МПС - буквы, которые предстоит забыть
Евгений ШИБАРШИН
Местную полицейскую службу (МПС) упразднят или сменят название?
В мажилисе прорабатывается проект об очередных изменениях в законодательных актах, регулирующих деятельность органов внутренних дел. Среди различных новшеств, предложенных разработчиками из МВД, эксперты обратили внимание на исчезновение понятия «местная полицейская служба» (МПС). Означает ли это, что структура, созданная всего два года назад, доживает последние дни? Если это так, тогда какие серьезные причины повлекли за собой очередную перестройку системы охраны правопорядка в Казахстане?
Полиция Костанайской области уровень преступности снизила, но доверия у народа еще не получила
«Занимаются пиаром»
В некоторых СМИ ответ на этот вопрос уже прозвучал. Статьи, появившиеся на эту тему, были под красноречивыми заголовками типа «местная полиция упраздняется». Автор одного из таких материалов цитирует алматинского блогера Марата ШИБУТОВА, который еще в мае предрекал крах затее с местной полицией. К такому прогнозу его подтолкнула неутешительная статистика результатов работы МПС южной столицы: в 2015 году из 73 500 зарегистрированных преступлений не были раскрыты 52 000, в 2016-м из 69 000 не раскрыты 54 000. В ноябре 2017 года, после того как МВД передало в Парламент вышеназванный законопроект, он уже заявил:
- МПС нужно было обеспечивать технически, выделять ей здания, она не должна была находиться под крылом ДВД. Двойное подчинение МПС акимату и ДВД не пошло на пользу (time.kz).
Аналогичную оценку давали и некоторые официальные лица. Например, еще в апреле 2017 года тогдашний прокурор Южно-Казахстанской области Ибрагим ИМАНОВ (в августе он переведен в Жамбылскую область) при обсуждении проблем борьбы с преступностью в регионе оценил работу местной полицейской службы как неэффективную.
- Я предлагаю вообще отказаться от этой местной полицейской службы, - предложил руководитель регионального надзорного органа. - Чтобы контролировать ее, нужны дополнительные подразделения. Мы провели проверку: 70% экипажей отклоняются от маршрута. Вот вам человеческий фактор. Вот вам люди. И те люди, которые потом зигзагами ездят по городу, создают видимость благополучия, и это возглавляет не кто-нибудь, а сам начальник местной полиции. Занимается пиаром, вместо того чтобы работать (informburo.kz).
«НГ» к этой теме обращалась за месяц до того, как местная полицейская служба вообще появилась («Работать прозрачно и ближе к народу», 03.12.2015). Представители ДВД Костанайской области на вопрос о необходимости этой реформы тогда отвечали уклончиво: дескать, поработаем - посмотрим. Но при этом успокаивали: радикальных изменений, ведущих к негативным последствиям, не будет. Сложившаяся система охраны правопорядка остается прежней.
Известный эксперт в области права, доктор юридических наук Сергей ЖАЛЫБИН обнадежил корреспондента «НГ» тем, что вводимый порядок обсуждения кандидатуры руководителя МПС в маслихате, назначение его акимом и его периодические публичные отчеты сделают работу полиции прозрачной. Раньше ее, мол, не хватало, поэтому введение общественного контроля должно повысить эффективность работы полиции. Нам тогда ничего не оставалось, как только присоединиться к успокоительному тону полицейских командиров и сделать вывод, что создание МПС - «лишь некоторое упорядочивание уже существующей системы».
Прошло два года, и теперь раздаются такие резкие оценки, которые вроде бы подтверждают ошибочность затеи с созданием местной полиции, а значит, оправдывают очередную инициативу МВД. Но теперь уже - по упразднению этой структуры.
Оснований для ликвидации нет
Однако странное дело, регулярно бывая на отчетах начальника местной полицейской службы ДВД Костанайской области Негмета ИСМАГУЛОВА перед депутатами областного маслихата, я постоянно слышал, что эффективность борьбы с преступностью в регионе имеет позитивную динамику. Понятно, что этот результат обеспечивали все сотрудники правоохранительных органов, но есть такие показатели, где МПС играет определяющую роль. Речь идет об уровне преступности в общественных местах, о состоянии правопорядка на дорогах и профилактической работы. Судя по озвучиваемой статистике, по всем этим направлениям наблюдается активизация работы местной полиции. В целом она дает заметный положительный эффект, который отражается в статистике.
Отчеты начальника МПС на сессии маслихата носят формальный характер
По сведениям, представленным «НГ» департаментом внутренних дел Костанайской области, в 2015 году общее количество зарегистрированных в регионе уголовных правонарушений составляло 22 661; в 2016-м, после создания МПС, этот показатель уменьшился до 20 106. За 11 месяцев 2017 года он составляет 16 209. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года уровень уголовной преступности снизился на 17%.
