«Ждем Путина и английскую королеву»

Ольга ЛИХОГРАЙ

Аэропорт Костаная готов принимать воздушные судна всех марок массой до 200 тонн

24 октября из обновленного аэропорта Костаная отбудет Boeing-757, который совершит первый в этом году чартерный рейс. Борт казахстанской авиакомпании SCAT более чем с 200 пассажирами направится в Шарм-эль-Шейх. С 3 декабря запланированы регулярные рейсы в Москву российского «Аэрофлота». В перспективе, как утверждают в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костанайской области, аэропорт существенно расширит свои возможности.

Реконструкция здания костанайского аэропорта, о которой заявляли еще в 2016 году, - пока под большим вопросом

 Длиннее, шире, прочнее

Увеличение количества рейсов и расширение направлений для полетов стало возможным благодаря масштабной реконструкции костанайской взлетно-посадочной полосы, которая длилась больше года.

- По состоянию на 15 октября полностью завершены работы на искусственной взлетно-посадочной полосе, рулежной дорожке, перроне, построены центрально-распределительный пункт и аварийно-спасательная станция, - сообщил в ответе на официальный запрос «НГ» руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костанайской области Бакытбек ЕСЕНГУЛОВ. - Что касается освещения, то работы по его монтажу по всему периметру аэропорта еще ведутся.

 

Корреспонденты «НГ» побывали в местном аэропорту 18 октября. Свежезаасфальтированная полоса стала длиннее на 300 метров и доросла до 2,8 км. Ее ширина увеличилась на 15 метров и существенно повысился коэффициент прочности.

Василий Дженджара: «Благодаря новой системе освещения самолеты на нашу ВПП смогут садиться практически при любых погодных условиях»

- Ширина полосы увеличилась с 45 до 60 метров, - уточнил «НГ» на месте начальник аэродромной службы АО «Международный аэропорт Костанай» Василий ДЖЕНДЖАРА. - Полоса и до реконструкции была 45 м, но сейчас рядом с ней заасфальтировали обочины - по 7,5 метров с каждой стороны. Плюс появилось два асфальтированных «кармана» для разворота самолетов. Коэффициент прочности полосы увеличили почти в 2 раза - с 33 до 60. Это позволит принимать более тяжелые типы воздушных судов. Точнее - самолетов всех марок массой до 200 тонн.

- То есть теперь мы не попадем впросак, как в 2008 году, когда из-за короткой взлетно-посадочной полосы свой визит в Костанай пришлось перенести на тот момент президенту России Дмитрию Медведеву? - поинтересовались корреспонденты «НГ». Тогда область 9 месяцев готовилась к форуму приграничных регионов Казахстана и России, на проведение которого потратили свыше 1 млрд тенге. Перед самым визитом Медведева выяснилось, что наша взлетно-посадочная полоса длиной 2,5 км не способна принять президентский борт «Ил-96». Форум пришлось перенести в Актобе.

Взлетно-посадочную полосу удлинили на 300 метров

- Сейчас наш аэропорт сможет принимать любые президентские борты, хоть Путина, хоть английской королевы! - смеется Дженджара. - Так что ждем их в гости, пусть прилетают!

 Есть визуальный контакт!

Еще один немаловажный момент: самолетам будет проще садиться ночью, в дождь и туман. Все благодаря полной замене системы ОМИ (огней малой интенсивности) на ОВИ (огней высокой интенсивности).

Система ОВИ увеличивает видимость ВПП для пилотов от 300 до 800 метров

- Огни высокой интенсивности создают световой ковер, - пояснил Василий Дженджара. - Когда самолет заходит на посадку, ОВИ увеличивают для пилота видимость полосы от 300 до 800 м в зависимости от погодных условий, а в среднем на 500 метров. Это позволит пилоту садиться ночью, в сильный дождь и туман.

Кроме того, по словам начальника аэродромной службы, световой ковер пробивает облачность. Примерно за 1 000 метров до приземления пилот будет видеть огни высокой интенсивности, что «улучшит визуальный контакт с землей».

Во время нашего приезда шел монтаж еще одного вида освещения - огней PAPI (Precision Approach Path Indicator). Эта система указывает визуальную глиссаду для точного захода самолета на посадку.

Монтаж огней РАРI заканчивали 18 октября

- Глиссада - траектория полета самолета, согласно которой он снижается. В том числе непосредственно перед посадкой, - объясняет Василий Дженджара. - Благодаря системе PAPI пилот при заходе на посадку видит перед собой три луча. Если он идет ровно по глиссаде, горит зеленый луч, если ниже глиссады - красный, если выше - луч становится желтым. Пилот ориентируется на зеленый луч, по нему выравнивает самолет, чтобы точно зайти на посадку.

