Мал бюджет, да дороги дороги
Ольга ГОРАЙ, gorai@ng.kz
Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz
На ремонт улиц Костаная в этом году выделено в несколько раз меньше средств, чем в прошлом
Капитальный ремонт обещают завершить на двух улицах - Герцена и Чехова. На ямочный ремонт выделят 150 млн тенге (в прошлом - 327 млн). На средний и того меньше: всего 38 млн тенге в этом году вместо 200 млн в 2014-м. О том, что глобальных изменений на улицах Костаная ждать в 2015 году не стоит, заявляли и аким Костаная Ахмедбек Ахметжанов, и аким области Нуралы Садуакасов.
Впрочем, даже в то время, когда выделяемые на ремонт улиц средства равнялись миллиардным суммам, дорожное покрытие областного центра не отличалось идеальным состоянием. Как будут выглядеть дороги Костаная в этом году, когда финансирование заметно сократилось?
Деньги на две улицы
На отчетной встрече акима Костаная с населением аким Костанайской области Нуралы САДУАКАСОВ заявил, что в 2015 году больших ремонтов не предвидится.
- В этом году многие проекты не будут реализованы, - отметил Садуакасов. - Будет ремонтироваться одна-две улицы.
Из-за сократившегося бюджета капитальным ремонтом будут охвачены только ул. Герцена (в границах ул. Орджоникидзе - 2-й Костанайской) и ул. Чехова (от Тарана до Дощанова). Это переходящие проекты, реконструкцию тут начали в позапрошлом году. И в планах на этот год значилось, что дороги полностью будут сданы в эксплуатацию. Но вновь пришлось внести корректировки. Если капитальный ремонт ул. Чехова будет завершен, на это в бюджете предусмотрено 110 327 000 тенге, то реконструкция Герцена затянется. И на сессии областного маслихата глава региона отметил, что ремонт тут будет завершен лишь в 2016 году.
- Чтобы полностью завершить ремонт на ул. Герцена необходим 1 млрд тенге, - пояснила начальник производственно-технического отдела ТОО «Аяз» Марина СОЛОДКОВА. - В этом году из бюджета выделили 400 млн тенге. На эту сумму мы и продолжим реконструкцию. Будут ли еще добавлены средства - неизвестно. Уже в апреле приступим к ремонту.
Финансирование ямочного ремонта в Костанае
Сегодня Герцена от ул. Орджоникидзе до ул. Киевской капитально отремонтирована. На участке от Киевской до Текстильщиков положен лишь первый слой асфальта. Дальше ремонта нет. Особенно «раздолбан» участок от Текстильщиков до Курганской. Вместо асфальта - ямы и колдобины. На конечной остановке автобусов и перекрестке с ул. Курганской транспорт утопает колесами в лужах и грязи.
- Уже третий год как все раскопали, нет ни тротуаров, ни дорог, - жалуется житель района КСК Владимир ФЕСЬКОВ. - Весной и осенью тут болото, на машине не подъехать. А ходить можно только в резиновых сапогах. Очень хочется, чтобы ремонт побыстрее завершили.
А вот дорога от Курганской до 2-й Костанайской хоть и не видела давно ремонта, но асфальт там еще сохранился. И многие горожане недоумевают, зачем этот участок включили в план капитального ремонта. Ведь есть улицы, которые в большей степени нуждаются в реконструкции.
Сразу на нескольких участках ул. Баймагамбетова уже появились ямы и знаки дорожных работ
Изъяны после ремонта
Ремонт на ул. Чехова практически завершили в прошлом году, остались работы по благоустройству. Но не успели осенью 2014 года открыть улицу для движения, как костанайцы начали на нее жаловаться. Как только прошел дождь, проезд напротив СШ № 1 затопило настолько, что рынок «Беркут», Современный гуманитарный колледж и здание № 105 по ул. Чехова оказались практически недоступными для горожан без резиновых сапог. Чиновники и подрядчики ТОО «АБЗ+» заявляли, что ливневки сделали. Но, похоже, они не работают, потому что в проезде по-прежнему скапливается вода.
Стоят лужи и вдоль бордюров на капитально отремонтированном в прошлом году участке Баймагамбетова, в границах ул. Лермонтова - Гагарина.
