анатолий Стешенко - второй справа
БАМ - железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, одна из крупнейших магистралей мира протяженностью 4 287 км. Основной путь - Тайшет - Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938-го по 1984 год. БАМ проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от нее в Тайшете, пересекая Ангару в Братске и Лену в Усть-Куте, проходя через Северобайкальск, огибая озеро Байкал с севера, затем через Тынду пересекая Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчиваясь на берегу Тихого океана в Советской Гавани. Ответвления: на Усть-Илимск - 215 км; на Якутск - 370 км; на ст. Черный мыс - дорога к заброшенной стройке подводного тоннеля на о. Сахалин - 120 км. Трасса магистрали проходит в основном в гористой местности, прорезая 7 хребтов. Высшая точка - Муруринский перевал, 1 323 м над уровнем моря. На трассе пробиты 10 тоннелей, самый протяженный - Северомуйский. Трасса пересекает 11 крупных рек, на ней построено 2 230 больших и малых мостов. Магистраль проходит через 200 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов и поселков. БАМ короче Транссиба до морских портов Ванино на 500 км; до Владивостока - на 200 км.
Первый взрыв в карьере для прокладки тоннеля рядом с оз. Байкал
По информации из разных источников, большое участие в строительстве БАМа принимали заключенные. В 1938 году при расформировании БАМлага на его базе создали 6 железнодорожных исправительно-трудовых лагерей, началось строительство западного участка от Тайшета до Братска. В 1947 году строительство восточного участка продолжилось силами заключенных Амурского ИТЛ (Амурлаг). До расформирования Амурлага в апреле 1953 года были уложены пути, построены мосты на участке Комсомольск-2 - Постышево. В 1958 году строительство магистрали было отменено, как «большинство сталинских строек».
Экскаватор пробивает тоннель № 3 рядом с железной дорогой
5 апреля 1972 года началось строительство современного БАМа, на станции БАМ отсыпаны первые кубометры грунта на участке железной дороги БАМ - Тындинский. Основная центральная часть магистрали строилась 12 лет (с 5 апреля 1972 г. по 27 октября 1984 г.). Она имела в первую очередь военно-стратегическое значение (рядом граница с Китаем) и народно-хозяйственное значение.
Анатолий Стешенко с рабочими возле тоннеля. На плакате - лозунг «Тебе, пятилетка, наш труд, творчество, энтузиазм!»
В строительстве восточного участка принимали участие 2 железнодорожных корпуса железнодорожных сил СССР. Костанаец Бахитжан Нурмагамбетович Сагиндыков служил в 1970 году в этих войсках. Молодой лейтенант, начальник финансового довольствия только сформированного отдельного путевого батальона прибыл в город Сковородино Амурской области. Вспоминает, как жили в палатках при 52 градусах мороза и вечной мерзлоте глубиной 1,5 м. Тында строилась, все необходимое, в том числе стройматериалы, привозили по железной дороге. Построили жилые 5-этажные дома. Вскоре к Бахитжану приехала жена, а в 1971 году у них родилась дочь. В 1972 году, завершив службу, он вернулся в Кустанай.
В апреле 1974 года постановлением советского правительства БАМ была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской стройкой и стала самым дорогим инфраструктурным проектом в истории СССР. Были выделены средства для строительства железной дороги 1-й категории Усть-Кут (Лена) - Комсомольск-на-Амуре протяженностью 3 145 км. Среди бескрайней сибирской тайги зазвенели комсомольские гитары. Многие поселки и станции БАМа строили одной республикой, областью, городом: украинцы строили Новый Ургал; казахи - Новую Чару; москвичи - Тынду; ленинградцы - Северобайкальск; множество разъездов и станций построено жителями РСФСР.
Рабочий поселок на оз. Байкал. На заднем плане - Северобайкальск. Справа - тоннель у подножия сопки
В областном архиве имеются пофамильные списки кустанайцев от 23 июня 1974 года, отправившихся по комсомольским путевкам строить БАМ: из Тарановского района 6 человек (бухгалтер, электрик, телефонистки и шоферы); из Джетыгары - 20 человек (выпускники ГПТУ); из Семиозерного района - 8 человек (каменщики, шоферы); из Комсомольского района - 11 человек (трактористы, штукатуры).
Ледяные торосы на Байкале
Рудничанин Анатолий Петрович Стешенко, уроженец Пешковского (Федоровского) района, поехал на БАМ в 1979 году не по комсомольской путевке, решил испытать судьбу, услышав рассказ знакомого. Самолет приземлился в Нижнеангарске, затем Стешенко был направлен в Северобайкальск - в автобусный парк, которым руководил его знакомый, тоже рудничанин. Жил в отапливаемом вагончике с электричеством, к осени и жена с детьми прибыли. Так и жили в вагончике до окончания работы по 1982 год. Как вспоминает Стешенко, снабжение было отличное, школа для детей - рядом, да и заработок приличный - до 800 рублей в месяц. Он возил рабочих-тоннельщиков из города к сопкам, где строили тоннели. Весной на сопках необычайно красиво: розовым цветом расцветал багульник. Летом и осенью здесь собирали ягоды брусники, голубики, черники, малины, клюквы и кедровые орехи. Иногда слышали, как трубит изюбр, а однажды наблюдали северное сияние. Анатолий Петрович предоставил нам фотографии, сделанные на БАМе с 1979-го по 1982 год.
1 октября 1984 года на станции Куанда было торжественно уложено золотое звено, обе части дороги соединили в одно целое. Самый длинный в России Северомуйский тоннель (15 343 м) был пробит в 2001 году и сдан в эксплуатацию в 2003-м.
Фото из архива Анатолия СТЕШЕНКО
Материалы номера