Бордюр особого назначения

Ольга ЛИХОГРАЙ

Обрамление двух улиц Костаная гранитом обойдется налогоплательщикам более чем 146 млн тенге

Гранитные бордюры, которые начали устанавливать недавно на выезде из города, уже вызвали неоднозначную реакцию горожан. Пользователи сайта ng.kz наперебой высказывались о дороговизне и нерентабельности каменного удовольствия, не совсем уместного во время кризиса.

О том, что вместо бетонного бордюра в областном центре гранитный «будет заложён», глава региона Архимед МУХАМБЕТОВ впервые публично высказался 13 августа в ходе рабочей поездки по городским улицам. И отметил, что гранит «может прослужить до 100 лет. Такой камень есть рядом с областным акиматом, его закладывали еще при первом секретаре обкома партии Бородине. Он очень долговечный».

Когда в сентябре бордюры появились на трассе, ведущей в Рудный, а затем и в Актобе, и на дороге в аэропорт, стало понятно: это гранит особого назначения. Он должен облагородить те въезды-выезды, по которым чаще всего в областной центр прибывают высокие гости. По данным «НГ», очередные понты обошлись налогоплательщикам дороже денег.

Железобетонная реакция

В этом году на капитальный ремонт двух названных участков городских дорог с гранитным бордюром бюджет Костаная выделил 1 млрд 848 млн тенге. Из них 1 млрд 229 млн тенге - на участок пр. Абая (от путепровода до ул. Тарана) протяженностью 5,8 км и 619 млн тенге на участок ул. Уральской (от кольца Карбышева до аэропорта) протяженностью 3,5 км. Подозрения, что для переделки двух отрезков бюджетных денег многовато будет, появились, когда оказалось, что стоимость ее превышает стоимость реконструкций, запланированных на улицах Герцена, Красный Кузнец и Майлина. Три реконструкции, предполагающие расширение дорожного полотна и другие кардинальные изменения, обойдутся бюджету в 1 млрд 740 млн тенге, то есть на 108 млн тенге дешевле двух «капиталок».

Попытки «НГ» выяснить, насколько тяжелым оказался гранитный камушек для кошельков костанайцев, разбивались, как о бетонную стену. Заместитель акима Костаная Ерлан ТЕМЕНОВ назвал лишь общую стоимость капитальных ремонтов, сделав упор на долговечность и эстетичность природного камня. И. о. руководителя отдела ЖКХ акимата Костаная Олжас НУРГАЛИЕВ от вопросов «НГ» о том, насколько гранитные бордюры дороже бетонных, кто их изготавливает, откуда везут и какова целесообразность их установки, прятался ровно две недели.

В итоге ни на один из пяти вопросов Нургалиев не ответил и лишь указал, «что по сравнению с бетонным бордюром гранитные долговечные, их срок службы может превысить в несколько раз по сравнению с бетонными». (Цитируем дословно ответ на официальный запрос «НГ»). Аналогичный запрос лег на стол акима Костаная Базыла Жакупова и тоже пока остался без ответа.

Такой же железобетонной оказалась реакция подрядчика, занимающегося укладкой нового бордюра. От комментариев по телефону и. о. генерального директора ТОО «АБЗ+» Валерий МАРЬЕНКО категорически отказался, поэтому ловить его пришлось на месте действа.

- Эти бетонные бордюры стояли с советских времен, вроде еще нормальные, - неохотно признал Марьенко на месте работ по ул. Уральской. - Зачем ставим гранитные? Не знаю. Нам сказали - мы ставим. Откуда везем? Вроде бы из Жамбылской области, название фирмы не помню. Куда денем бетонные? Не знаю.

Полная «несознанка» чиновников и подрядчиков, отрабатывающих бюджетные деньги, просто умиляла. Зато в коридорах акимата мягко намекнули, что у нас в стране жесткая вертикаль власти, поэтому «все идеи идут сверху» и… не обсуждаются.

Дороже в 6 раз

Нас в этой ситуации особо интересовала цена гранитного вопроса, узнать которую удалось только у проектировщиков.

Начальник сметного отдела проектного ТОО «Промстройпроект» Светлана ИВАНОВА пояснила, что существует общая для Казахстана сметная база, в которой указаны цены на все виды материалов. Стоимость гранита, заложенную в проекте на капитальные ремонты Абая и Уральской, брали из этой базы. И уточнила: это прямая цена без доставки и установки.

- Для установки на Абая и Уральской закладывали стоимость необработанного гранита (есть еще термообработанный) марки 1-ПГ, - сообщила Светлана Иванова. - Один погонный метр во время создания проекта стоил 7 897 тенге. Один погонный метр бетонного бордюра - 1 241 тенге. На данный момент стоимость гранитного выросла до 8 967 тенге.

Дальше - простая арифметика: умножаем стоимость одного погонного метра гранитного бордюра по проекту (7 897 тенге) на общую протяженность улиц (9,3 км). Получаем 73 442 100 тенге. Еще раз умножаем на два (бордюр устанавливают с двух сторон дороги). Итого 146 884 200 тенге «прямой цены», в которую не входят доставка и установка. Кстати, из трех видов необработанного гранита применяемая марка - самая дорогая.

