Креатив по-костанайски: как магазинчики и кафе в Костанае привлекают клиентов

Лика НОВИКОВА, Татьяна НАЗАРУК,
ng@ng.kz

Кризис - самое время попытаться расшевелить рухнувшие продажи чем-нибудь креативненьким. Как справляется с этой задачей мелкий костанайский бизнес?

Мы прошлись по самым торговым местам областного центра, чтобы разобраться в этом. И были разочарованы: недостатком рекламы Костанай не страдает, но качество ее у нас как у покупателей часто вызывает вопросы.

Местные завлекушки

Не то чтобы Костанай совсем уж погряз в болоте. Есть в областном центре робкие ростки креатива. Рассказываем о том, что мы обнаружили в своих походах.

На ул. Карбышева, неподалеку от Oil-центра, расположился симпатичный, метра 2,5 ростом, повар с черными усиками, машущий и зазывающий отобедать в бистро. Мужик резиновый, каждое утро персонал кафе его надувает и выставляют на тротуар поближе к дороге. Чтоб работал.

Одна из нас живет рядом. Так что говорю со знанием дела: с непривычки цепляет. Когда повар-зазывала появился, два дня семья с интересом наблюдала из окна за ним и за реакцией на него прохожих. Потом все привыкли и подостыли. Но вот мимо проходящие люди не просто поглядывают на интересного персонажа, но и фотографируются с ним.
Поваренок - не единственный зазывала в этом районе.

Около магазина «Особняк» в любую погоду красуется девушка с вертящейся, издали даже кажется будто в ее руках, рекламной табличкой. Когда проезжаешь в автобусе, может показаться, что девушка живая. В действительности это манекен, просто заботливый персонал то в платье ее приоденет, то курточку на плечи накинет в зависимости от погоды. На днях, к примеру, шею девушки украшал милый шелковый шарфик.

- Люди, конечно, такую рекламу замечают, - рассказали работники ТД «Особняк», не пожелавшие называть свои имена. - Эта идея придумана не нами, но мы ее с удовольствием используем. На одежду для нашей замечательной девушки даже выделен бюджет. Мы не надеваем на нее что попало, наряды покупаем только в фирменных магазинах.


Такую же фишку с манекеном мы заметили у магазина стальных дверей «Торекс» на пересечении улиц Гоголя - Абая. Разработка аналогичная: девушка-манекен с вертящейся по кругу табличкой в руках, на которой - название магазина и его основные товары. Мисс Стальные Двери довольно выразительна: яркий рыжий парик, красная мини-юбка и туфли в цвет. Прохожих она, конечно, впечатляет. Пока мы кружили около девушки, буквально каждый проходящий останавливал на красавице взгляд. Даже проезжающие мимо автомобилисты чуть ли не выворачивали головы в надежде разгадать тайну, человек это стоит или кукла.

- Я обычно не обращаю внимания на рекламу. Считаю, что у нас эта сфера не очень развита. Мне кажется, что люди устали от всего пестрого и яркого, хочется чего-нибудь лаконичного, но в тоже время, чтоб это было стильно и со вкусом, - считает студентка Ксения МАКЕЕВА, которую мы встретили у того же магазина «Торес». - Такого у нас я не встречала. Единственное - я недавно заметила рекламу этого магазина, где из двери торчит нога. Наверное, это самое креативное из того, что я видела.

Нога - тоже рекламный ход «Тореса». Забавная инсталляция в виде стальной двери, насквозь пробитой очаровательной женской ножкой. В первый момент выглядит реалистично, невольно тянешься заглянуть за дверь, чтобы увидеть обладательницу укороченных джинсов в обтяжку и ботильонов на каблуке.

Насколько эффективна такая реклама в непростом деле продаж, сказать трудно, но костанайцы радостно постят фотки с зазывалами и вывесками в соцсетях. Так что как имиджевая реклама это работает. 



Еще один необычный для города объект пасется на Чехова, 94 - напротив бани «Самал». Там в подвале расположился не очень заметный мясной магазинчик. Возможно, решив, что точку продаж надо ярко обозначить, владелец решил поставить на газоне у дороги макет буренки. Жизнерадостная бело-красная корова внимание на себя обращает, хотя слоган на ее пластмассовом боку звучит несколько цинично: «Мой мясной». Как тут не вспомнить анекдот про корову, которая ходила по городу и предлагала товар: «Молоко, сметана, творог... говядина, наконец!»

