И хочется, и колется, и мамка не велит

Евгений ШИБАРШИН

Почему в Костанае еще не ввели единый платеж за коммунальные услуги?

В середине июля аким области Архимед Мухамбетов на совещании с руководителями коммунальных служб предложил создать в Костанае Единый расчетный центр (ЕРЦ). Он сослался на опыт других городов, где переход на единый платежный документ упростил процедуру оплаты коммунальных услуг. Прошло полтора месяца, но поручение все еще остается «на стадии изучения». «НГ» решила выяснить, что мешает его практическому воплощению.

По одной квитанции

Если коротко, то суть предложенной идеи в следующем. Потребитель коммунальных услуг вместо нескольких извещений о размерах платежей от разных поставщиков получает единый платежный документ (ЕПД). В нем записаны суммы платежей за услуги всех коммунальщиков (по каждому - отдельно), которые вошли в эту объединенную структуру. С таким документом можно платить в одной кассе, а не стоять в нескольких очередях, как сейчас.

Казалось бы, так удобнее потребителям, да и поставщики услуг в выигрыше - им не нужно нести затраты на содержание касс. Например, в ГКП «Костанай-Су» сообщили «НГ», что у них сейчас работают 10 касс, которые «оттягивают» из бюджета предприятия около 20 млн тенге в год. В этой цифре не только зарплата кассиров, но и плата за аренду помещений (на нее уходит около 2,5 млн тенге), расходы на оргтехнику. Все это входит в тариф, поэтому экономисты «Костанай-Су» подсчитали, что при раскладе данной суммы на всех абонентов каждый потребитель на содержание касс отдает по 20 тенге в месяц.

Выгода вроде бы очевидна. Тем не менее на вопрос журналиста «НГ» о том, что мешает выполнению поручения акима, руководитель управления энергетики и ЖКХ Хайдар КАМБАРОВ ответил так:

- Все зависит от предприятий, поставляющих коммунальные услуги. А они говорят, что им еще нужно хорошо разобраться в предлагаемой системе.

Как выяснилось, «разбираются» в системе уже несколько лет. Как сообщил первый заместитель директора ГКП «Костанай-Су» Игорь КИСЕЛЕВ, два года назад по этому поводу руководителей коммунальных предприятий собирали в горакимате. Долго обсуждали, но когда выяснили, что содержание новой структуры потребует больших затрат, чем сейчас, от реализации отказались.

- Идея хорошая, и мы за, - сказал Киселев. - Многих смущает вопрос дополнительной платы за эту услугу. Тогда мы подсчитали, что цена ее от 150 до 200 тенге. К тому же сейчас, кроме приема платы за услуги нашего предприятия, кассиры могут сделать сверку данных, при необходимости могут оформить договор. В новой системе по этим вопросам нужно будет обращаться в абонентскую службу предприятия.

Директор ГКП «КТЭК» Аскар БЕКПАГАНБЕТОВ тоже высказался за введение единого платежного документа.

- У нас 68 000 абонентов, и мы на печатании квитанций уже сэкономим, - добавил он.

Однако и у тепловиков есть сомнения. Если между ними и потребителями появится новая структура, то деньги на пути от потребителей к поставщикам услуг могут приходить с задержкой. Вполне реально, что они могут и «потеряться». Тогда поставщик услуги, не получив плату, выставит счет потребителю и возникнет ненужный конфликт.

Как в других городах?

Сомнения эти не лишены реальной почвы. Но в нескольких городах Казахстана ЕПД уже введен, неужели там эти проблемы не решили? Разобраться в этом «НГ» помог специалист ТОО «АК-ТЕК СТРОЙМАТ» (Алматы) Болат МУСАГАЛИЕВ. Он оказывает коммунальным предприятиям услуги по информационным технологиям, в том числе и в тех городах, где введен ЕПД.

- Если говорить о прохождении платежей от потребителей, то с введением ЕПД эти деньги из пунктов приема напрямую идут на счета поставщиков коммунальных услуг, - так Мусагалиев снял настороженность по очень важному вопросу. - В Алматы создан транзитный счет в банках, он не принадлежит оператору. Оператор только дает электронную рассылку: сколько поступило денег и кому их отправить. Все это делается автоматически.

Но это все будет потом. Начинать, на его взгляд, нужно с другого. Прежде всего, коммунальщикам нужно определиться, кто станет оператором системы. Это должно быть отдельное юридическое лицо, которое займется консолидированием базы данных и разноской ЕПД потребителям.

