Цитируем, однако...
Петр СВОИК
И это при том, что все последние годы информационная политика российского телевидения в отношении Казахстана была такой: ни хорошего, ни плохого. А тут - такой прорыв, да еще в исполнении идеологического рупора, подчеркнуто открыто формулирующего «незападнический» (скажем так) вектор российской политики. От себя же, чтобы понять секреты внезапно вспыхнувшей в России популярности нашего президента, приведем такую цитату: «Мы на практике должны приступить к созданию валютно-финансового интеграционного объединения в рамках ЕврАзЭС. Внутри него может быть введена своя собственная единая межгосударственная наднациональная безналичная стабильная расчетно-платежная единица. Иногда слышатся опасения, что введение единой наднациональной валюты - это утрата суверенитета. Но суть в том, что отказ от этой идеи в условиях нарастающего мирового кризиса чреват потерей, как минимум, экономического суверенитета. И подобные примеры в мировой истории уже есть».
Так вот, подобный пример утраты экономического, как минимум, суверенитета далеко в мировой истории искать не надо - это мы, Казахстан. Наша экономика - сквозная: вовне мы продаем сырье, извне завозим китайский ширпотреб. И до начала кризиса завозили еще из США и Европы мировую резервную валюту в качестве кредитов и инвестиций. Президент же Назарбаев понял (почувствовал) главное: время доллара, как мировой валюты, - прошло, и по факту грядущей утраты долларом этой глобальной роли мировая экономика неизбежно разделится на несколько зон со своими региональными валютами. Присутствие же в любой такой зоне оставляет лишь два варианта на выбор:
а) при вхождении в валютный союз страна сохраняет и свою национальную валюту, а резервная работает, как сейчас доллар. Ну тогда мы просто меняем эмиссионную метрополию: побыли монетарной колонией США, станем - России или Китая. Кстати, Китая - намного надежнее, да вот незадача: за монетарным колониализмом неизбежно идут и все другие формы, а туда - не хотелось бы...
б) страна принимает межгосударственную валюту и в качестве собственной. Не важно, что только для безналичных расчетов, из этого автоматом следует и единство наличных денег. А в таком случае надо соглашаться и на общие представительные и исполнительные органы, делегировав им хотя бы ту часть суверенной компетенции, которая необходима для проведения общей кредитно-финансовой политики.
В предвидении же такой перспективы апеллировать стоит, понятно, никак не к Пекину - только к Москве!
Материалы номера