- Живу в районе этого магазина очень давно и даже не узнала бы, что тут появился мясной магазин, если бы не эта чудесная корова. Все привыкли, что там автозапчасти, - поделилась с «НГ» Назгуль БАЛТАБАЕВА. - Хотя уже привыкли и сейчас уже не обращаем на нее внимания, думаю, это отличный способ привлечь людей. И корова симпатичная.


Магазинчик на улице Маяковского, недалеко от Наримановского рынка, на зазывал не тратился, но не заметить его трудно. Креативный владелец назвал его просто - «Маяковский», снабдив вывеску, выполненную в стиле советского плаката портретом поэта. Внутри небольшого продуктового магазина, как две капли воды похожего на других своих костанайских собратьев, пролетарский поэт еще раз поминается всуе: на холодильнике большими красными буквами выведена фамилия и вновь нарисован портрет поэта.

Трудно представить, как отреагировал на подобное сам Маяковский, но грамотным покупателям легкая оторопь обеспечена.

Что вы имеете в виду?

Складская - кладезь креативных заголовков. «Первый хозяйственный» - маленький магазинчик на Складской, ничем не примечательный, кроме разве того, что «первый» - изображено в виде логотипа «Первого канала». Не очень, наверное, законный ход, но вполне стандартный - что-то маленькое и малоизвестное пиарится за счет большого и знаменитого.

Фотографию с надписью «Первый канал уже не тот» мы обнаружили в социальной сети. Увидели. Пока искали, успели увидеть «Носковию» и «Мармеландию», о товарах, которые там продаются, догадаться не трудно. Креатив простенький и не новый, но зато ничего и никого не эксплуатирует.

Вообще же на Складской такими мелочами, как креативная реклама, особо не заморачиваются. Но все-таки нашли «Ямайку», в которой буква «Я» стоит отдельно от остального слова.

- Это название нам предложили в рекламном агентстве, - смеется хозяйка отдела Наталья. - Мы особо заморачиваться не стали, ведь обычно название ни о чем не говорит. «Я майка», потому что мы торгуем майками и нижним бельем. Получилось забавно. Но, как правило, люди вовсе не замечают название магазинов. Например, наш отдел знают только из-за того, что мы давно здесь находимся. Хотя если название сменить, то люди станут интересоваться. Но вряд ли покупателей станет меньше.

Заставило поломать голову название магазина автозапчастей «Красный+механик», решили уже, что это какой-то особый автолюбительский сленг и юмор. На деле все оказалось очень просто. По словам менеджера Светланы КОВРЕШКИНОЙ, когда-то это были просто два разных магазина.

- Мы решили объединить две точки семейного бизнеса: магазин запчастей «Механик» и магазин автомобильных аксессуаров «Красный». Мы не стали делать одно общее название, чтобы не путать людей, - рассказала Светлана. - Наш магазин назвали «Красным» из-за цвета здания, в котором он находился. Это предельно понятно, поэтому покупателям название пришлось по душе. Когда мы переехали из знакового красного здания, нас сначала не могли найти, а теперь по вывеске легко узнают. Я считаю, что такое необычное название - это наша изюминка, не каждый может таким похвастаться.

Пока ходили - устали и проголодались. Но рынок накормит! Пирожки, гамбургеры, чебуреки - тут поможет вагончик фастфуда «Колобок». Правда, на вывеске вместо героя русской народной сказки почему-то красуется американский гамбургер.

Пиво, вино и сигареты, да еще и недорого. Хотите? Тогда вам в «7 небо». Не заметить объемные красные буквы не получится, так что мимо рая не проскочите. Неподалеку еще одно «Седьмое небо». Но тут уже и запутаться несложно. Три вывески у одного входа гласили, что здесь одновременно находятся закусочная «У Симы», интим-магазин и магазин обоев. Зайдя внутрь, мы свернули направо и попали в закусочную.


- Закусочная «У Симы» - тут, а «Седьмое небо» - там. Это интим магазин, - радушная женщина показала на закрытую дверь напротив.

