На авось, да вкривь и вкось

Брусчатка на тротуаре ул. Козыбаева давно провалилась

Ольга ГОРАЙ, Ольга ЛИХОГРАЙ

Большинство тротуаров Костаная сделаны не для пешеходов, а для галочки

Пешеходные зоны Костаная отличают три беды: они «убиты» ямами и колдобинами, они давно сравнялись с проезжей частью, они просто отсутствуют. Ситуация хроническая, может быть, потому, что власть имущие у нас редко ходят пешком. Улучшать пытаются только тротуары, которые попадают под реконструкцию вместе с улицей. Да и те не выдерживают никакой критики. Тротуар постепенно исчезает с улиц областного центра.

 

По пути к Набережной

Проблемы очевидны даже в центре Костаная. На ул. Козыбаева между центральным зданием ЦОНа и ДВД области обвалившаяся посреди пешеходной зоны брусчатка превратила ее в труднодоступные для человеческих ног выступы. Особенно проблематично покорять торчащую брусчатку пенсионерам,

На углу Каирбекова - Аль-Фараби достраивается девятиэтажка, желто-кирпичный фасад который заменит собой снесенный дом-конюшню. Забор стройплощадки оказался прямо на тротуаре, который к тому же еще и завалили профлистом, арматурой и остатками мусора. Идти по тесной пешеходной дорожке, с одной стороны поджатой забором, а с другой -  толстоствольными тополями, теперь не только сложно, но и опасно.

- В этом месте и так-то был не особо хороший тротуар, - рассказывает пенсионерка Фания ТУТОВА. - Боюсь, после стройки он и вовсе разрушится. Сейчас ходить по нему стало опасно. А ведь перекресток оживленный, народу много.

Желающих посетить Набережную и сквер полно в любое время дня. Пешеходам сделать это сложнее, потому что тротуарная часть, ведущая к Притобольскому парку, - в плачевном состоянии. Со стороны многоэтажек «Парка Резиденс» вместо асфальтовой дорожки шириной хотя бы в 75 см темнеет голая земля. С другой стороны асфальт настолько разрушен, что проще идти по проезжей части, что многие горожане и делают.

- Отстроили такую Набережную и не предусмотрели ни автобусы, ни тротуары, - возмущается жительница Костаная Людмила ВОРОНИНА. - Например, у нашей семьи машины нет, а добираться к Набережной нам нужно из района КСК, откуда доезжать приходится либо на «девятке», либо на «восемнадцатом»,  останавливаются они - не ближний свет. Так ведь и пешком, пока спустишься к Набережной, ноги можно переломать! Посмотрите, на таких тротуарах нетрудно оступиться, а если пожилой человек? Получается, по дороге идти удобнее.

 

Тротуар на повороте с Герцена на Орджоникидзе резко перетекает в бездорожье

 

Идут по проезжей части

На ул. 1 Мая жители тоже вынуждены идти по проезжей части из-за ужасного состояния тротуара, примыкающего к забору Центрального стадиона. Пешеходный отрезок между улицами Гагарина и Победы представляет собой узкую полоску асфальта в ямах и колдобинах, по ней сложно идти даже вдвоем. И в этой части Костаная можно наблюдать настоящие «первомайские» шествия, когда по одной улице одновременно идут люди и медленно едут автомобили.

Похожую картину уже больше десяти лет на другой улице наблюдает жительница Костаная Светлана СОЗОНТОВА. По ул. О. Шипина напротив домов №№ 170-172 от тротуаров остались только куски асфальта.

- Я живу в этом районе больше 10 лет, - рассказала «НГ» Светлана. - И все это время тротуар никто не приводит в порядок. Его уже просто нет. Люди идут прямо по проезжей части Шипина - рядом с машинами.

Пересекает ул. Шипина в этом месте ул. Бородина, на которой расположены школы - № 5 и № 5 «А». Детям из домов, рядом с которыми отсутствуют тротуары, часто приходится идти в школу и обратно по проезжей части, да еще и в кромешной тьме.

 

Пешеходную зону по Баймагамбетова отделили от проезжей части заборчиком

 

Согласно проекту

Печальнее всего, что в безобразном состоянии находятся не только старые «советские» тротуары, но и те, которые вымостили в этом году.

Реконструкция на улице Баймагамбетова в этом году велась на участке от Гагарина до Лермонтова. Если до ремонта проезжая часть от тротуара отделялась зеленой зоной и на ней росли деревья, то теперь дорогу расширили и тротуар вплотную прилегает к ней. 15 ноября работы по устройству тротуара были на последней стадии - на нем устанавливали ограждения.

Украшают пешеходную зону и столбы освещения. Зеленая зона отсутствует, и для них другого места не нашлось. Теперь пешеходам придется обходить каждый столб на тротуаре, сокращая трехметровую пешеходную зону. Неудобно.

Но и на этом странности устроения пешеходной зоны не заканчиваются. Новый тротуар на Баймагамбетова начинается от улицы Лермонтова, но до Гагарина не доходит - неожиданно обрывается за 80 м до перекрестка. А дальше вместо него - колдобины, ямы и грязь. Но подрядчики уверяют, что все сделали согласно проекту.

- Перекресток Гагарина - Баймагамбетова ремонтировала другая фирма, - рассказал «НГ» старший прораб ТОО «ВАН» Павел ГУКОЯН. - Мы по проекту начали ремонт, отступив 80 м от улицы Гагарина. И тротуары устроили с того места, которое указано в проекте. Все работы полностью завершили, ограждение установили. В целом проезжая часть дороги была расширена, поэтому в тех местах, где ширина улицы позволяла, мы сделали между дорогой и тротуаром зеленую зону. В остальных местах тротуар примыкает к дороге, но это не противоречит СНиПам. Можно было везде сделать зеленую зону, но тогда ширину тротуара пришлось бы сократить с 3 м до 1,25 м. А при такой ширине зимой ни одна техника не заедет, чтобы его почистить.

Интересно, что и фирма «Шебер», которая ремонтировала перекресток Гагарина - Баймагамбетова, тоже все сделала «согласно проекту». Получается, что заказчики вместе с проектировщиками забыли про кусок тротуара. А людям теперь предстоит идти либо по грязи, либо по проезжей части.

 

Пешеходная часть вдоль ул. Гоголя напротив детского сада с каждым годом проваливается все глубже

 

Новая, но с изъянами

На отремонтированном участке улицы Герцена, от Орджоникидзе до Киевской, новые тротуары так же примыкают к проезжей части. Зато газон предусмотрен между полосами движения. А вдоль тротуаров нет даже ограждения. Плитка уложена вкривь и вкось, люди то и дело спотыкаются об нее. А  рядом с перекрестком Герцена - Дружбы плитка просела, образовав ямы, а бордюрный камень уже разбит. Это грузовые машины, поворачивая с Герцена на Дружбы, вынуждены наезжать на тротуар, потому что им не хватает радиуса поворота.

- Участок по улице Герцена мы еще не сдали, - пояснила главный инженер ТОО «Аяз» Светлана ОВСЯННИКОВА. - Там мы еще не положили последний слой асфальтового покрытия. На следующий год все недоделки будем устранять. Но мы все делаем согласно проекту. Если возникают вопросы технического характера и расчетов, то их надо задать проектировщикам. Мы не имеем права отступать от проекта.

Получается, что очередную порцию бюджетных денег просто закатали в тротуарную плитку, которая не доживет и до следующего лета.

 

Для машин и для людей

После того, как в начале июня движение по улице Герцена перекрыли и весь транспортный поток пошел по Каирбекова, тротуары превратились в проезжую часть. Около СШ № 4 бордюры раздавили в крошку, а асфальт укатали толстым слоем земли. Люди ходят тут с опаской. А водители еще и сигналят пешеходам, чтобы те уступили им дорогу.

- На остановку не пройти, ямы, грязь, - рассказывает пенсионерка Мария Петровна СТРЕЛЬНИКОВА. - Да еще и страшно попасть под колеса. Машины тут ездят везде, где могут проехать. Неужели у нас в городе нет хозяина, который должен следить за вот таким безобразием?! Приехал бы кто к нам на КСК и посмотрел, во что превратили дорогу, а вместе с ней и тротуары.

С ней согласна Салиха АЛИМБАЕВА, которая со страхом вспоминает: недавно на Кубеева чуть не сбили пешехода, который шел там, где когда-то был тротуар, а теперь ездят машины.

На тротуарах вдоль Каирбекова ямы плавно перетекают одна в другую. А напротив дома № 369 коммунальщики пытались под слоем земли отыскать асфальтовое покрытие тротуара. Вся грязь с него счищена и кучами лежит на краю проезжей части. Но водителей и это не останавливает. Если  проезжая часть загружена, они выезжают на почищенный тротуар.

Зато в том месте, где бульвар Молодежи пересекает Каирбекова, обустроили тротуар, положили плитку. Но остановку «Текстильщик» отсюда перенесли и расположили так, что к ней приходится идти по пыли и грязи.

- Если сырая погода, то к остановке можно пройти только по проезжей части. А тут так машины быстро ездят, что и ходить страшно, - возмущается пенсионерка Мария ВОЕВОДИНА. - А теперь поставили посреди грязи.

А дальше по Каирбекова, начиная от улицы Курганской и до теплиц, тротуар и вовсе перерыли, люди натоптали себе дорожку за его пределами.

 

По правилам и без

Впрочем, вдоль большинства дорог в Костанае сегодня - не тротуары, а узкие дорожки, проложенные пешеходами. Озабоченность этим фактом мы и выразили в своем запросе  на имя и. о. руководителя отдела ЖКХ, ПТ и АД акимата Костаная Руслана САНДЫБАЕВА. В частности, нас интересовало, соответствуют ли СНиПам костанайские тротуары хотя бы по ширине, не говоря уже об их обустройстве. Ответа на этот вопрос мы так и не получили. Из отдела ЖКХ пришла лишь очередная отписка.

«В 2013 году средств на устройство тротуаров не выделялось, - говорилось в ней, как водится, безотносительно к конкретным вопросам. - Устройство тротуаров производилось согласно ПСД на улицах, где были проведены реконструкция и капитальный ремонт дорог».

Тогда мы, открыв СНиП 3.0. 1-01-2008, выяснили, что минимальная ширина тротуара (на улицах с неинтенсивным движением) должна быть 75 см. У нас же на многих не реконструированных с советских времен улицах  не выдерживается ширина даже в 50 см.

Согласно п 11.14  тех же СНиПов, «тротуары должны отделяться от проезжей части улиц разделительной полосой из зеленых насаждений, бордюрами, перилами или другими элементами». Улицы с большой транспортной нагрузкой, спроектированные в советское время, были отделены от тротуаров зеленой зоной (Мауленова, Баймагамбетова, Герцена, Абая). После нынешних реконструкций вместо деревьев и кустарников повально ставят заборчики - самый дешевый из допустимых вариантов.

Складывается ощущение, что приличных тротуаров нам еще долго не видеть.

ул. генерала Арыстанбекова (Жастар)

ул. Герцена после ремонта

ул. Гоголя

ул. Гоголя

ул. Карбышева

на ул. Баймагамбетова тротуар отремонтировали до этого места

ул. каирбекова тротуар уже давно под слоем грязи

Каирбекова остановка рядом с новой аллеей "Жастар"