Когда все время «сбой связи»
Галина ПЕТРЕНКО
Что будет, если покупатель пожалуется на работу вашего POS-терминала
«Хочу обратить внимание на работу POS-терминалов. Сколько ни заезжаю в продовольственные магазины - отказываются принимать карты оплаты, ссылаются то на сбой Сети, то на отказ в операции. При этом знаю точно, что стоящие у меня в отделах терминалы нормально действуют». Это сообщение на сайте ng.kz в рубрике «Народные новости» вызвало бурное обсуждение.
Если терминал в магазине есть, он должен работать
Доминировала в нем позиция людей, полагаю, что в том числе предпринимателей, которые прохладно относятся к жесткому внедрению безналичных платежей в розничной торговле. Минусов называли несколько. Первый - это условия банков, которые снимают высокий (до 5%) процент с операций и таким образом даже мешают снижать цены на товары. Предприниматель приводил пример, что закупает сахар по 172 тенге, продает по 180 тенге, если отдавать названные 5% банку в случае оплаты покупки в его магазине картой, то в убыток уйдешь.
Второй минус - малая востребованность услуг, которая делает использование POS-терминалов убыточным. Владельцам магазинов, наверно, виднее, но нельзя не заметить, что количество покупателей, желающих расплатиться по карточкам, все-таки растет. И эту сторону банки успешно заинтересовывают скидками, которые зачисляются на карты, продвижением карт с кэшбэками, то есть возможностью возврата части средств за покупку. Так что резкого поворота к оплате только наличными не предвидится.
И кстати, автор послания на сайт перечислял названия магазинов, где у него не принимали безналичные платежи при наличии терминалов. В их числе - «Лента». По собственному опыту: вот уж эту торговую точку на выезде из Костаная магазином, где бывает мало покупателей, точно не назовешь.
Другое дело, что ссылка на сбой Сети работает безотказно.
Автор обращения также ставил вопрос, кто отвечает за работу POS-терминалов. Мы дополнили - как именно отвечает - и адресовали его в службу государственных доходов.
- На наш взгляд, все проволочки связаны только с одним - с желанием предпринимателей работать непрозрачно, скрывая доходы, - сказал «НГ» руководитель отдела № 2 управления камерального контроля ДГД по Костанайской области Чингиз ЕСМУХАНОВ, - обязанность предоставить покупателю право платить картой предусмотрена законом. Есть перечень тех видов предпринимательской деятельности, для осуществления которых необходимо иметь POS-терминалы на сегодняшний день. Если покупателю отказано в праве расплатиться с помощью карточки, он может пожаловаться в территориальное подразделение службы государственных доходов. Наши сотрудники проверят факт. Если он подтвердится, то для владельца магазина после первого предупреждения предусмотрена административная ответственность.
Налоговики отсылают к статье 194 Кодекса об административных правонарушениях. Ею предусматривается ответственность за отказ в принятии платежей с использованием платежных карточек. Кроме первого предупреждения, штраф в размере от 40 до 100 МРП в зависимости от того, относится ли субъект к малому, среднему или крупному бизнесу.
Служба государственных доходов также напоминает об ответственности за отсутствие POS-терминалов у тех ИП и юридических лиц, которые обязаны по закону установить такое оборудование. В соответствии со статьей 195 КоАП после предупреждения также последуют денежные санкции: для малого бизнеса - 40 МРП, для среднего - 60, для крупного - 80 МРП.
«НГ» уточнила, жалуются ли костанайцы на отказы принять безналичный платеж. Нам ответили, что жалобы были и наказания - тоже.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера