Минск взял самоотвод

Премьер-министры России, Белоруссии и Казахстана так и не смогли преодолеть разногласия (Фото premier.gov.ru)

Антон КЛЮЧКИН, Lenta.ru

С 1 июля мы еще не сможем начать жить по-новому

В ходе многочасовых переговоров 21 мая в Санкт-Петербурге стороны так и не пришли к согласию по ключевым для формирования единого таможенного пространства вопросам. Споткнулись переговорщики прежде всего о пошлины на нефть и нефтепродукты, яростный спор вокруг которых Москва и Минск ведут на протяжении последних шести месяцев. Таким образом, формирование союза отложено на неопределенный срок.

 

Шаг вперед

С 1 июля 2010 года РФ, Белоруссия и Казахстан должны были представлять собой таможенную территорию с едиными импортно-экспортными ставками. Само формирование единого Таможенного кодекса стороны планировали завершить в минувшую пятницу в Санкт-Петербурге, куда на переговоры прибыли делегации из Астаны и Минска.

Беды ничего не предвещало. Премьер-министр РФ Владимир ПУТИН, перейдя к конкретике, сообщил, что для введения в действие единого Таможенного кодекса в июле стороны должны подготовить 18 проектов договоров. По его словам, из этого числа 8 проектов уже одобрены комиссией Таможенного союза, еще три - на подходе. Интенсивная работа над документами продолжается, отметил Путин, сообщив, что «над соглашениями коллеги работали до двух часов ночи». Подумав еще, премьер предложил «дать поручение нашим специалистам работать с большей отдачей и в ускоренном режиме завершить согласование всех документов». Видимо, боялся, что не успеют.

Высокие гости вторили Путину. Премьер-министр Казахстана Карим МАСИМОВ радовался, что с появлением Таможенного союза «на постсоветском пространстве впервые появилось объединение, которое принимает решения», а премьер-министр Белоруссии Сергей СИДОРСКИЙ с удовлетворением отмечал, что по многим вопросам переговорщики находят компромиссные решения.

- Пусть наши вице-премьеры и заседают порой до ночи, - также оценил работоспособность подчиненных Сидорский.

- Давайте посмотрим, что им удалось сделать, - предложил коллегам Путин, после чего премьер-министры ушли на переговоры. Обратно к журналистам они вышли часов через пять.

И два назад

- Мы должны проинформировать вас, что согласовать все вопросы нам пока не удалось. Есть чувствительные позиции для экономик России, Белоруссии и Казахстана, - сказал журналистам Путин по окончании переговоров, после чего премьеры трех стран вновь уединились за закрытыми дверями.

В итоге было решено, что страны продолжат консультации на экспертном уровне в течение ближайших двух недель. Что будет потом - неизвестно.

Высокопоставленный источник Reuters в российской делегации предположил, что сроки могут быть перенесены на неопределенное время из-за отсутствия договоренностей. Такой результат вряд ли может удовлетворить Москву, которая уже принесла довольно значительную жертву ради будущего союза, отказавшись вступить в ВТО отдельно, без стран Таможенного союза.

Тормозят создание Таможенного союза сразу несколько вопросов, требующих согласования. Для России важно сохранить высокие импортные пошлины на автомобили и авиационную технику, для Казахстана - объем ввозимых товаров физлицами, для Белоруссии - убрать экспортные пошлины России на нефть и нефтепродукты. Если Москва и Астана еще готовы идти на уступки, то для Минска избавиться от пошлин на нефть настолько важно, что он не погнушался поставить под угрозу весь проект создания Таможенного союза.

Торг уместен

По данным «Ведомостей», Астана предлагала отказаться от всех своих претензий в обмен на согласие белорусской стороны прекратить спор с Россией. Но Белоруссия ответила отказом. Пока неясно, что Минск будет делать дальше. Вариантов немного: продолжать упорствовать, сдаться, либо попытаться уговорить Москву сдать свои позиции в обмен на что-нибудь. Аналогичные опции есть и у российской стороны.

На переговорах в Санкт-Петербурге уже прозвучало предложение создать Таможенный союз без участия Белоруссии, экономика которой слишком мала, чтобы ее нельзя было оставить за бортом. Но вряд ли такое развитие событий устроит Москву, которой уже мерещится геополитическая гегемония на постсоветском пространстве. Сильно надавить на Белоруссию уже не получится, но подпортить жизнь соседям Россия вполне может.

Вскоре в Белоруссии пройдут выборы президента, и лишние скандалы, как и экономические потрясения, Александру Лукашенко сейчас не нужны. Москва же, которой Минск вновь недоплачивает за газ, легко может их устроить, потребовав долг с «Белтрансгаза». Тем более что этот прием уже был отработан в 2009 году. Аналогичные меры могут быть приняты с 2011 года и в отношении беспошлинной нефти, поставляемой Белоруссии.

Правда, любая попытка надавить на Минск, скорее всего, поставит крест на всех надеждах затащить Лукашенко в какой-либо союз. Тактика белорусского президента оправдывает себя. Минск терпеливо ждал, пока юридическая коллизия с нефтяными пошлинами ударит по Таможенному союзу, и теперь не менее терпеливо будет ждать выгодной для себя реакции со стороны России. Не исключено, что дождется.



Подводные камни ТС

Россия, в которой действуют 25-процентные импортные пошлины на новые и запретительные - на подержанные автомобили, настаивает на сохранении высоких пошлин на ввоз иномарок. Белоруссия, у которой пошлины в несколько раз ниже, говорит, что это ударит по ее гражданам. В частности, российские автодилеры в январе заявляли, что льготный режим ввоза автомобилей в Белоруссию при отсутствии таможенных границ создаст угрозу российскому автомобильному рынку, и оценивали потенциал «серого» импорта из Белоруссии в 200 тыс. машин в год. По аналогичным причинам Россия выступает против обнуления импортных пошлин на авиационную технику.

С Астаной Москва спорит из-за действующей в Казахстане нормы, согласно которой физические лица могут завозить на свою территорию до двух тонн иностранного товара с пониженной таможенной ставкой без ограничения числа таких завозов. Казахстан настаивает на сохранении правила, тогда как Москва считает, что это нанесет ущерб российской легкой промышленности из-за наплыва китайских товаров.