Поход в «Седьмое небо» мы отложили, а вот в закусочной задержались. Женщина представилась Симой и предложила присесть, мы и раздумывать не стали, по названию понятно - хозяйка. Оказалось, нет. Женщина рассказала, что благодарный хозяин скупиться не стал и назвал заведение ее именем. 

- Я 16 лет работаю здесь, и хозяин назвал в честь меня закусочную. Уже вот 10 лет так называется, да и место стало родным. На пенсию вышла, а все равно работаю. Сначала был вагончик и назывался просто «закусочная», - поделилась с «НГ» Сима. - Многие оптовики ездят, давно знают меня. У нас уже третья книга отзывов, там пожелания и от рудничан, и лисаковчан, даже есть из Германии и Израиля. Мест свободных в закусочной обычно не бывает.

Книга отзывов и вправду вся в благодарностях за вкусную еду и теплое обслуживание.

В царстве «У Танюхи»

Космос, планета, звезды вокруг и эмблема «Уралкерамики» - так выглядит вывеска фирменного магазина сантехники. Уверенности, что умывальник уместит вселенную в ванной комнате, у нас не создалось, однако с лозунгом не поспоришь - «Вселенная в вашем доме».

Слова «вселенная» и «мир» вообще любимы костанайскими предпринимателями. Прогуливаясь по городу в поисках креатива, мы насчитали немало миров. За один день - восемнадцать штук. Тут вам и мир сантехники, и мир меха, и мир меда, и мир колясок. Нашелся даже мир постельного белья.

На той же Складской мы нашли целую династию именных магазинов - «У Танюхи», «У Петрухи», «Семен у Марины», «Диас», «Зухрат», «Люстры у Лейлы» и т. д. Удивило двойное название магазина вещей «Инкар & Айзада». Не то хозяева не хотели обижать одну из своих дочерей, не то произошло слияние двух крохотных бизнесов в один маленький.

Но выговорить, а тем более запомнить такое название - задача не из легких, длиннющий заголовок. Скорее всего, из-за несуразности названия для людей, подходящих к магазинчику с другой стороны, он называется короче - «Инкар».

Отдельного внимания заслуживают магазины для детей с мультяшно-ласкательными названиями - «Филиппок», «Одевашка», «Ухтышка», «Капитошка». Чего только стоит штендер с героями мультика «Фиксики». Магазин под названием «Нолик Симка» давит на самые слабые места детей и заманивает их к себе при помощи любимых персонажей.

На любителей поесть всех возрастов ориентированы безыскусные «Крендель», «Сластена», «Ням-Ням», «Плюшка», «Аппетитный». Поесть любят все, а это значит, что достаточно лишь дать покупателям о себе знать. Огромные вывески и яркие буквы привлекают больше, чем само название.

Подобных однотипных названий в Костанае очень много. На рынках и в центральных районах просто рябит в глазах от обилия цветных вывесок и баннеров. Неудивительно, что люди уже привыкли не обращать внимание на все это богатство. Пальцев на руке должно хватить, чтобы перечислить действительно запомнившиеся названия. Да и местный креатив - он, надо признаться, не без особенностей. О чем хорошо знают сотрудники рекламных агентств.

- Не так давно у нас заказывали рекламу натяжных потолков и решили покреативить, использовав расхожую фразу из известной песни, - поделились с «НГ» сотрудники рекламного агентства Repako. - Вышло так: «На лабутенах, ах, и в натяжных я потолках». Это, в принципе, отличается от основной массы рекламы, но не более. Некоторые хотят себе что-то интересное, но когда мы предлагаем им разные варианты, они обычно выбирают самое простое. Рынок у нас узкий и недорогой. У заказчиков для креатива не остается ни денег, ни времени, поэтому нам приходится делать только элементарные вещи. Да и для творчества нужны идеи и команда, в которой бы были разнопрофильные люди. Всех этих условий на данный момент в Костанае нет.

- Я не задумываюсь о рекламе, - рассказала нам жительница Костаная Кристина КОЛЕСНИКОВА. - Я хожу в те магазины, которые уже знаю и где есть то, что мне нужно. Вокруг много пестрых баннеров, вывесок, плакатов. Но такая реклама мне не нравится. Думаю, что в Костанае с этим большие проблемы.