- Вначале нужно определиться, к какой базе данных нужно привязывать базу данных остальных предприятий, чтобы потом провести их синхронизацию, - советует эксперт.

Дело в том, что одни и те же потребители могут сообщать разным поставщикам коммунальных услуг разное количество проживающих в квартире, могут не совпадать адреса, фамилии и другие данные.

- Определив объем предстоящей работы, оператору нужно сделать расчеты, сколько это будет стоить, и определиться с источником финансирования, - продолжил Мусагалиев. - Это может быть часть средств, которые сейчас уходят на содержание касс поставщиков коммунальных услуг. В любом случае эти расходы будут меньше сегодняшних. Кассы можно и оставить - для тех, кто так привык. В Алматы они работали 4 месяца, потом их закрыли. В Костанае они могут работать и год. Тогда нужны будут другие финансовые источники. Оператор должен определиться с расходами и сказать: для моего существования каждый поставщик должен мне платить такую-то сумму. А затем нужно будет решить: эта ежемесячная сумма позволяет включить ее в тариф коммунальных услуг или нет.

Необходимым элементом является и совмещение сроков бизнес-процесса поставщиков услуг. Ведь кто-то финансовые итоги подводит 5-го числа каждого месяца, кто-то - 10-го. В Алматы договорились это делать до 8-го числа, а 12-го все потребители уже получают ЕПД.

Поскольку оператор этой системы не участвует в системе формирования размеров платежей, то и отвечать за это он не будет. Поэтому должна быть разработана четкая схема взаимодействия поставщика услуги и потребителя: по сверке данных, предоставлению показаний счетчиков. Этой работой по-прежнему будут заниматься абонентские службы коммунальных предприятий. Останутся у них и контролеры.

- Эту схему должен разработать городской акимат, - считает Мусагалиев. - Иначе никто не поймет, как он должен действовать. В Астане акимат даже принял специальное решение по созданию Единого расчетного центра. Схема очень важна, как важны и расчеты возможных затрат.

Оператор уже есть?

Пока наиболее крупные поставщики коммунальных услуг - КТЭК и «Костанай-Су» - примеряются к предлагаемой системе, ТОО «Тазалык-2012» и филиал «КазТрансгаз Аймак» уже объединились в подобную структуру под «крышей» Расчетного центра коммунальных услуг (РЦКУ).

- Мы сейчас ведем работу по включению в эту схему и других услугодателей, - сообщил «НГ» директор РЦКУ «Костанай» Александр ФИСЮКОВ. - Единый платежный документ наша компания продвигает в 9 регионах Казахстана, но Костанай отличается. Тут уже привыкли к сложившейся системе, поэтому поставщики боятся, что при переходе они потеряют, пусть и с изъянами, но финансовую стабильность. В других регионах давно привыкли оплачивать через «Казпочту», через банки. К тому же сейчас есть разветвленная сеть терминалов, можно платить через Интернет, бизнес уже предлагает своих агентов, которые за 30 тенге могут провести все оплаты. И ходить никуда не надо.

Нет оснований, по мнению директора РЦКУ, и для опасений по поводу того, что с единым платежным документом придется больше платить комиссионных - за кассовую операцию по каждому коммунальному предприятию. Поскольку кассовая операция будет проводиться только одна, отмечает Фисюков, то и комиссионный сбор предполагается разовый. Во всяком случае, так делается сейчас по их ЕПД.

Пункты приема платы - отделения банков, «Казпочты». Их, по оценке Фисюкова, не меньше, чем пунктов приема оплаты, которые сейчас находятся на содержании коммунальщиков.

- В первое время кассы коммунальщиков можно и не закрывать, как это сделало ТОО «Тазылык-2012», - считает директор РЦКУ. - Постепенно, как только люди приучатся к другим пунктам оплаты, их можно будет закрывать. Поставщикам услуг не надо заключать договоры с банками, достаточен договор с Нацбанком. Его центр кассовых расчетов будет обеспечивать прохождение денег от пунктов приема платежей до поставщиков услуг.

Александр Фисюков считает, что РЦКУ - уже готовая структура для выполнения роли оператора единой платежной системы коммунальных услуг. Наработан опыт, есть обученный персонал, техническое и программное обеспечение. И самое главное - они не будут банальными посредниками между потребителями и поставщиками услуг, навязав клиентам ненужную им функцию.

Простое сопоставление доводов за и против введения новой системы оплаты коммунальных услуг пока не дает четкого ответа на вопрос: а нужно ли это делать? Причем зачастую не поймешь, срабатывает ли трезвый расчет или банальный консерватизм.

Но есть существенный фактор, который больше склоняет к переменам. Количество потребителей, делающих платежи через терминалы и Интернет, из года в год увеличивается. Именно эта категория и должна в первую очередь почувствовать преимущества единой платежной системы. Что, впрочем, не отменяет необходимости переходного периода, в течение которого нужно отрабатывать мелкие неувязки.


При каких условиях можно переходить на Единый платежный документ за коммунальные услуги?

Александр КУШНИР, директор ТОО «Тазылык-2012»:

- Главное условие - насколько этот переход выигрышен? На опыте своего предприятия могу сказать: если бы все коммунальщики вошли в единую систему платежей, они бы только выиграли. Каждый из них держит контролеров, каждый делает уведомления, все они идут по одним и тем же адресам, чем только озлобляют людей. Мы три года шли к тому, чтобы сейчас формировать Единый платежный документ с газовиками. Постепенно сократили количество приемных пунктов с 16 до 9. Оставили несколько, потому что они выполняют и другие функции. Сейчас за наши услуги можно заплатить во всех банках, на почте, через терминал или электронный кабинет. Недовольны те потребители, которые раньше нам не платили, а теперь оказались в одной «платежке» с поставщиками газа и волей-неволей вынуждены платить и за услуги нашего предприятия.

Аркадий ДЕНИСОВ, гражданский активист:

- У нас часто возникают споры с монополистами о пене, которую они начисляют, или в связи с перерасчетом за тепло с учетом поправок на температуру воздуха. Сейчас все вопросы можно выяснить у кассира в пункте приема платежей. Если после введения Единого платежного документа эти кассы начнут закрывать, придется обращаться в предприятие. А это уже сложнее. Значит, первым условием перехода должно быть сохранение как минимум сегодняшней доступности для получения необходимой информации у поставщиков коммунальных услуг. Сейчас в квитанциях определенная информация печатается, но она только рождает новые вопросы. Беспокоит и то, что с закрытием касс увеличатся очереди на почте и в банках, где планируется принимать платежи. Значит, там общее количество касс должно быть не меньше, чем сейчас. Если не больше. Неизвестны пока размеры комиссионных, которые будут брать за плату по Единому платежному документу. Если эта услуга окажется дороже, люди будут возмущаться, и вполне возможно, что долги у коммунальщиков возрастут. Информация о комиссионных сборах почему-то не обнародуется. Складывается впечатление, что в этой мутной воде кто-то хочет ловить крупную комиссионную рыбу.

Нина СМАГИНА, председатель ОО «Локальный профсоюз работников предприятий жизнеобеспечения Костанайской области»:

- Я живу в Затобольске и там же плачу за коммунальные услуги. Для этого приходится ездить в разные пункты, на что уходит весь день. Так что для меня оплата по принципу «одного окна» очень подходит. Как будет работать эта система в деталях, мне пока неизвестно, но слышала мнение некоторых специалистов, которых беспокоит отсутствие полной прозрачности. Кто будет хозяин этого «окна», как будет формироваться тариф за эту услугу, насколько эта плата будет доступна для малоимущих граждан? Если мы перейдем на эту систему, население должно вначале получить ответы на данные вопросы. То есть одно из условий - разъяснительная работа местных органов власти. К этой работе нужно подключать и общественные организации. Ведь многие конфликты возникают именно из-за отсутствия информации.

Алмат АЙДОСОВ, председатель ПКСК «Орталык»:

- У нашего ПКСК проблем с оплатой за услуги нет, но мы хорошо чувствуем, насколько важно через эту форму иметь личный контакт с людьми. От них приходит много полезной для работников ПКСК информации. Поэтому мы бы от существующей системы не отказались. У крупных коммунальных предприятий этот процесс во многом обезличен, поэтому личный контакт им, возможно, не так нужен. Зато он нужен потребителям. Так что введением Единого платежного документа не должна ухудшиться доступность поставщика для потребителей. Вопросов при переходе может возникнуть много, поэтому для начала лучше провести эксперимент на небольшом участке, с замкнутой структурой, с достаточно хорошо организованным населением. На мой взгляд, в нашей области лучшее место для эксперимента - Лисаковск. Там все возникающие проблемы отработать легче. А потом можно перейти и в Костанай.