Синдром разбитых окон
Ольга КОЛОКОЛОВА
Криминалисты Уилсон и Келлинг, не понаслышке знавшие, какой ад представлял из себя Нью-Йорк восьмидесятых, погрязший с преступности и хулиганстве, впервые сформулировали теорию разбитых окон. В самом общем виде их идея выглядит так: если кто-то разбил стекло в доме и никто не вставил новое, то вскоре целых окон в доме не останется. То есть несоблюдение принятых норм одними людьми провоцирует окружающих тоже забыть о правилах и вести себя, как животные. Возникает цепная реакция, способная превратить жизнь любого благополучного района в ад.
Учитывая теорию, мэрия взяла за правило любой ценой в рекордно короткие сроки «вставлять окна», будь то вал безбилетных пассажиров в подземке или упорное хулиганье, пачкающее стены свежепокрашенных домов бессмысленными рисунками. И это была не разовая акция типа Образцово-показательного Лишения Свободы Бросившего Окурок Мимо Урны Гражданина. Граждан, бросавших окурки, портивших муниципальную собственность, или иным способом нарушавших закон, останавливали и наказывали раз за разом. А следы оставляемой ими разрухи немедленно уничтожались. При этом убирать старались быстро и незаметно, а задерживать и наказывать принародно и показательно. Так продолжалось год. Два. Три. А к середине девяностых Нью-Йорк, с казалось нерешаемой проблемой, справился.
Теория разбитых окон - это как раз то, что нужно нам сегодня.
На уходящей неделе дорожные полицейские заявили, что их крайне беспокоит поведение за рулем водителей общественного транспорта. И привели цифры, свидетельствующие, что число ДТП, случившихся по вине автобусников, растет. Что предпринято дорполами? Они провели беседы на предприятиях-перевозчиках.
Очевидно, что перенос автобусных маршрутов с улицы Победы на улицу Амангельды, предпринятый, чтобы разгрузить первую, результата не дал. Cтарики обижены, частный автотранспорт еще гуще оккупировал улицу, превратив ее в большую стоянку. Что предпринимает власть? На запрос «НГ» получен ответ: все хорошо, ситуация улучшается.
Пора не глаза закрывать на малосимпатичные реалии, а проблемы решать комплексно. Максимально жестко наказывать нарушителей Правил дорожного движения.
Перевозчик автобус неподготовленный на маршрут выпустил или водителя «с выхлопом»? Перевозчик должен ответить. Дорога, нечищенная или насмерть разбитая, ситуацию усугубила? Частное определение в отношении акимата. И чтобы определение это не в бумагах почило, а работало. И чтоб ответственный чин не отделался легким испугом, не откупился, а ответил по существующему закону. И так раз за разом, постоянно. После шоковой реакции все понемногу пойдет на лад.
Вы тротуар по Майлина, 2 видели? Там просто узаконенная уже стоянка перед офисным зданием. А хоть одного полицейского, штрафующего водил-наглецов там встречали? Да нет их там. Равно как и у Центрального рынка. Сейчас у дорпола на жалобы такого рода один ответ: что поделаешь, все равно больше стоять негде.
Происходит классический сбой самоидентификации. Полицейский ставит себя на место водителя, городских управителей. И вот все вместе - управители, охранители и просто граждане - уже дружно «бьют окна» в и без того криво застекленном здании нашего общественного уклада. Прервем процесс?
Материалы номера