От скважины до «пистолета» - одни секреты

Ольга ЛИХОГРАЙ

Впору задаться вопросом: насколько вырастет цена на бензин, если нефть станет бесплатной?

С 2011 года стоимость нефти упала больше чем в три раза, а цена бензина АИ 92 выросла / Фото Николая СОЛОВЬЕВА 

Цена на нефть на мировом рынке бьет очередные антирекорды. Только за последние полгода стоимость эталонного барреля нефти марки Brent на мировом рынке снизилась на 20%. Практически все эксперты относительно цен на нефть в ближайшей перспективе дают самые неутешительные прогнозы.

В правительстве, исходя из мнения специалистов и с учетом котировок нефти, уже корректируют объемы по добыче. В начале этой недели министр энергетики РК Владимир Школьник сообщил президенту РК Нурсултану Назарбаеву, что при цене на нефть $40 за баррель в РК уже в этом году снизят объемы добычи до 77 млн тонн.

При таком раскладе возникает справедливый вопрос: почему в Казахстане не дешевеет бензин? Ответ на этот вопрос волнует как простых граждан, так и мировых экспертов. «НГ» выяснила, что думают по этому поводу аналитики.

Кандидат экономических наук, начальник управления науки КГУ им. А. Байтурсынова Андрей КОВАЛЬ в том, что цены на бензин в Казахстане не снижаются, несмотря на значительное снижение стоимости нефти, видит объективные и субъективные причины.

- Эта проблема многоуровневая, - отмечает Коваль. - К объективным причинам можно отнести затраты по добыче и на содержание инфраструктуры, имеющей высокий уровень износа. Причем вопросы не только по добыче нефти, но и по всей технологической цепочке - от скважины до заправочного пистолета. Весь этот комплекс требует больших вложений по содержанию и модернизации. Кроме того, как считается, большая часть нефти, которую у нас добывают, - высокопарафинированная, что также увеличивает расходы. Есть вопросы и к политике экспортно-импортных операций, различным налоговым и таможенным режимам, поддержке инвесторов и формированию Нефтяного нацфонда - что тоже не всегда позитивно влияет на цену конечного продукта на местных заправках.

К субъективным причинам сохранения высокой цены на бензин Андрей Коваль относит систему ценообразования, которая абсолютно закрыта. Известно лишь, что в этой системе, помимо добытчиков, переработчиков, продавцов и потребителей, присутствует большое количество посредников, которым нужно кормиться. Все эти участники нефтяного процесса плотно «сидят» в структуре затрат. Да и прошедшая девальвация и плавающий курс тенге снизили цену на бензин в долларовом эквиваленте почти в 2 раза, ударив по прибыли.

- Вникнуть в эту непрозрачную систему ценообразования сложно, - отмечает эксперт. - Поэтому трудно сделать полный анализ ситуации с падением цен на нефть и не меняющимися ценами на бензин. При пересчете в мировые валюты у нас по-прежнему низкий уровень цен на бензин. Правда, от этого потребителю с доходами в тенге не легче. А в Интернете гуляет риторический вопрос: насколько вырастет цена на бензин, если нефть станет бесплатной?

О полной непрозрачности системы ценообразования говорит и другой эксперт - алматинский аналитик нефтегазового рынка Сергей СМИРНОВ. С его точки зрения, официальная версия правительства по поводу недешевеющего бензина на фоне снижающейся цены на нефть одна: внутренний рынок Казахстана сильно зависит от цен на привозной бензин из России.

- Нам объясняют, что в структуре ценообразования российского бензина лишь 6% приходится на сырье, то есть на нефть. Поэтому даже при существенном падении цен на нефть, цены на бензин не снижаются, - отмечает Сергей Смирнов. - А казахстанский внутренний рынок ГСМ на 40% состоит из российского бензина, поэтому привязку делают к его структуре ценообразования. В структуре ценообразования на казахстанский бензин сырье (нефть) занимает 60%. И, дескать, если бы мы привязались к нашей модели ценообразования на бензин, то стоило ожидать и снижения цен на ГСМ. Привязка к местной цене на бензин не срабатывает, потому что производимый внутри страны нефтепродукт наши НПЗ вывозят на экспорт, а внутренний рынок обеспечивают бензином российские операторы. Но я помню совершенно противоположное обоснование высоких цен на бензин от нашего правительства. Он звучало ровно наоборот: мировые цены на нефть растут - растут и цены на бензин. Сейчас это объяснение не вспоминают, что наталкивает на мысль об абсолютной закрытости нашей структуры ценообразования.

Чиновники также уверяют, что при росте цен на нефть цены на бензин регулировались и сдерживались. Сейчас же их отпустили в свободное плавание, поэтому при низкой стоимости баррелей, мы наблюдаем рыночную стоимость бензиновых литров.

По мнению Смирнова, нефтяникам также выгодно завышать сумму расходов на добычу нефти. Отчасти расходы на добычу реально выросли, потому что пик добычи нефти в РК прошел. Сейчас для получения того же объема нефти требуются дополнительные ресурсы - газ, вода, обновленные технологии. Но себестоимость, по официальным данным, даже на самых рентабельных казахстанских месторождениях настолько высока, что нефтяникам впору законсервировать скважины. На деле этого не происходит.

- К примеру, себестоимость нефти на месторождении Озен, по официальным данным, равняется $70 за баррель и ей далеко до марки нефти Brent, которая сейчас стоит в районе $30 за баррель, - говорит Сергей Смирнов. - Но тем не менее добыча на Озене не сокращается, что вызывает сомнения в объективности данных. Второй пример. Недавно министр энергетики Школьник заявил, что к концу года в Казахстане заработает еще одно месторождение нефти - Кашаган. Но предполагаемая себестоимость нефти на этом месторождении еще выше - в пределах $100 за баррель! Странно предполагать, что правительство идет на такой шаг при мировых ценах на нефть, которые в три раза ниже.

Впрочем, речи о консервации скважин в РК в принципе быть не может: в правительстве надеются на повышение цен на нефть уже к 2018 году. Да и расконсервировать скважины будет себе дороже.

В целом эксперты сходятся в одном: монополизация рынка нефтепродуктов в РК и непрозрачность структуры ценообразования приводят к парадоксальной ситуации - цены на бензин в нефтяной стране дороже, чем в тех, которые ее не добывают. Для сравнения: по данным СМИ, в Европе средняя цена на бензин при падении цен на нефть снизилась с 1,6 евро до 1,2 евро за литр, в отдельных штатах Америки бензин можно приобрести по цене 20 центов за литр.

 

Нефтяные запасы в РК (по данным С. Смирнова)

Добыча - 80-82 млн тонн в год

Экспорт - 60 млн тонн в год

Импорт из России - 7 млн тонн в год