- На ул. Баймагамбетова есть ливневки с обеих сторон, - пояснил старший прораб ТОО «ВАН» Павел ГУКОЯН. - Чтобы выяснить, почему вода не уходит, необходимо брать проект, выезжать на место и смотреть. А затем что-то предпринимать. В каждом конкретном случае причины могут быть разные.
Такая же ситуация на отремонтированном перекрестке ул. Гоголя - Летунова. Асфальт просел, и там постоянно стоит вода. Как показывает практика, подобные изъяны подрядчики не устраняют. Из года в год люди недоумевают, почему нельзя переделать участок по ул. Баймагамбетова, в районе «Автодома, где вода не просто никуда не уходит, а еще и стекает отовсюду. После дождей транспорт там практически плавает. Лужа на перекрестке Павших Борцов - Тарана практически никогда не высыхает, горожане обходят ее по проезжей части. А ведь эту улицу капитально реконструировали несколько лет назад.
Всего несколько лет прошло и после капитального ремонта ул. Бородина, но ее впору ремонтировать заново, там вместо асфальта уже сплошные ямы и трещины. На остановке «Таксопарк» грунт прогнулся - транспорт едет, как по волнам. Напротив здания № 188 по ул. Бородина образовалась огромная яма, ее спешно залатали брусчаткой. И брусчатки на ул. Бородина уже больше, чем асфальта. Особенно водители жалуются на перекресток Бородина - Гагарина, где множество мелких ямок и выбоин.
Недавно отремонтированную ул. Бородина уже снова латают
Опасно ездить
Знаки дорожного ремонта на костанайских улицах, как предупреждающие об опасностях вехи, уже появились на самых оживленных перекрестках. За пару часов, которые мы провели, изучая асфальтовые особенности местных дорог, на глаза попалось с десяток специальных знаков. На пересечении Баймагамбетова - Наримановской, Баймагамбетова - Алтынсарина, Баймагамбетова - Хакимжановой, Гашека - Чкалова, на ул. Чкалова между 7-м и 8-м микрорайоном и других участках знаки предупреждают о ямах и указывают на объездной путь. Провалы и ямы в марте этого года обозначены там, где они регулярно появляются из года в год.
Улицей с самыми большими изъянами смело можно назвать ул. Баймагамбетова, которая собрала опасные участки сразу на нескольких перекрестках. Буквально в прошлом году на ней провели средний ремонт, положили свежий асфальт после большой замены коммуникаций. Срок гарантии среднего ремонта как минимум год. Однако с прошлой осени не прошло и полгода, а Баймагамбетова «разваливается» на глазах. В месте ее пересечения с ул. Наримановской уже залатали несколько ям и отгородили кусок проезжей части.
- На моей памяти на этом перекрестке асфальт проваливается по три раза в год минимум, - сетует житель ул. Наримановской Аркадий ШАРИФОВ. - Причем в любое время года - зимой, осенью, весной. Под трассой проходит водопровод, который постоянно ломается. В прошлом году его вроде заменили, но асфальт все равно проваливается.
Аналогичная ситуация на Баймагамбетова - Алтынсарина, на ул. Чкалова между 7-м и 8-м микрорайонами и на пересечение Чкалова - Гашека. Кстати, большая трещина вдоль проезжей части Чкалова, недалеко от ее пересечения с Гашека, появилась еще 1 марта. Причина - очередная замена коммуникаций под улицей. По крайней мере, об этом в начале марта заявляли корреспондентам «НГ» жители этого района Костаная.
- Трещина пошла прямо по центру ул. Чкалова, под которой в прошлом году заменили кучу коммуникаций, - жаловалась Амина АБДИЛЬДИНА. - По нашим улицам уже давно опасно ездить, доводить их до такой степени - это просто кошмар.
Яму по ул. Чкалова засыпали песком
Глава города возмущен
В этом году возмущение жителей города разделил и аким Костаная Ахмедбек АХМЕТЖАНОВ. В середине марта он лично провел инспекторский объезд нескольких улиц областного центра и остался крайне недоволен увиденным. Свои претензии он высказал на городском аппаратном совещании. Больше всего нареканий у акима вызвали улицы в районе КСК и аэропорта. По словам Ахметжанова, выделяются большие средства, а отдачи от подрядчиков не видно.
