Заплати за то, не знаю за что

Уведомление об открытии общедомового счета ветерану труда Григорию Кирееву подсунули под дверь

Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz
Надежда КОВАЛЬСКАЯ, kovalskaya@ng.kz

Жилищные эксперименты государства бьют по карманам жильцов

Очередные жилищные нововведения привели к очередному конфликту чиновников и населения. Власть имущие желают быстрее провести капремонты в домах за счет жильцов, чтобы отчитаться о проделанной работе на высшем уровне. Торопливо разосланные уведомления о том, что «плата за квартиру» выросла на 1500-2000 тенге в месяц, свалились на жителей как снег на голову. Прежде чем отдать свои кровные, они задаются справедливым вопросом: каким образом и на что будут распределены их средства? Как выяснилось, в рамках новой программы в Костанае было отремонтировано всего два дома. Ремонт оказался не образцово-показательным, как того добивались власти, а наоборот, грозит большим скандалом. Почему люди так рьяно отказываются платить за переделки общедомовой собственности?

Таинственные «квиточки»

В начале февраля 81-летний ветеран труда Григорий КИРЕЕВ нашел в двери небольшой листочек бумаги. Когда разобрался в том, что написано мелкими буквами, пришел в негодование.

- Так называемое извещение гласило, что на наш дом открыт счет в банке и с 1 февраля я должен на него вносить по 1903 тенге в месяц якобы на будущий капремонт, - говорит Григорий Иванович. - Думал, что какая-то ошибка, но соседям тоже пришли уведомления. Я не понимаю, почему вместо живой работы с жильцами многоэтажек работники ПКСК украдкой вставляют извещение в щель двери и быстро испаряются? Боятся вопросов хозяев? А их действительно много. Я еще никаких денег не платил. Во-первых, мне лично непонятно, из чего сложилась сумма, которую мне нужно платить. Во-вторых, мне 81 год, полтора года назад перенес неудачную операцию и мне ежемесячно требуется значительная сумма на лечение. Мало того, что я на содержание работников ПКСК плачу ежемесячно 1823 тенге, так еще столько же придется платить.

О том, что в их доме по адресу: Дулатова, 91 поменялась форма правления, ветеран труда тоже узнал совершенно случайно. Сотрудники налоговой инспекции, куда Григорий Иванович пришел платить налог за имущество, огорошили старика - создан кондоминиум.

- Я позвонил в ПКСК, чтобы узнать хотя бы границы кондоминиума, - говорит Григорий Киреев. - Меня это волнует, поскольку во дворе нашего дома есть современное оборудованное футбольное поле. На этот вопрос мне никто ответить не смог. Относительно открытия счета после долгих разбирательств юрист ПКСК как бы нехотя сказала, что я могу за февраль не платить. А между тем все мои знакомые говорят, что платить не будут. А куда деваться, все равно выкрутят нам руки.

Преподаватель вуза Юрий БОНДАРЕНКО, который проживает по Абая, 164, тоже получил «тайное уведомление».

- Это напоминает плату за кота в мешке, которого нет, - говорит Юрий Яковлевич. - Когда будет ремонт? А главное, не знаешь, что будет с этими деньгами. Деньги обесцениваются, никто знает, что будет через несколько лет. И потом, где гарантии, что деньги пойдут на то, что нужно, и ремонт потом будет сделан как следует?

Платить обязали

Костанайцы платить «не знаю за что» не торопятся. Все ждут. Только чего ждать? За игнорирование общедомового счета житель дома может пойти под суд так же, как и за неуплату коммунальных услуг. В казахстанском законодательстве четко прописано, что внесение средств - обязаловка для всех.

- Согласно Закону «О жилищных отношениях», объект кондоминиума обязан открыть счет и жильцы обязаны вносить туда средства на капитальный ремонт, - говорит начальник отдела жилищной инспекции Алмат АЙДОСОВ. - В законе даже оговорена сумма - 0, 02 % от МРП. Это примерно 32 тенге за квадратный метр жилья. Это нижний предел. Можно больше, но только с согласия жильцов. Но, как бывает обычно, закон - это одно, а его исполнение - немного другое. ПКСК в этом случае не очень правильно доносит информацию до жильцов. Как правило, они подсовывают записки в двери или вешают уведомление на подъездах. Но я считаю, что разъяснять жильцам требования закона надо индивидуально и под роспись. Еще лучше организовать общее собрание, чтобы люди могли задать все интересующие их вопросы. А вообще это выглядит сыровато. Думаю, все устоится только лет через 5-7.

Все дороги ведут в ПКСК. Именно они заключают договоры с банком на обслуживание счета. Они и должны следить за «коммунальными» деньгами, чтобы потом без проблем отчитаться перед жильцами, которые вложили свои кровные. Правда, пока перед ними стоит более глобальная задача - объяснить нововведения жильцам.

