Наше окончательное «может быть»
Галина КАТКОВА
Эта дата была определена как день вступления в силу Таможенного кодекса, единого для Казахстана, Белоруссии и России. С 1 января сего года, когда этот союз стал зоной действия единого таможенного тарифа, то есть обрел для нас хоть какие-то осязаемые черты, только и разговоров было: мол, все по-настоящему начнется с 1 июля. Вот тогда реально изменятся таможенные процедуры, многое на пунктах пропуска упростится.
Готовность №...
Что именно, как и для кого изменится, «НГ» принялась выяснять неделю назад. Мы предполагали, что уж к этому моменту, например, для самих таможенных органов, все будет ясно. И нам останется только не утонуть в массе новых сведений. Главное, чтобы таможня их дала. Наш костанайский департамент для общения был открыт, но там предупредили, что информацию предоставляют самую общую и только в формате «так должно быть с 1 июля». Но на уровне высших органов ТС не подписано и не ратифицировано еще множество документов. Достаточно сказать, что Белоруссия на утро 30 июня так и не присоединилась полностью к договору о Таможенном кодексе. То есть фактически он оставался двусторонним - для РФ и РК. Президент РБ Александр Лукашенко в эти дни подписывал проекты соглашений, касающихся запуска кодекса, но применяться они будут временно. В то же время наш премьер заявил, что бесконечно вести переговоры по Таможенному союзу с Белоруссией невозможно, пора действовать...
Информация обновляется постоянно, говорили в департаменте таможенного контроля, но в целом она такова, что пришлось перенести с 29 июня встречу за круглым столом с участниками внешнеэкономической деятельности. Ведь если собирать предпринимателей, то им нужно давать предельно конкретные консультации.
Кстати, в своем беспокойстве по поводу 1 июля мы были не одиноки.
- До запуска альянса осталось всего несколько дней, но ни власти, ни бизнес в деталях не знают, как на практике будут работать его многие элементы, - сообщало российское информационное агентство «Новости» после проведения недавнего Петербургского международного экономического форума.
На автобусе - как раньше
Наверно, самое большое разочарование ждет тех из нас, кто ездит в соседнюю Россию в гости. И кто в последнее время, выволакивая на пунктах пропуска тяжеленные сумки из автобусов, мечтал, что скоро этой мороки не будет. Увы. Придется подождать.
- В соответствии с кодексом, не будет таможенного оформления грузов, но некоторые формы таможенного контроля пока остаются, - пояснил начальник управления организации таможенного контроля ДТК Анатолий ЛИ.
Применительно к пассажирам автобусов и маршруток речь идет об осмотрах, досмотрах. То есть наши сумки по-прежнему будут «просвечивать», а нас просить пройти через рамку металлодетектора.
В силе и все прочие процедуры, которые к таможенному ведомству, впрочем, отношения не имеют. Просто мы привыкли доморощенным термином «пройти таможню» определять все, из-за чего задерживаемся на том же «Кайраке». Пограничный контроль будет осуществляться в прежнем режиме, подтвердили «НГ» в региональном управлении «Солтустик». Миграционные карты тоже остаются.
Планируется, что через год, к 1 июля 2011 года, будет полностью отменен таможенный контроль на внутренних границах союза, исчезнут пункты пропуска. Но никто не знает, как сложится предстоящий год работы и не изменится ли что-нибудь в этих намерениях. Одна надежда, что постепенно таможенный контроль действительно будет двигаться от поголовного к выборочному, как прописано в кодексе.
Предпринимателям, наверно, тоже важно знать, что ветеринарный, фитосанитарный, карантинный контроль на казахстанско-российской границе будет осуществляться до 1 июля 2011 года.
Изменения начинаются
Те, кто покатит в гости к соседям на своей машине, с 1 июля определенные изменения все-таки должны почувствовать. В соответствии с нормами Таможенного кодекса, ваше транспортное средство не подлежит декларированию при ввозе, и вы не должны заполнять пассажирскую таможенную декларацию. Если раньше вы не делали этого сами, сэкономите немного на услугах брокера.
Однако обязанность уплатить страховку при въезде в другую страну за вами остается. Это опять же не таможенный документ. Речь идет о вашей гражданско-правовой ответственности.
И, наконец, самое основное - упрощение перемещения товаров предпринимателями. Ради чего, собственно, и затевался Таможенный союз - ради расширения общего рынка стимулирования товарообмена между странами.
- Подчеркните обязательно, что речь идет именно о взаимной торговле, то есть торговле товарами стран Таможенного союза либо товарами, выпущенными на их территории в свободное обращение, - уточнил начальник отдела организации таможенного контроля ДТК Роберт ЮСУПОВ.
Эти товары больше не нуждаются в таможенном оформлении, декларировании. С 1 июля должна исчезнуть необходимость заполнять на них грузовые таможенные декларации. А это уже более солидная статья экономии, чем у физических лиц. Особенно с учетом того, что подавляющее большинство костанайских предпринимателей пользуется услугами таможенных брокеров.
Относительно товаров из третьих стран ситуация не меняется - остаются ГТД, пошлины, сборы.
Это, конечно, самые общие моменты будущего союзного сотрудничества трех стран. Все-таки трех, потому как информация в последние дни таможенникам идет и по Белоруссии. Просто все должно быть окончательно подписано и формализовано, чтобы можно было давать официальную информацию.
