Я рисую на асфальте... в Костанае

Ольга ЛИХОГРАЙ

Разметка дорожного полотна вводит в заблуждение водителей и «нарушает» ПДД

Дорожная разметка на улицах Костаная напоминает детскую игру казаки-разбойники. Линии и стрелки будто специально нанесены так запутанно, чтобы по ним долго плутали в поисках нужного объекта. В одних районах новые обозначения на асфальте не совпадают с теми, что были до ремонта дороги, поэтому, заезжая во дворы, водители нарушают ПДД.

В других районах стерлись двойные сплошные и прерывистые линии, а «зебры» и вовсе словно «вымерли». По какому принципу, как часто и за какие деньги рисуют в Костанае линии, которые должны информировать, а не дезориентировать водителей?

Заехать во двор дома № 18 по ул. Мауленова теперь можно, только сделав большой круг по кольцу

18 млн тенге на разметку

В последние 3 года на разметку дорожного полотна из бюджета Костаная стабильно выделяли по 13 млн тенге. Но, как пояснили в отделе экономики и бюджетного планирования, к этой сумме регулярно добавляли еще по 5-6 млн тенге.

- В 2014 году добавляли 6 млн тенге, - сообщил «НГ» руководитель отдела Николай ДОРОШОК. - Итого получилось 19 млн тенге. В 2015 году добавили 5 млн тенге, итого - 18 млн. Это деньги, которые идут на разметку во время текущего ремонта улиц. Помимо них, в ПСД закладываются средства на нанесение разметки на капитально отремонтированных и реконструированных улицах.

Пару лет назад в Костанае капитально отремонтировали три улицы: Железнодорожную в границах ул. Гагарина - Дощанова, 1 Мая в границах ул. Тарана - Победы и Байтурсынова в границах ул. Шевченко - Гагарина. Сейчас немногочисленные белые полосы, обозначающие пешеходные переходы, и разделительная сплошная почти стерлись.

В этом году из-за сокращения бюджетных средств капитальный ремонт завершили лишь на одной улице Чехова (от ул. Тарана до ул. Дощанова), поэтому на ней именно в этих пределах пока сохранилась свежая разметка. Доделывать ремонт ул. Герцена (в границах ул. Орджоникидзе и 2-й Костанайской) планируют на следующий год, поэтому она остается серой и мрачной, без всяких белых просветов.

Сплошь сплошные

Но больше всего возмущений у водителей вызвала свежеразлинованная улица Мауленова.

«Последний отрезок в районе городской налоговой инспекции отремонтирован, - написал 2 октября в «народных новостях» на сайте ng.kz пользователь под ником Семен. - Да, по всей улице Мауленова нанесена свежая разметка! А точнее, «Разметка 1.3», именуемая среди водителей «двойная сплошная». Этому обстоятельству уже «обрадовались» водители, живущие в прилегающих к улице Мауленова домах или подъезжающие к расположенным тут предприятиям. Ведь на ней расположены хлебокомбинат, налоговая, типография, многочисленные предприятия, базы, магазины! Теперь, чтобы подъехать к противоположной стороне, надо пересечь эту самую сплошную, что является нарушением ПДД, хотя еще вчера прежняя дорожная разметка это разрешала. Хочется спросить: эта та самая ложка дегтя на новеньком асфальте улицы, или работяга, который наносил разметку, поленился нажать кнопочку, чтобы сделать линию разметки прерывистой?»

3 октября на новую разметку пожаловался пользователь сайта под ником Elka:

«Единственный заезд в наши дворы находится перед железнодорожным переездом. В этом месте всегда была прерывистая линия, а сегодня обнаружили сюрприз в виде двойной сплошной. Теперь, чтобы доехать из нашего района до железнодорожного вокзала и не рисковать правами, придется либо объезжать целый квартал, либо разворачиваться перед железнодорожным переездом и на ближайшем перекрестке, где в час пик большой поток машин и сделать это крайне неудобно и небезопасно. Как это понимать, поменялся план разметки или просто рабочим было лень рисовать прерывистые линии, которые есть на каждой улице даже с большим потоком машин?»

В понедельник, 12 октября, корреспонденты «НГ» убедились: чтобы желающим заехать во двор к домам №№ 17, 18, 19 и 20 по ул. Мауленова, нужно изрядно поколесить по обновленной трассе. Перед заездами в указанный двор - двойная сплошная линия. В часы пик такие развороты создают дополнительные проблемы длинному потоку автомобилей по ул. Уральской. На ней также, чтобы завернуть к новым домам №№ 2, 3 и 4 в микрорайоне «Аэропорт», нужно проехать несколько метров вперед и сделать разворот.

«Лежачие полицейские» по ул. Л. Беды, возле СШ № 21, ничем не обозначены

Знаки без линий

Нелегко приходится и на улицах с «лежачими полицейскими», на которых обозначающие их белые линии, давно отсутствуют. Во время трехчасовой поездки в разные концы города мы не обнаружили ни одного асфальтового «полицейского», размеченного как положено. Зато машина подпрыгивала на них, как на кочках, несколько раз: дважды по ул. Л. Беды в районе СШ № 21, один - по ул. Чехова, в районе СШ № 1, и один - по ул. Курганской. Кстати, образовавшийся бугор на Курганской одни принимают за «лежачего полицейского», другие - за образовавшийся после ремонта изъян.