Жамбылская область (если Марьенко прав и гранитный поребрик доставили оттуда) расположена от Костанайской за полторы тысячи километров. Так что на грузоперевозках тоже не экономили. Для сравнения: установка бетонного бордюра на отрезках этих же улиц стоила бы 23 млн 82 600 тенге.

Получается, гранитные понты, которые, кстати, высокие гости из-за тонированных стекол мчащихся на большой скорости машин и оценить-то не смогут, обошлись костанайцам в 6 раз дороже бетонных.

Директор ТОО «Промстройпроект» Александр КОГАЙ о дорогостоящей идее замены бордюров высказался осторожно:

- Чья идея установить гранит вместо бетона? Если скажу, что наша, это будет неправда. Проект капитального ремонта двух улиц с гранитным бордюром начали разрабатывать еще в прошлом году, в этом закончили. Камень дорогой, зато простоит несколько десятков лет, поэтому исходили из долговечности.

«Утка» о радиоактивности

Однако у нас даже долговечность гранита зависит исключительно от настроя чиновников. Пока в Костанае бюджет разоряют гранитной прочностью, в соседнем Петропавловске его испытывают бетонной хрупкостью.

В прошлом году сразу на трех участках главных улиц Петропавловска общей протяженностью 10 км подрядчики выкорчевали добротные советские бордюры из гранита и заменили их прессованными бетонными.


В Петропавловске замену гранитного бордюра на бетонный оправдывали «радиоактивностью»

- Снятие хороших гранитных бордюров возмутило многих жителей города, - рассказала «НГ» главный редактор сайта «Петропавловск kz» Екатерина НАЗАРЕНКО. - Зачем тратить деньги на новые бетонные, если средства можно направить на ремонт дорог, состояние которых у нас не ахти какое? Гранитные бордюры сняли с улиц Сутюшева (рядом с департаментом КНБ), Брусиловской (рядом с областным акиматом) и Ауэзова, которая выходит из городского парка. Гранитный бордюр стоял на них еще с советских времен и выглядел замечательно, но в акимате решили потратить лишние деньги на бетонные. Чтобы как-то оправдать трату средств, даже запустили в социальных сетях «утку» о том, что советские гранитные бордюры якобы радиоактивные!

«Утка» жила недолго, потому что часть «радиоактивного» гранита, установленного в советское время, по сей день обрамляет некоторые улицы Петропавловска и по соседству с теми, на которых его сняли. Не тронули и гранитные ступени Дворца молодежи, построенные в ту же советскую пору.

- Ощущение, что замена гранитных бордюров была необходима на улицах, которые попали под средний ремонт, чтобы побольше потратить денег, - отмечает Назаренко. - А остальной гранит даже не тронули и не собираются.

В Петропавловске отмывают, в Костанае ставят?

Демонтированные бордюры, как пояснили «НГ» в отделе ЖКХ Петропавловска, складируются в ТОО «Дорожник Ашык Аспан». Молчание чиновников о целесообразности подобных манипуляций даже родило в народе байку, что петропавловский гранит отмывают и отправляют на бордюры в Костанай. Байка выглядит правдоподобно, но, как нас заверили, неправдиво.

- Гранита немного, часть еще лежит, часть мы уже используем при заделке ям на улицах, - сообщил «НГ» специалист ТОО «Дорожник Ашык Аспан» Радик АРШАКЯН. - Никто его в Костанай не отправляет. Гранит пролежал на наших улицах лет 25. Он тяжелый, нужна специальная техника. В Петропавловске на улицах с гранитным бордюром было запланировано расширение проезжей части. Подрядчики сказали, что снимать и заново устанавливать этот бордюр - хлопотно и дорого. Хотя если в Костанае гранит правильно установят, то он прослужит долго. При очистке дорог его можно только поцарапать, ломаться он не должен, хотя нюансы есть всегда.

Нюансы бордюрных замен в двух разных городах северного региона оказались настолько противоречивыми, что лишний раз доказали: логика - не главный инструмент при решении подобных вопросов.

Подрядчики признают, что бетонный бордюр, обрамлявший пр. Абая и ул. Уральскую, был еще приличным

- Почему решили заменить гранитные бордюры на бетонные? В прошлом году обновляли центральные улицы перед форумом приграничных государств и решили, что лучше сделать бетонные, - объяснил «НГ» инспектор сектора автомобильных дорог отдела ЖКХ акимата Петропавловска Гали АБДРАШЕВ. - Устанавливать новый гранитный бордюр очень дорого. К тому же он сложен в эксплуатации, нужен специальный манипулятор для его установки, потому что бордюры тяжелые. Даже в советское время гранит считался дорогостоящим, и изделия из этого камня ставили только на центральных улицах.

Почему бордюрный шик по карману одному региону и способен разорить другой - необъяснимо, видимо, только для налогоплательщиков. Похоже, менять гранит на бетон или наоборот - значения не имеет. Главное - заложить побольше денег на манипуляции.

В некоторых местах гранитный камушек уже откалывается

До конца 2017 года гранитный бордюр появится на Абая и Уральской общей протяженностью 9,3 км