Подать автобус на второй этаж
Галина ПЕТРЕНКО
При нынешних законах, чтобы быть конкурентными, перевозчики пассажиров должны делать именно это
Небольшое уточнение - имеются в виду официальные перевозчики, компании, которые доставляют граждан на автобусах. Уже который год, заявляют хозяева этих компаний, они испытывают серьезные трудности, связанные с недобросовестной конкуренцией. Автобусы в Челябинск, Екатеринбург, Тюмень уходят с вокзалов полупустыми, бизнес становится экономически бессмысленным.
На Совете по защите прав предпринимателей исполнительный директор ТОО «TTS-reisen» Алексей БОЙЧЕНКО, например, заявил, что у них на предприятии в связи с этим усилилась текучесть кадров:с октября прошлого года по сегодняшний день уволилось 40 водителей. А уход профессионалов - это всегда симптом развала отрасли.
Мы едем, едем, едем...
О недобросовестной конкуренции Бойченко, который также возглавляет Ассоциацию пассажирских перевозчиков Костанайской области, говорил и в связи с внутригородскими перевозками. Его компания обслуживает несколько маршрутов в Костанае. И на некоторых пассажиров легко перехватывают вольные таксисты. На остановке «Горотдел», например, ежедневно можно наблюдать одну и ту же картину: к остановке подкатывает автобус маршрута №102, а у него перед носом в салон легковушки грузятся четверо пассажиров. Цена доставки на авто практически автобусная, комфорта - больше. Народ за него и голосует. В Затобольске, на остановке «Пятый магазин», та же история. В итоге 102-й балансирует на грани рентабельности.
Кто форматирует поток пассажиров на перевозках в Россию, тоже понятно. Разнообразнейшие бусики с разнообразнейшими сервисными предложениями. Договориться можно обо всем - в любое время дня и ночи за вами заедут домой и довезут в том же Челябинске по адресу. Особенно удобно это туристам, чартерные рейсы иногда летят среди ночи, добираться общественным транспортом означает добираться на перекладных с багажом. А особо галантные водители бусов даже чемоданы до аэровокзала помогут донести. Излишне спрашивать, чей трансфер предпочитают граждане сегодня.
Тогда вопрос, а может, автобусы вообще не нужны? С ответом предлагаю не торопиться. И напоминаю, что наверняка у каждого, кто пользовался услугами перевозчиков по договоренности, случались осечки. В последний день отменилась поездка, бус сломался, водитель заболел.... Конечно, есть хозяева, которые держат по 5-6 единиц «коммерческого легкового автотранспорта» и способны как-то среагировать на проблему, но, согласитесь, что больше человек уповает на запасной выход - автобус, который надежно ездит по расписанию. Вот и представьте, что завтра разом исчезнет этот вид транспорта. Вы согласны зависеть только от бусиков и бордюрщиков?
«Легалы» и нелегалы
Тех и других объединяют сегодня названием «нелегалы». И если к городским «бомбилам» оно подходит 100-процентно, то с бусами, гоняющими в РФ, все не так просто. С этим «непросто» и пытались разобраться на заседании Совета по защите прав предпринимателей. Опуская частности, остановлюсь на главной мысли, озвученной от имени членов Ассоциации пассажирских перевозчиков. Она, кстати, прозвучала после вопроса одного из членов совета: мол, а вы, автобусники, чем готовы конкурировать с сервисом соперников, только запретами...
- Нет, пусть конкурируют с нами, но честно, - сказал Бойченко, - пусть несут такое же налоговое бремя, отвечают тем же требованиям безопасности - выполняют требования по предрейсовым техосмотрам и медосмотрам, устанавливают тахографы, имеют по два водителя на рейс, оборудуют салоны откидными сиденьями, если везут людей на расстояние более150 километров. Мы обязаны принимать на борт пассажиров только с автовокзалов и автостанций, а никак не собирать со дворов, забирать от подъездов. Этого требуют от нас Правила перевозки пассажиров и багажа... То есть нам нужны равные условия при оказании одинаковых услуг.
Чуть раньше речь шла о том, что нелегалы налогов не платят. И именно это - деньги мимо кассы и безопасность пассажиров - должно напрягать государственные структуры, которые пытаются наладить контроль за пассажирскими перевозками.