Не только таможня
На самом деле от 1 июля, точнее, от Таможенного кодекса, как от брошенного в воду камня, далеко расходятся круги. Для предпринимателей в ближайшее время многое должно измениться. Поэтому особенно ценно то, что свой семинар для бизнеса в минувший понедельник все-таки провели налоговики. В Налоговый кодекс с учетом Таможенного кодекса ТС внесены изменения. Так как исчезает само понятие таможенной стоимости во взаимной торговле товарами стран союза, то и некоторые налоги при экспортно-импортных операциях теперь должны взиматься не таможней, а налоговыми органами. Речь о косвенных налогах - НДС и акцизах. (Подробности об этом читайте в сегодняшнем номере «НГ» на стр. 8).
Это, кстати, считается либерализацией условий для ведения бизнеса. Почему? Если до сегодняшнего дня грузом, поступившим на территорию РК, нельзя было пользоваться, пока не был проведен выпуск ГТД на таможенном посту, то с 1 июля ситуация должна измениться. Декларацию об уплате косвенных налогов, а также заявление об импорте товара предприниматель имеет право подать через 50 дней после ввоза и оприходования товара. А за это время его можно и продать, и подарить, в общем, распорядиться по своему усмотрению.
На семинаре особенно много было вопросов по «часу икс», то есть опять же по 1 июля, например, если груз задекларирован ранее, как будут исчисляться налоги и кто их будет взимать.
- Все процедуры и операции, которые были начаты до 1 июля 2010 года, будут завершаться таможней, - сказал заместитель председателя Налогового комитета Министерства финансов РК Ардак ТЕНГЕБАЕВ. - Если вы даже в самом конце июня предварительно задекларировали товар, то заканчивайте процедуру с таможенными органами. То же самое - по режиму временного ввоза. Ввезли полгода назад, по 3% платите - пока вы не «закроете» грузовую таможенную декларацию, все будет контролировать таможня...
Также он обратил внимание на важный момент. У многих предпринимателей есть взаиморасчеты с таможней, и, возможно, там на лицевых счетах осталась какая-то сумма переплаты. Но с них на счета, которые открываются в налоговых органах с 1 июля, никто автоматически переводить ничего не будет. Они открываются с нуля. Вопросы с переплатой импортеры должны решить сами.
Про «наши авто японского производства»
- И что, если 1 июля наши машины с грузом пойдут через таможню, нам уже никаких документов не надо? - спросил кто-то из предпринимателей.
- Вопрос не наш, - признал Тенгебаев. - Но я думаю, надо поаккуратнее первое время. Грузовую таможенную декларацию заполнять не надо, но товаросопроводительные документы все должны быть с собой.
Раз нашлись люди, которые взялись отвечать даже на непрофильные вопросы, их не стеснялись задавать. Всех, например, живо интересовала ситуация с перемещением машин. Известно же, что Казахстан добился введения более низких пошлин на ввоз авто для физических лиц. И хотя документа об этом тоже вроде как еще официально нет, но информация соблазнительная: например, пошлина на автомобили не старше 3 лет - 0,6 евро за «кубик»... У налоговиков спросили, можно ли казахстанцу продать японскую машину россиянину без уплаты НДС и пошлин.
- Продать-то можно. Это же ваша собственность, - ответил Тенгебаев, - но так как вы - неплательщик НДС, то оборота, облагаемого по нулевой ставке, у вас не будет. А в России этот автомобиль будет обложен не только НДС, но скорее всего и пошлинами. С 1 июля должно вступить в силу постановление, разрешающее казахстанцам ввоз по спецпошлинам. Как раньше, до 1 января 2010 года. Соответственно Россия, чтобы защитить свой рынок, будет контролировать перемещение этих автомобилей из Казахстана и Белоруссии и будет накручивать на них и пошлину, и НДС. Так что он в России будет стоить недешево.
Но мы начинаем
Если продолжить о «кругах по воде», то Таможенный кодекс немало нового привносит и в лицензионную дисциплину. В частности, для тех, кто имеет дело с подакцизными товарами, кто импортирует лекарства.
Теперь, например, пояснила директор департамента Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Елена ЛЕСИКОВА, импорт лекарственных средств из стран ТС может осуществляться без лицензий. При условии, что это продукция казахстанских, российских, белорусских производителей. Казалось бы, вопрос специфический. Но он становится существенным для всех, когда узнаешь, что лицензию импортеры должны получать на каждую группу препаратов, и лицензионные сборы, которые в конце концов влияют на цену лекарств, составляют 10 МРП. Импорт из третьих стран требует лицензии и, кстати, внесения определенных изменений в законодательство.
На моментах, связанных с некими неподписанными документами, приходится пока спотыкаться постоянно. Но в сражение предприниматели все равно ввязываются. 29 июня звоним на кондитерскую фабрику «Баян Сулу». Спрашиваем, что слышали про 1 июля и как будут действовать.
Конкретной информации мало, - признался президент АО «Баян Сулу» Виталий ТРАЙБЕР. - Но как раз 1 июля мы отправляем первую машину со своей продукцией в Россию по новым правилам. Сколько будем спотыкаться - время покажет. Надеемся, что и снижение документооборота, и экономию времени в конечном итоге получим.
Материалы номера