- Все новое тяжело воспринимается жителями, - говорит председатель ПКСК «Восход» Елизавета НУРМУХАМЕДОВА. - Они еще много не понимают. Открытие счета не означает непременное участие в программе модернизации ЖКХ. Кто не хочет брать деньги в кредит у государства, тот копит годами. Кто хочет, проводит ремонт, а потом выплачивает постепенно деньги государству. У нас уже один дом поучаствовал в программе модернизации ЖКХ. Это дело добровольное. Мы неоднократно пытались донести это до жителей. Знакомили с законом на собраниях, объявления на подъездах вешали.

Где гарантии?

Расход только целевой - на капремонт и никуда больше. Путем нехитрых арифметических вычислений выясняем: среднестатистическому многоэтажному дому придется копить около 10 лет. Так далеко заглянуть получается не у каждого.

Впрочем, сомнения возникают не только у собственников квартир, но и у некоторых председателей ПКСК, которые считают, что жильцы должны сами принять решение - платить или не платить.

- Я счета на все кондоминиумы открыл, но до людей это еще не довел, - говорит председатель ПКСК «Надежда» Константин КРЮЧКОВ. - Вперед паровоза не бегу. Когда станет тепло, проведем общее собрание. Там жильцы сами решат, будут оплачивать или нет. Хотите разваливать свои дома, делайте это своими руками. Вся эта принудиловка похожа на насилие, диктат. Это неправильно. Я согласен копить, но где гарантии? В банках миллиарды исчезают. Закон не продуман.

Снаружи и внутри

Противники долгосрочных накоплений, которых среди костанайцев подавляющее большинство, могут воспользоваться кредитами в рамках программы жилищной модернизации. Участие в ней строго добровольное и позволяет сначала взять деньги и потратить их на ремонт, а потом за них рассчитываться. Все в лучших традициях банковских займов, только без процентов. Кредит государство предоставляет на 7 лет максимум, в течение которых сумму жильцы погашают ежемесячно.

По такой схеме уже отремонтированы два дома в районе Костаная-2: по улице Станционной, 74 и Станционной, 76. Жильцы двух восьмиквартирных двухэтажек не в самом благополучном районе областного центра первыми поучаствовали в модернизации. Согласились взять от государства кредит в 2,1 млн тенге. На них им отремонтировали две крыши. Получилось около 1 млн тенге на каждую. Чтобы вернуть деньги, владельцы 16 квартир в среднем будут ежемесячно отдавать по 1500 тенге в течение долгих 7 лет.

- Мы проводили собрание жильцов, - сообщил «НГ» управляющий кондоминиумами этих домов Галымжан АМАНКУЛОВ. - Все жильцы согласились, что нужно отремонтировать крыши. Мы открыли счет, оформили кредит, нашли подрядчика. Теперь все довольны.

Отремонтированные двухэтажки выглядят вполне симпатично и резко выделяются на фоне других обшарпанных домов Костаная-2. Не только крыши накрыли новым шифером, но еще и стены домов обшили кремово-синим сайдингом. Это как бы бонус - подарок  «первопроходцам» не то от города, не то от подрядчика, жильцы как-то не очень поняли. Тем более что главный» «подарочек» ждал их по окончании ремонтных работ.

Внутри подъезда благостная картина меняется: старая деревянная лестница, скрипучие половицы. Но самое главное - новая крыша изнутри оборачивается огромным пластом штукатурки над лестничной площадкой, который, кажется, вот-вот свалится на голову. На участке крыши над квартирами и вовсе зияет дыра, из которой с чердака потихоньку сыплется мусор.

- На две крыши нам выделили кредит - чуть больше 2 млн тенге, - рассказала жительница кв. 6 по ул. Станционной, 76 Наталья КЕНДЕЛЬ. - Все были согласны, что их нужно отремонтировать. Но на деле жильцов не устроило качество сделанных работ. Мы говорили, что хотим металлочерепицу, а не шифер. А еще нам ни во время ремонта, ни после не показали смету расходов. Мы не знаем, как были потрачены деньги, стоит ли шиферная крыша на наш восьмиквартирный дом миллион. Мы отказались и не платим за сделанный ремонт.

Сайдинг в подарок

Кто подарил жителям двухэтажек сайдинг, не знает и управляющий кондоминиумами. Зато Аманкулов  уверяет, что смета расходов на крыши у него есть и жильцам он ее показывал.

- От металлочерепицы они в итоге отказались сами, - заявил Аманкулов, - когда узнали, что она обойдется им в 6 млн тенге на одну крышу.

Когда всматриваешься в облагороженные фасады домов, складывается ощущение, что чиновники старались не ради жильцов, а работали на имидж программы. Первые ее результаты  должны быть показательны, а просто новые крыши на старых двухэтажках далеко не так привлекательны, как бросающаяся в глаза обшивка. Не ради ли показухи напротив этих домов под самый корешок вырубили несколько деревьев, которые «мешали обзору» нового сайдинга?

Впрочем, отказ жильцов от уплаты по счету, скорее всего, никого не напугает. По закону за освоенный государственный кредит придется рассчитываться, даже через суд. И в рамках той же программы руководство кондоминиума уже оформило кредит на другой дом в том же районе - по улице Станционной, 72/2. За кредит в размере 2,6 млн тенге владельцы 46 квартир будут рассчитываться также 7 лет. На эти деньги им обещали сделать ограждение, поменять  окна в подъезде на пластиковые и установить тепловой счетчик. Пока поменяли только окна. Обещают, что с потеплением начнут другие работы.

