Встречный вопрос: «А оно нам надо?»
Евгений ПОЛУЯНОВ
Народ и власть - плохо, когда этот вопрос между ними существует только в риторической форме
Его с большой долей уверенности могли бы задать друг другу две многочисленные армии, зачастую стоящие по разную сторону баррикад. С одной стороны - это жители города, с другой - разного рода городские чиновники и депутаты. Но смысл, заложенный в этом вопросе, у каждого из них совершенно разный.
Е. Полуянов: "Осваивают деньги чиновники быстро, любой ценой, невзирая на мнение людей"
Вообще «не надо»
Если вспомнить, какими инфраструктурными сооружениями «порадовали» в последние годы городские власти, то на ум приходит в первую очередь бесполезный «памятник» за 10 млн тенге в виде пешеходного перехода через улицу Гашека, который имеет даже неделю не проработавший лифт для людей с ограниченными возможностями.
Зато с какой гордостью его демонстрировал аким области под объективы местных СМИ!
Бесполезный надземный переход молодежь использует только для селфи
Второй подобный объект, уже более чем за 150 млн, сейчас строится на бывшей улице Гагарина (пр. Назарбаева) в новом микрорайоне Юбилейный. Но, судя по мнению горожан, его необходимость также сомнительна, и будут ли им пользоваться пешеходы, тоже вопрос. Поскольку улица хоть и стала в названии проспектом, но ширины не добавила и может преодолеваться по привычному пешеходному переходу без карабканья по обледеневшим зимой ступеням.
Не спрашивали мнения жителей Костаная и при сооружении пустующих в лучшем случае одиннадцать месяцев в году огромных асфальтированных парковок на противоположном от набережной берегу Тобола. Деньги освоены, практического применения - ноль.
Чтобы потратить со скандалом 80 млн на улучшение к юбилею города внешнего вида арки в Центральном сквере, власти также мнением горожан не интересовались. Решили по-свойски. Надо отдать должное подрядчикам: получилось довольно симпатично, но и прежняя арка не была еще в аварийном или непотребном состоянии.
Арка еще не была настолько плоха, чтобы тратить миллионы
А многострадальные стеклянные автобусные «недоостановки» по миллиону за каждую? Их не крыл матом только ленивый пешеход, оказавшийся под их «укрытием» в летний зной, ливень или промозглый ветер в ожидании автобуса. Но выбор конструкции, материалов и утверждение опять же предоставили тем, кто на этих остановках не стоит.
Новые остановочные павильоны - ни уму ни сердцу
Вопрос на будущее
Очередные планы по освоению уже миллиардных сумм озвучил аким Костаная.
- На следующий год мы взяли курс на обустройство Притобольского парка, - сказал Кайрат АХМЕТОВ на встрече с жителями микрорайона Аэропорт.
Представьте, огромные деньги из бюджета будут вбуханы в заведомо непрактичный проект. Во-первых, для многих нынешних костанайцев вообще не понятно, где этот парк находится, во-вторых, узкая улочка, ведущая к этой пока еще зеленой зоне и абсолютное отсутствие автобусного сообщения, вряд ли сделает парк привлекательным как для прогуливающихся горожан, так и для бизнеса. А в-третьих, как показывает жизнь, любое подобное вмешательство приводит к исчезновению большей части зеленых насаждений, которых в центре города уже практически не осталось.
Уничтожая все деревья в центре города, власть предлагает вкладывать миллиарды в парк на окраине
Складывается впечатление, что освоить бюджетные средства чиновники готовы на что угодно, быстро, любой ценой и обязательно, пока находясь в каком-то руководящем кресле, при этом невзирая на первоочередную необходимость данных идей и мнение жителей города.
Что характерно, мнение народа - жителей любого населенного пункта - для любого акима и всех чиновников должно быть определяющим. Об этом же в самом начале своего президентства сказал Касым-Жомарт Токаев, обращаясь ко всем областным руководителям:
- Главное - это диалог с народом. Власть должна слушать и слышать народ. Чиновники не должны отсиживаться в кабинетах. Надо работать с людьми.
Президент Токаев также поставил конкретные задачи:
- Прежде всего, в каждом центральном и местном исполнительном органе должны функционировать действующие площадки для прямой и обратной связи с населением. Особое внимание нужно уделить работе с социальными сетями. Каждый госслужащий должен быть активным в социальных сетях по курируемому вопросу. В век Интернета это обязанность.
К людям поближе
Что же мы видим спустя полгода после этих слов? Страницы в Instagram и Facebook, которые, скорее всего, ведут сотрудники пресс-служб, а никак не сами чиновники. Вышедшую в WhatsApp службу акимата 109, аккумулирующую зачастую срочные аварийные ситуации в городе, ежегодные отчетные встречи акимов с народом, больше похожие на поставленные спектакли. Правда, с неожиданными экспромтами от неравнодушных жителей области.
Таким ярким экспромтом, например, стал многолетний вопрос о возвращении природного времени нашему региону. И вопрос-то касается всех его жителей, мнение которых надо спрашивать открыто, а не кулуарно и скоропалительно, как это случилось при якобы опросе, на данные которого постоянно ссылаются чиновники. Данные эти выглядят так неправдоподобно, что даже аким области сам засомневался в их реальности и попросил перепроверить.
Такими же актуальными для горожан, требующими изучения их мнения, могли бы стать вопросы: озеленение уже существующих районов, где люди проживают ежедневно; обещанная несколько лет назад велосипедная дорожка; оптимизация автобусных маршрутов и другие, затрагивающие повсеместное существование городского жителя.
Поэтому самое время костанайцам, глядя на предыдущие колоссальные траты денег из бюджета города на бесполезные для них вещи, спросить у чиновников: «А оно нам надо?» Тем более что всепроникающая и поголовная цифровизация настолько облегчает жизнь и работу во всех сферах, что спросить мнение жителей по насущным вопросам благоустройства их среды проживания можно легко с помощью СМИ, социальных сетей, официального сайта акимата, в котором существует даже специальный отдел. Достаточно лишь болеть душой за город, за его бюджет и его жителей. Но, чувствую, ответ чиновников будет предсказуем: «А оно нам надо?»
Фото автора
Материалы номера