Если говорить о раскрываемости, то по различным видам правонарушений картина достаточно пестрая. Например, по тяжким и особо тяжким уголовным правонарушениям этот показатель с 74,9% в 2015 году поднялся до 78% за 11 месяцев 2017 года. А по кражам, количество которых составляет более половины зарегистрированных уголовных правонарушений, раскрываемость в 2015 году оказалась на уровне 39%. К концу 2017 года этот показатель удалось повысить только до 47,4%. Тем не менее и здесь наблюдается положительная динамика. Хотя, в отличие от тяжких преступлений, раскрываемость по кражам в Костанайской области в текущем году оказалась хуже среднего значения по республике. В предыдущие два года такого не было.
Рис А. МАЦАРИНА
Кстати, в Алматы показатель раскрываемости хуже, чем в Костанайской области, в два раза, поэтому у жителя южной столицы, блогера Марата Шибутова, достаточно оснований критиковать местную полицию. Другое дело, что это все-таки мегаполис и преступлений там зарегистрировано в 3 раза больше, чем во всей Костанайской области.
И еще один важный момент - динамика зарегистрированных уголовных правонарушений и их раскрываемости за последние три года там тоже позитивная. Как и в целом по республике.
Так что с этой стороны оснований упразднять местную полицейскую службу вроде не просматривается. Нам бы всем хотелось иметь более впечатляющие успехи, но причины преступности настолько сложные, что бороться с ней только пертурбациями в полицейском ведомстве - дело безнадежное. Во всяком случае, так считает генерал-майор милиции Николай ДЕЙХИН. Он сейчас на заслуженном отдыхе, но до этого более 30 лет работал в правоохранительных органах - с 2001-го по 2004 год возглавлял УВД Костанайской области.
- В советское время при МВД СССР была лаборатория, которая исследовала факторы, влияющие на эффективность борьбы с преступностью, - вспоминает ветеран. - Тогда пришли к выводу: если все факторы ранжировать по значимости, то усилия милиции стоят на одном из нижних мест. Верхнюю строчку занимает политика властей, проводимая против преступности, экономические отношения и другие моменты. Поэтому, когда люди не знают, что делать с преступностью, они начинают реформировать МВД. Эффект в таких случаях будет нулевой. У нас сейчас радикально изменились экономические отношения, создана другая политическая система - все это отражается на характере преступлений, на их причинах. Вот что нужно учитывать. Но в любом случае самой главной профилактической мерой остается выявление преступных действий и неотвратимость наказания. На что и должны быть направлены действия всех правоохранительных органов.
Больше денег - меньше преступности
Если взять во внимание слова Дейхина о прямой ответственности властей за правопорядок на вверенной им территории, то предоставление акиму права назначать начальника МПС должно способствовать улучшению работы полиции. Но ввести правовую норму несложно, а будет ли от этого эффект? Судя по вышеприведенным отзывам по Алматы и Шымкенту, там его не видно. А в Костанае? Чем аким может помочь полиции? Публичным разносом начальника за все преступления, получившие общественный резонанс? Или организацией контроля маршрутов следования патрульных машин МПС, о чем говорил бывший прокурор ЮКО?
Начальник штаба ДВД Костанайской области Мейрам КАЖКЕНОВ, комментируя причины снижения уровня преступности в регионе и общего роста раскрываемости за последние три года, в числе главных назвал повышение технической оснащенности сотрудников полиции.
- Самую главную причину выявить невозможно, - утверждает Кажкенов. - Все факторы взаимозависимы, одни тянут за собой другие. Например, с введением нового Уголовного кодекса упростилась процедура оформления уголовных дел и передачи их в суд. У полицейских появилась возможность в этих целях больше использовать данные, полученные новыми техническими средствами. Сотрудники стали меньше тратить время на процедуры, а значит, могут взять на себя больше дел.
Главным финансовым источником технического оснащения является местный бюджет, поэтому решение о выделении средств на эти цели во многом зависит от воли акима области. Отчитываясь на сессии облмаслихата по итогам работы МПС в 2016 году, начальник местной полиции Негмет Исмагулов воспользовался возможностью напрямую озвучить свои проблемы перед акимом и депутатами, принимающими решения по бюджетным расходам. Эффект дал о себе знать. В отчете за 2017 год начальник МПС сообщил: для сотрудников дорожно-патрульной полиции приобретено 523 портативных видеорегистратора и 2 аппаратно-программных комплекса на общую сумму 330 млн тенге, вручены ключи от 35 кроссоверов со всем необходимым оборудованием, для охраны общественного порядка на территории садоводческих товариществ кавалерийскому взводу приобрели 25 лошадей (на сумму более 7 млн тенге), в местах массового пребывания граждан установлено 8 камер видеонаблюдения (до конца года поставят еще 33 стоимостью 167 млн тенге), оказана помощь и в решении социальных проблем - 6 полицейских получили сертификаты на жилье. Это лишь часть полного перечня финансовой поддержки, полученной от местной власти.