- Жители этого дома будут в среднем отдавать по 1200 тенге в месяц, - отмечает Аманкулов. - При этом на собрании они приняли решение, что 600 тенге будут отдавать за кредит, а 600 оставлять на обязательном накопительном счете. В итоге за 7 лет они не только рассчитаются с займом, но и накопят деньги для нового ремонта.

Деньги не сдают

Другие председатели ПКСК далеко не так радужно воспринимают программу модернизации. Собрать даже обязательные взносы с жильцов для них - большая проблема. В ПКСК «Сеним» - одном из самых больших в Костанае - 26 домов, 24 из них оформлены в кондоминиумы.

- Народ нужно было подготовить к программе. Люди не верят, что через несколько лет их деньги сохранятся, - говорит председатель ПКСК «Сеним» Шахи КАЛИМБЕТОВ, -  Государство должно было безвозвратно вложить деньги в ремонт для наглядности, а потом требовать их с людей.

Пока у жилищных нововведений в союзниках только чиновники. В противниках - жильцы, которых фактически обязывают внести предоплату за сомнительные эксперименты государства.


Как изменить отношение жителей к ремонту их общедомовой собственности?

Валерий ПОЛЕШКО, заместитель акима Костаная по вопросам ЖКХ на круглом столе:

- С людьми нужно проводить разъяснительную работу. Наше население до сих пор в неведении. На многих собраниях бытует мнение:  лучше больше платить в ПКСК, чем открывать отдельный счет. Это наша вина, в том числе и акимата. Мы в свое время не подошли к этому вопросу более жестко. Люди первый вопрос задают: а эти деньги не украдут? А я что отвечу? Сейчас у любого из вас, у депутата любого уровня спроси: украдут или не украдут? Никто не ответит. Шероховатостей в программе много. Три месяца мы потеряли  из-за того, что счета планировали открывать в «Казпочте», теперь открываем в банках. Кондоминиум и накопительный счет все дома обязаны иметь, а вид ремонта и сумму на него жители определяют сами.

Нина СМАГИНА, председатель ОО «Профсоюз работников жизнеобеспечения Костанайской области»:

- Людей нужно больше информировать о реализации программы, разъяснять. Они с трудом понимают, куда и зачем отчислять деньги. При этом у нас очень неплатежеспособное население. Только по официальным сводкам у наших людей растут зарплаты. Я специально проводила анализ. Сотрудники коммунальных служб, например, получают на руки по 38 000-32 000 тенге. Из них они еще должны на протяжении 7 лет ежемесячно отчислять какую-то сумму. Это будет очень тяжело. Нужно поднимать вопросы о выделении жилищной помощи. Я считаю, что нужно назначать старших по подъезду, которые должны объяснять народу на пальцах, что почем.

Валентина ЭПОВА, директор департамента строительства АО СПК «Тобол»: - Лично я, когда узнала об этой программе, практически ничего не поняла. Прочитала один раз, второй. И постепенно начала вникать, что к чему. Пришло понимание, что многоэтажку, в которой я живу, никто за меня не отремонтирует. Недавно мне пришли квитанции об открытии счета, на днях собираюсь сделать на счет обязательные взносы. Единственное, можно предложить государству отремонтировать за счет бюджета самые старые дома. В Костанае 1 010 многоэтажек. Из них выбрать наиболее ветхие и профинансировать ремонт. Но этот вопрос нужно решать на уровне правительства, выяснять, есть ли такие средства в бюджете.

Лидия ДАНЧУЛА, председатель ООГД «Поколение»:

- В первую очередь нужна прозрачность. Мало того, что человек в ПКСК платит на ремонт, так его еще заставляют второй раз на эти же цели только на банковский счет деньги вносить. Человек не знает, куда они пойдут. Нет конкретики, нет открытости. Я вообще считаю, что все это нечестно. Есть уже здания, которые по программе модернизации ЖКХ отремонтировали. И сделали это некачественно. И второй момент - капремонт требуется домам с определенным сроком эксплуатации. А на капремонт новых домов деньги собирать зачем? Мы уже просили депутатов создать рабочую группу, но все осталось по-прежнему.

Андрей ТОЛПИНСКИЙ, директор ГКП «Парк культуры и отдыха Костаная»:

- Слишком все быстро делается, оттого и недоверие. Законодательная база еще сырая, а мы уже бежим галопом. Так можно кучу дров наломать. Гонки быть не должно. Кроме того, отсутствует центр управления всей этой программой. Должен быть кто-то, кого можно будет потом привлечь за некачественное выполнение ремонта. А так с кого спросить? С ПКСК? Нет. С подрядчика? Тоже нет. А платить надо. Вот на эти грабли простые жильцы и будут наступать. Должны быть госэксперты, которые будут следить за качеством. А то домов много, подрядчики бывают недобросовестные. Люди тоже не могут постоянно следить за ходом ремонта. Будет система, будет и доверие.