После реконструкции на территории аэропорта появилась новая аварийно-спасательная станция

Улучшилось световое оформление и по периметру взлетно-посадочной полосы: подрядчики установили столбы освещения протяженностью 17 км. По всему периметру ограждения полосы разместили 300 камер видеонаблюдения - до реконструкции их не было вообще.

 Аэровокзал - под вопросом

В целом реконструкция ВПП подходит к концу, и с 24 октября полоса готова к взлетам и посадкам. Хотя по договору срок завершения работ датируется концом ноября.

- Согласно заключенному договору, полный комплекс работ на объекте завершится 30 ноября, - отметил руководитель управления Есенгулов. - Общая стоимость строительно-монтажных работ составила порядка 9 млрд тенге. Средства были выделены из местного и республиканского бюджетов.

Впервые о дорогостоящей реконструкции костанайского аэропорта было заявлено в ноябре 2016 года, когда в регион с рабочим визитом прибыл заместитель премьер-министра РК Аскар МАМИН. Тогда же говорилось, что при условии выделения средств из республиканского бюджета наш аэропорт уже в 2017 году сможет принимать все типы воздушных судов без ограничений, включая Boeing - 737-800, 757, 767 - и Airbus - 320, 321. И сообщалось, что по проекту реконструкции предусматривалось увеличение площади здания аэропорта с 5 000 кв. м до 10 000 кв. м и пропускной способности с 200 до 400 пассажиров в час. Количество принимаемых рейсов предполагалось увеличить в два раза. На реконструкцию взлетно-посадочной полосы и обновление здания аэровокзала требовалось 15 млрд тенге. Аскар Мамин назвал это «слишком большими инвестициями».

Планы по реконструкции ВПП и здания аэровокзала в 2017 году / Фото из архива «НГ»

Почти этой же фразой отреагировал на сумму, запрашиваемую для реконструкции костанайского аэропорта, премьер-министр РК Бакытжан САГИНТАЕВ, который посетил наш регион в мае 2017 года. О реконструкции аэропорта Сагинтаеву доложили сразу после его приземления, когда он зашел в здание аэровокзала, где установили стенд с подробным описанием работ и указанием суммы реконструкции. «Слишком дорого просите, - отреагировал на эти расчеты Сагинтаев. - Реконструкцию можно сделать в 2-3 раза дешевле».

В итоге большие средства все-таки нашли. Правда, пока только на обновление полосы.  Планы по переделке здания аэровокзала нам назвали «призрачными», пояснив, что они, скорее всего, «вообще отменятся».

 От Шымкента до Санкт-Петербурга

Нет пока точной информации и о том, какие авиакомпании и по каким направлениям будут осуществлять перелеты. 

- После завершения всех работ и ввода объекта в эксплуатацию планируется восстановить все ранее выполняемые авиарейсы, - отметили в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог области. - А также будут прорабатываться возможности по расширению направления полетов из аэропорта по таким направлениям, как Костанай - Шымкент, Костанай - Атырау, Костанай - Екатеринбург, Костанай - Санкт-Петербург. Первый рейс по маршруту Нур-Султан - Костанай - Нур-Султан авиаперевозчик FlyArystan планирует выполнить в декабре 2019 года.

Компания FlyArystan заявляла о готовности полетов по маршруту Костанай - Нур-Султан и обратно с 3 октября этого года. И даже начала продажу билетов, минимальная стоимость которых в одном направлении составляла 5 999 тенге. Однако в начале сентября рейсы в столицу отменили.

- Временно продажа приостановлена, - поясняла «НГ» 11 сентября пресс-секретарь авиакомпании FlyArystan Ляззат НАБИЕВА. - Ждем подтверждения аэропорта, что он готов принять наши самолеты. Надеемся, что ситуация прояснится уже на следующей неделе. Пассажиров, которые уже успели приобрести билеты, просим подождать несколько дней.

Позже деньги пассажирам вернули. Как пояснили «НГ» в аэропорту Костаная, сейчас ведутся переговоры с авиакомпаниями SCAT, «Эйр Астана» и «Аэрофлот» о регулярных перелетах. Однако пока конкретных предложений от компаний не поступало. Зимнее расписание рейсов появится в конце октября, позже должны утвердить расписание всех авиаперелетов до конца года.

 Фото Ксении РЕБИК