- Сейчас мы начинаем готовиться к очередным тендерам, и надо подходить к выбору подрядчиков как-то по-новому, - заявил он на аппаратном совещании 16 марта. - Ежегодно на ямочный ремонт мы тратим по 150 млн, но улицы лучше не становятся. Получается, что деньги неэффективно используем. Получается, что наши подрядчики плохо работают, и мы их слабо проверяем. Хочу дать поручение отделу ЖКХ в этом разобраться. Одну и ту же яму мы делаем по три года. Если бы дома так каждый делал у себя, то задумался бы, почему эта яма растет. Получается, что только за государственные деньги можно спустя рукава работать...
Но похоже, что громкие заявления главы областного центра никакого эффекта не дали, и повлиять на качество ремонта, а уже тем более на смену подрядчиков, в Костанае никто не в силах. Подрядчики остались те же, ремонтов в этом году мало, а ям все больше.
Давал конкретные поручения по дорогам и Нуралы Садуакасов.
- Ремонт улицы Майлина нужно делать в срочном порядке, - заявил глава региона в сентябре 2014 года. - Кроме того, нужно разработать карту и утвердить на год вперед. В этом году сезон уже заканчивается, а в начале следующего года нужно сделать такую карту со всеми закрытыми участками дороги и объездами. Если какие-то сбои в ремонте или форс-мажор - объясняйте людям, информируйте. Это мое поручение.
Денег на ремонт ул. Майлина в этом году, скорее всего, не дадут
Чиновники обнадеживают
Карту ремонта с тремя первоочередными улицами разработали на год вперед. В ней значились: Майлина, Лермонтова (с готовыми ПСД) и Чкалова. Однако уже в декабре 2014 года на сессии городского маслихата при утверждении бюджета Костаная стало известно, что ни одна из трех улиц в 2015 году отремонтирована не будет.
- С виду Лермонтова выглядит неплохо, - жалуется водитель Николай СТОЛБЕНКО. - Но если по ней ехать, то очень трясет. Дорога уже вся в заплатках, мелких ямах и трещинах. А когда дождь проходит, то улица напоминает месиво. Ям из-за луж не видно и постоянно попадаешь в них. Я живу в Костанае 30 лет и не помню, чтобы ее хотя бы раз капитально ремонтировали. Тротуаров тут никогда не было, а от бордюров остались лишь куски.
На улице расположено много предприятий, и она всегда загружена транспортом. И сколько ей еще держаться без ремонта, никто не знает. Майлина и Чкалова еще в худшем состоянии. Но на их ремонт банально не хватит средств в этом году в связи с ухудшающейся финансовой обстановкой, несмотря даже на готовые ПСД. Впрочем, 1 апреля Ахмедбек Ахметжанов заявил «НГ», что не все так плохо.
- Бюджет нам в этом году сократили, поэтому сумма, которую мы заложили на ямочный ремонт, в два раза меньше, чем в прошлом году, - сказал аким Костаная. - Сейчас сделаем ревизию всех дорог и приступим к ремонтам. По итогам первого квартала будем смотреть по бюджету. Возможно, будут сэкономленные средства, и мы сможем перераспределить их и увеличить финансирование. Уже сейчас есть в бюджете резерв порядка 80 млн тенге, которые пойдут на ремонт Мауленова.
Из-за постоянных ям автобусы по ул. Чкалова едут по тротуарам
По ул. Спортивной люди и машины вынуждены переплавляться почти вплавь
Перекресток улиц Гашека - Воинов-Интернационалистов после прошлогоднего ремонта коллектора
После ремонта коллектора по ул. Маяковского ямы слегка присыпали щебенкой
Автобусы по ул. Наримановской едут с трудом
Ул. Мауленова планируют отремонтировать в этом году
Образовавшиеся на улицах города ямы засыпают щебнем и закладывают брусчаткой
На ремонт ул. Герцена в этом году выделили лишь 400 млн из 1 млрд тенге
После замены теплотрассы на ул. Алтынсарина одни выбоины
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера