До POSлезавтра ждать не советуют

Галина КАТКОВА

В этом году предприниматели обязаны массово устанавливать терминалы для безналичных платежей

С 15 января вступило в законную силу постановление правительства РК, которым утвержден  перечень видов предпринимательской деятельности, где расчеты с клиентами должны осуществляться с помощью пластиковых карт. Формально с этой даты госорганы, которым вменено в обязанность контролировать процесс «терминализации», имеют право с бизнеса учинять спрос.

Последнее напутствие

Между тем процесс обещает быть длинным и непростым. Он уже пошел. В банках - очереди тех, кто желает установить POS-терминалы. Оборудования не хватает. Пока что предприниматели запасаются справками, что они в этих очередях стоят, - готовы в случае чего предъявить их финансовой полиции или налоговикам в подтверждение своего законопослушания.

Контролирующие функции между двумя службами распределяются так. Финансовая полиция  должна реагировать на жалобы клиентов, покупателей, у которых отказались принять безналичный платеж. А налоговики должны мониторить обязательную установку терминалов. Наказания очень существенные. За отказ принять оплату с карточки - от 20 МРП для индивидуальных предпринимателей до 50 МРП субъектам крупного бизнеса, при повторном нарушении в течение года суммы штрафов удваиваются. Санкции за отсутствие POS-терминалов еще круче: от 40 МРП до 80, от 80 до 150 МРП при повторном нарушении.

- Причем, подчеркиваю, никто уже предупреждать никого не обязан. Пожаловался клиент -  сотрудники финполиции приехали, составили акт, - говорил на специальном совещании по этой теме заместитель акима Костаная Алмабек ШАМШИЕВ.

Совещание устроили в среду, 30 января, проходило оно в формате «последнего напутствия», с участием предпринимателей, директоров филиалов банков второго уровня. В зале почему-то было на удивление много учителей. Может, потому что в новом перечень тех, кто обязан принимать карточные платежи, вошли и частные субъекты, оказывающие услуги в сфере образования.

Безналично - безопасно

Перечень даже не то, чтобы новый, скорее, обновленный. Вообще, напомнил директор Костанайского филиала Нацбанка РК Мираш ЖУМАШЕВ, история-то с карточками давняя. Постановление правительства № 1328, которым были утверждены категории торговых (обслуживающих) организаций, обязанных принимать платежи с использованием платежных карточек, было принято еще 15.12.2004 года. Принято было в целях реализации Закона РК 1998 года «О платежах и переводах денег». Но жесткого механизма, который бы понуждал обязанность исполнять, не предусматривалось. Наверно, он был и неуместен, если, например, в 2004 году только один из 6 казахстанцев имел на руках платежную карту. Сейчас, по данным Нацбанка РК, - каждый второй. Есть мнение, что данные изрядно завышены, но тот факт, что платежных карт у граждан стало гораздо больше, а устройств для их использования у нас мизер, вряд ли имеет смысл оспаривать. К этому надо присовокупить еще и законодательные усилия последних лет, связанные с противодействием «отмыванию» денег. Ведь ограничили же размеры наличных расчетов между юридическими лицами: с 4 000 МРП до 1 000 МРП по одному договору. Тренд - как можно больше денег в стране должно ходить безналично. Это безопасно, прозрачно, цивилизованно. По словам Жумашева, в европейских странах граждане 40-50% своих платежей осуществляют безналично, в РФ этот показатель - 17%, в Украине - 15%, в Казахстане - 12%, в стране только каждая 11-я транзакция - платежная.

- Каждый месяц мы в области выдаем 10,5 млрд тенге наличных денег банкам второго уровня, получаем 9 млрд тенге - очень большие деньги в наличном обороте ходят, - сказал Жумашев. -  При этом в области установлено всего 1 115 POS-терминалов, их должно быть в разы больше.

Точную потребность  в платежных устройствах в области пока никто не называет. Что касается Казахстана, то, по данным отдела эквайринга «БТА Банка», сейчас в Казахстане более 100 тыс. предпринимателей, POS-терминалов во всех БВУ - 30 тысяч.

С отсрочкой

Заместитель начальника областного налогового департамента Кайрат ОРКАШБАЕВ напомнил, кто определенное время может работать без установки специальных терминалов.

Пока это необязательно для юридических лиц и ИП, которые оптом и в розницу торгуют сельхозпродукцией собственного производства; работают на территории рынков через выносные прилавки, автолавки, палатки, киоски и контейнеры.

Устанавливать платежное оборудование пока необязательно также индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, находящимся в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования.