Рис А. МАЦАРИНА
По оценке Исмагулова, именно улучшение технической оснащенности полиции позволило снизить преступность в регионе на 17%. Особенно это сказалось на правопорядке в общественных местах и снижении таких видов преступлений, как грабежи (на 14,8%), разбои (на 40%), хулиганство (на 22,9%), угоны автотранспорта (на 6,5%).
Как завоевать доверие народа?
Повысилась ли ответственность самих полицейских за свою работу в связи с введением их регулярной отчетности перед населением? К сожалению, такой фактор, как ответственность, математическому измерению не поддается. Но по информации начальника МПС, в 2017 году зафиксировано только 3 факта коррупционных преступлений против 7 в 2016-м.
- Всего за совершение различных дисциплинарных проступков, нарушений служебно-воинской дисциплины к дисциплинарной ответственности привлечено 208 сотрудников МПС, из них 117 из числа начальствующего состава и 91 рядовых, - сообщил Негмет Исмагулов. - По различным основаниям уволено 52 сотрудника, из них 17 - за грубое нарушение служебной дисциплины.
Сказать, что на отчетах перед населением полицейские сгорают от стыда по причине указания им на допущенные прегрешения, будет большой натяжкой. Во всяком случае, не припомню, чтобы кто-то из депутатов попенял им за недостатки. Хотя на отчетах перед областным общественным советом такое было. Говорили о плохой работе участковых инспекторов сельских округов, что выливалось в распространение скотокрадства, приводили примеры позднего приезда полицейских на вызовы после обнаружения квартирных краж, спрашивали, что делается с попрошайками. Решение большинства поднятых проблем опять упиралось в недостаточное техническое обеспечение полиции, недостаток кадров и т. п.
Насколько отчеты работали на главную идею создания местной полицейской службы - формирование доверия населения к людям в погонах - сказать сложно. Этот показатель никакими цифрами не измеряется.
- Кому-то из граждан после их обращения в полицию помогли, кому-то - не смогли, а кому-то - не захотели. Как из их общей оценки определить степень доверия полиции? - говорит Николай Дейхин. - Главный критерий все-таки в том - раскрыто преступление или нет, наказан преступник или он ушел от ответственности. Неотвратимость и справедливость наказания - вот главный источник доверия общества к полиции.
Н. Дейхин: «Доверие к полиции в неотвратимости наказания преступников»
Поэтому вариант, что именно отсутствие «народного доверия» стало причиной «упразднения» местной полиции, тоже не подтверждается. Тогда в чем дело?
Ответ следует искать в проекте закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования деятельности органов внутренних дел». На мой взгляд, там лишь отменяется название структуры, которую с 2016 года причисляют к «местной полицейской службе». Она, как и прежде, будет выполнять свои функции. С одной лишь разницей. Теперь уровень назначения руководителя акимом и его подотчетность местной власти повышаются. Законопроект предполагает преобразование департамента внутренних дел в департамент полиции, начальник которого по представлению министра МВД будет назначаться акимом.
Существующая сегодня МПС как входила структурно в состав департамента, так и остается в прежнем статусе. То есть люди как выполняли там свои функции, так и будут продолжать. Разве что у них «крышу» местной власти подняли уровнем выше. В этом смысле как раз и решается проблема, обозначенная в начале данной статьи Маратом Шибутовым - двойное подчинение местной полиции акимату и ДВД. С точки зрения вертикали управления, которая очень важна в такой полувоенной организации, как полиция, эта прореха будет устранена.
Николай Дейхин эту структурную поправку назвал «косметическим ремонтом» и предложил своим бывшим коллегам больше уделять внимания улучшению работы по обеспечению принципа неотвратимости наказания.
Нарушителей ПДД в регионе сегодня штрафуют больше, но аварийность не снижается
Судя по статистике, сегодня эта проблема особенно дает о себе знать на дорогах области. Количество ДТП не уменьшается, за 11 месяцев 2017 года число погибших на дорогах выросло на 8,3%. Хотя за это время к ответственности привлечено 2 045 пьяных водителей, 1 945 человек лишено водительских прав, наложено штрафов на сумму 482 млн тенге. В этом же периоде отмечен рост бытовой преступности на 30,8%. Даже если запланированные МВД новации по изменению структуры подчиненности полицейских начальников Парламент узаконит, уменьшить правонарушения в этих сферах навряд ли получится. Тут нужно что-то другое.
Материалы номера