Мысленно подпрыгиваешь и на улицах со стершейся стоп-линией. В районе КСК, на ул. Каирбекова, мы насчитали три знака «Стоп» перед перекрестками со светофорами и ни одной линии, перед которой, согласно ПДД, водители обязаны притормозить автомобиль. Полметра вперед - и штраф обеспечен, особенно в местах, снабженных системой фиксации нарушений «Интегра», как, например, на перекрестке ул. Хакимжановой - Абая, где стоп-линия уже затирается. И разбираться в том, что дорожники не потрудились пару раз махнуть кистью, компьютер явно не будет.

А вот на центральном перекрестке пр. Аль-Фараби - ул. Каирбекова разметчики, наоборот, перестарались - и вновь не в пользу водителей! На пр. Аль-Фараби, недалеко от пересечения с ул. Каирбекова, начерчены сразу две стоп-линии в двух-трех метрах друг от друга. Какая из них нужная, а какая ложная - приходится только догадываться.

Блестит недолго

В целом же Костанай славится, скорее, отсутствием разметки, чем ее присутствием, а это уже является нарушением ПДД. В отделе ЖКХ городского акимата «НГ» пояснили, что тендер на нанесение разметки в этом году выиграло ТОО «Ван».

- Дает задание подрядчику на нанесение разметки и проверяет ее исполнение технадзор нашего отдела, - сообщила и. о. начальника отдела ЖКХ, ПТ и АД акимата Костаная Нина БЕНЮХ. - Но мы работаем только по предписаниям административной полиции.

В ТОО «Ван» также заверили, что самостоятельно подрядчик не может нанести и одной линии на асфальте.

- В управлении административной полиции нам дают подробную схему разметки, - объяснил старший прораб ТОО «Ван» Павел ГУКОЯН. - Согласно ей и работаем. Краска для разметки у нас хорошая, произведенная в Беларуси. Она световозвращающая, в свете фар ее видно даже ночью. Кроме того, после нанесения разметку посыпают бисером - специальными микрошариками, которые и придают необходимый блеск.

Блестит разметка на костанайских улицах, к сожалению, недолго, но обновляют ее подрядчики опять-таки только согласно предписаниям отдела ЖКХ, в котором ориентируются на административных полицейских. А люди в погонах, судя по общей тенденции, чаще всего делают разлиновку улиц к визитам высоких гостей, а не из любви к водителям.

Например, в этом году так получилось с ул. Темирбаева: на ней не было запланировано ни капитального ремонта, ни реконструкции, а свежая двойная сплошная «нарисовалась» перед приездом президента АО «НК «КТЖ» Аскара Мамина. Возможно, из-за спешки двойная сплошная появилась на ней даже в тех местах, где должна быть прерывистой.

На ул. Уральской двойная сплошная мешает подъехать к трем новым домам в микрорайоне «Аэропорт»

Эксперименты и нарушения

На днях двойную сплошную линию на ул. Темирбаева разорвали. Однако на ул. Мауленова этого делать не будут, потому что ее вновь решили подвергнуть эксперименту.

- Двойную сплошную линию по ул. Мауленова, 18, напротив магазина «Зеленый», нанесли во избежание ДТП, - сообщил «НГ» старший инспектор УДП ДВД Юрий ПАНАСЕНКО. - После реконструкции интенсивность движения на улице увеличилась, поэтому выезд со двора дома № 18 создавал заторы. Ситуацию будем анализировать до конца года. Если двойная сплошная создаст дополнительные неудобства, на следующий год ее сделаем прерывистой.

Так что самая многострадальная улица Костаная теперь претендует на звание самой экспериментальной. Причем пока - со знаком минус.

- Неправильно нанесенная разметка или ее отсутствие является прямым нарушением ПДД, - отмечает президент Ассоциации безопасности дорожного движения «Общая дорога» (Алматы) Арсен ШАКУОВ. - Ведь линии на дорогах - это информация для водителей, по которой они должны ориентироваться, чтобы безопасно двигаться по улицам и не создавать аварийных ситуаций. «Лежачие полицейские» обязательно должны быть размечены и выполнены правильно, чтобы водитель на скорости 40 км/час плавно их проходил, а не подпрыгивал, как на кочках. Отвечать за отсутствие разметки и ее плохое исполнение должен акимат, который является собственником дорог.

В общем, схема стандартная: ответственных много, а крайних в случае ошибок не найдешь. Впрочем, в отделе ЖКХ заверили, что любые неправильно нанесенные линии на дороге исправляют быстро. Но суть не в этом. Сам принцип появления разметки остается не вполне понятным и логичным. Не говоря уже о художествах, мало имеющих общего с информационными линиями, которые, по идее, должны помогать водителям. 

Из-за отсутствия разметки почти все «лежачие полицейские» Костаная похожи на этот бугор по ул. Курганской

На ул. Каирбекова мы насчитали три таких знака «Стоп», но ни одной стоп-линии

«Зебру» на недавно отремонтированной ул. 1 Мая почти не видно

На ул. Гоголя, недалеко от пересечения с ул. Чехова, почти исчезли «зебра» и стрелки, обозначающие повороты

Двойная сплошная появилась и на повороте во двор домов №№ 17, 19 по ул. Мауленова

На большинстве улиц Костаная разметка полностью отсутствует, как на ул. Л. Беды

На пр. Аль-Фараби, недалеко от пересечения с ул. Каирбекова, сразу две стоп-линии

На перекрестке ул. Хакимжаной - пр. Абая установлена система «Интегра», а стоп-линия почти стерлась

Фото Николая СОЛОВЬЕВА, Ольги ЛИХОГРАЙ