Также до 1 января 2014 года в покупке терминалов нет необходимости у ИП и юридических лиц, применяющих специальные налоговые режимы, а именно работающих по патенту, упрощенной декларации.

- Хотел бы обратить внимание, что речь идет именно об отсрочке, - сказал Оркашбаев. - С учетом того, как сейчас загружены банки, какая субъектам бизнеса нужна подготовка к переходу на прием безналичных платежей, мы бы советовали предпринимателям начинать заниматься этим вопросом как можно быстрее.

Корреспондент «НГ» спросил у заместителя начальника налогового департамента: когда - с учетом все-таки имеющего место «переходного периода» - начнутся проверки предпринимателей? Выяснилось, что тематический контроль (сведения о таких проверках вывешиваются на сайте Генпрокуратуры РК) не запланирован. Налоговые органы, так же, как и финансовая полиция, будут реагировать на обращения граждан.

Увы, без вопросов  

Да, как ни странно, их не было. Так никто и не спросил о самом насущном для любого считающего деньги человека: о стоимости эквайринговых услуг, которая существенно выше затрат на инкассацию, о том, что деньги при безналичном способе оплаты не сразу попадают на счет  предпринимателя... Возможно, конечно, что эти проблемы клиент и банк решают в индивидуальном порядке. Во всяком случае директор филиала АО «Казкоммерцбанк» Галия ЖУМАШЕВА сообщила о том, что, например, они сегодня предлагают предпринимателям, желающим установить казкомовский POS-терминал, несколько вариантов сотрудничества - для тех, у кого большие денежные обороты и высокий уровень платежных транзакций, у кого средний, малый оборот с совсем небольшим количеством карточных платежей...

Лейтмотивом совещания была мысль о том, что изменения в закон приняты, действуют, отступать предпринимателям некуда. Но стоит все-таки сообщить, что одна из крупных бизнес-ассоциаций страны - Независимая ассоциация предпринимателей Казахстана (НАП) -  предложила отсрочить еще на год изменения в Законе РК «О платежах и переводах денег» об обязательной установке терминалов для приема безналичных платежей. Члены ассоциации подчеркивают, что не только предприниматели, но и банки оказались не готовы к ситуации, не могут снабдить оборудованием всех желающих. И за год вряд ли управятся.

- Но больше всего мы не согласны с комиссией банка, которая берется за транзакцию с терминала - от 3 до 5%. Мы будем готовить предложение к правительству по вопросу установки оплаты за транзакцию не выше 0,5%. Сегодня, чтобы обналичить деньги, взимается комиссия в размере 1%. Будет справедливо, если 0,5% станет оплачивать клиент и 0,5% - частный предприниматель. Это было бы выгодно всем сторонам - и покупателю, и предпринимателю, и банку. Кроме того, правительство не определило схему введения терминалов: либо это должно быть сделано через банки, либо самостоятельно, - пояснил kursiv.kz президент НАП Талгат АКУОВ.

Вице-президент НАП Тимур НАЗХАНОВ привел несколько фактов, когда банки ставили крайне невыгодные для предпринимателей условия. По словам Назханова,  «Банк ЦентрКредит» поставил одно из условий, что если в течение трех месяцев через это оборудование не будет проводиться операций, то они его забирают. Другой банк поставил условие, чтобы через него проходили все зарплаты сотрудников. При этом и Акуов, и Назханов отметили, что в целом установка терминалов для карточных платежей - это шаг вперед по достижению прозрачности бизнеса.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА


Здесь должны быть POS-терминалы:

1. Оптовая и розничная торговля автомобилями и мотоциклами, их ремонт и техобслуживание.
2. Оптовая и розничная торговля.
3. Ремонт компьютеров и бытовых товаров.
4. Предоставление услуг гостиницами.
5. Предоставление услуг ресторана, прочие виды организации питания и подача напитков.
6. Продажа проездных документов (билетов), багажных и грузобагажных квитанций на воздушный и ж/д транспорт.
7. Предоставление услуг по транспортной обработке грузов, складированию и хранению, вспомогательные услуги по транспортировке и услуги по перевозке грузов.
8. Деятельность туроператоров, турагентов и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма.
9. Деятельность в области страхования.
10. Деятельность в области здравоохранения.
11. Деятельность в области образования.
12. Деятельность по распространению кинофильмов, видео- и телевизионных программ, показ кинофильмов.
13. Деятельность фитнес- и спортивных клубов, дискотек.
14. Деятельность по организации азартных игр и заключения пари.
15. Деятельность частных охранных служб.
16. Деятельность в области бухгалтерского учета и аудита; консультации по налогообложению.
17. Деятельность в области права.
18. Предоставление услуг по боулингу (кегельбану) и бильярду.