Оказалось, деньги не совсем мимо.
- По обращению ассоциации мы в рамках оперативно-профилактического мероприятия «Нелегальный перевозчик» проверили более 50 транспортных единиц. Среди них было 11 бусиков, хозяева 10 из них имели патенты, так что нельзя говорить, что налоги они не платят, - уточнил начальник отдела управления административной полиции Виталий ШТЕР, - я их не защищаю, говорю, как есть. А в налоговой, когда они берут патент, никого не интересует, на каком транспортном средстве будет оказываться услуга, оборудовано оно, есть ли тахограф и так далее... Тем более, что все это требования именно к автобусам. А бусики - это легковые автомобили. Класса Б. С количеством мест до 9. Что касается безопасности - хозяева машин сейчас нередко оформляют полисы гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами. Доходы позволяют им в месте прибытия держать квартиры, где водитель отдыхает. Да, все помнят об аварии 2009 года, когда у нас бусик разбился и погибло 8 человек, но ведь и автобусы, случается, попадают в аварии. Явного перевеса ни у кого нет.
При этом бесспорно, что легковые машины пассажирскими перевозками за пределы Казахстана заниматься не могут. Либо они должны быть признаны автобусами и тогда исполнять все требования, о которых упоминал Бойченко. Либо они, возя пассажиров, должны легализоваться как такси. Но тогда «зарубеж» для них закрыт - существует межстрановое Омское соглашение, запрещающее такси пересекать границы.
Перед носом у автобуса пассажиры отбыли на легковушке
Дайте механизм
Но главная проблема-то в том, что хозяева бусов ни в коем случае не признают себя перевозчиками пассажиров. Доказать, что они оказывают именно эту услугу, по словам Штера, крайне сложно. Он приводил примеры, когда дела ломались в судах, в принципе, по формальному, но железобетонному признаку. Не получил деньги от пассажира - не перевозчик.
- Мы по информации от официального перевозчика остановили бус на въезде в населенный пункт. Оформили документы. Одного из пассажиров в суде спросили о том, отдал ли он деньги водителю. Человек ответил, что не успел, его же домой не довезли. Ну а раз деньги водитель не получил, значит, не было оплаты за услугу, нет факта, - рассказывал начальник отдела управления административной полиции. - Мы пытались, как здесь предлагал один из выступавших, проверять хозяев машин с помощью погранслужбы, на посту пропуска, фиксировать частоту пересечения границы. Ну и что - кто может запретить физическому лицу мотаться туда-сюда хоть каждый день? Дайте нам механизм, чтобы мы могли действовать.
Зачем такие сложности - через погранслужбу и так далее? Да затем, что есть статья 52 Закона РК «О дорожном движении», регламентирующая случаи, когда сотрудник полиции имеет право остановить транспортное средство. Так вот нарушение Правил перевозки пассажиров там не значится. Поэтому, даже видя, как перед кабиной автобуса легковушка принимает на борт пассажиров и зная, что делается это регулярно, полицейский не может ставить в вину водителю именно это. Наказать его можно лишь за то, что он орудует в зоне автобусной остановки, то есть за нарушение ПДД. Слегка сменит дислокацию - и в порядке.
То есть налицо щель в законодательстве, которая позволяет действительно неоднозначной конкурентной ситуации только усугубляться. На совете прозвучало несколько более-менее внятных предложений: надо, чтобы в законодательстве появилась четко прописанная норма о запрете перевозки пассажиров за пределы страны легковым автотранспортом, параллельно должна появиться норма, стандарт для микроавтобусов (оборудование, тахограф, тех- и медконтроль), которые тогда на равных будут конкурировать с большими машинами.
Еще в резолюции заседания записано, что Палате предпринимателей надо создать рабочую группу из представителей госорганов и бизнес-сообщества для детального изучения ситуации и связанного с нею законодательства. Наверняка такая группа обратиться и к опыту других стран, в частности Белоруссии, в которой, как докладывал юрист Палаты предпринимателей, за несанкционированную перевозку пассажиров могут конфисковать автомобиль. Наши законодательства явно стоит сравнить.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера