Как предпринимательская инициатива в бумажном болоте тонет
Предприниматели, работающие в сфере досуга, не почувствовали поддержку государства, о которой так часто говорит президент
Бульвар Молодежи, открывшийся в Костанае в 2013 году, становится все популярнее. Вечерами сюда приходят семьями. Гуляют по бульвару молодежь, дети, пожилые люди. Здесь же занимаются физической культурой, естественно, спросом пользуются тренажеры.
Появились аттракционы, от желающих их посетить нет отбоя. Летом тут выстраиваются очереди. Это бизнес, который готов активно развиваться. Однако, судя по складывающейся ситуации, развиваться ему некуда. Почему?
Супруги Лошкаревы работают на бульваре Молодежи с самого его открытия. Им принадлежит страйкбольный тир в виде машины БТР. Бизнес пошел, и они расширили его, установив еще два аттракциона. Расширение также прошло успешно, и сегодня Лошкаревы мечтают увеличить количество и перечень аттракционов.
Аттракционы, которые хотели бы установить / Фото предоставлено предпринимателем ЛОШКАРЕВЫМ
Сказано - сделано. Заручившись поддержкой и гарантией Фонда поддержки предпринимательства «Даму», они составили бизнес-план. Сегодня их готовы инвестировать по программе «Дорожная карта бизнеса - 2020».
Казалось бы, самое трудное позади. Однако Лошкаревы забуксовали на подступах к делу. Труднопроходимым оказалось ГУ «Отдел архитектуры и градостроительства акимата города Костаная».
Лошкаревы неоднократно обращались в акимат с заявлением на предоставление им в аренду земельного участка. Однако на свои обращения они или получают формальные отписки, или участок им дают, но срок аренды смехотворный - два года. Слишком мало, чтобы серьезно строить на нем бизнес. А как развиваться, вкладывать деньги, если нет никакой уверенности, что через два года твое место не займет другой.
Между тем Евгений Лошкарев в 2014 году заключил договор с ТОО «КЭЦ» на поставку электроэнергии для будущих аттракционов, получил сертификат соответствия от своих партнеров, приобрел новые детские аттракционы.
- Когда открылся бульвар Молодежи, то нам позвонили из акимата и предложили открыть здесь аттракционы, - вспоминает Светлана Лошкарева. - Тогда на бульваре еще не было никаких удобств, даже брусчатки. Мы стояли на земле.
Они были первыми, поставившими в Костанае тиры в виде БТР. Идею подсмотрели в других городах. Еще в 2013 году несколько раз пытались заняться оформлением земли, но их успокаивали, мол, потерпите, так как решается вопрос передачи в управление самого бульвара.
- И тут выясняется, что рядом с нашим тиром возник другой, причем его сварили из металлических листов. При этом нашему конкуренту уже оформили землю в аренду, так что нам пришлось сдвигаться с первоначального места. Нас даже не уведомили о возможности оформления. Почему - для меня загадка, - делится Евгений.
Как только закончились передряги с арендой земли под тиром, супруги решили поставить новые аттракционы - «Детский лабиринт» и «Веселые гонки». И опять завязалась долгая и малопродуктивная переписка c чиновниками. Вот только один из образцов.
В октябре 2014 г. Лошкаревы просят выдать им разрешение на использование земельного участка размером 5 на 10 метров на территории бульвара Молодежи «с целью установки временного объекта - аттракциона «Трамп». Им отказали, при этом в письме за подписью теперь уже бывшего главного архитектора г. Костаная Абая Юнусова нет ссылок на законодательство Республики Казахстан. Говорилось только, что испрашиваемый земельный участок находится на стадии оформления заявителем, подавшим заявление ранее.
Предприниматели не поленились и выяснили, что по состоянию на 5 января 2015 г. согласно справки РГП «НПЦзем» участок, на котором они намеревались разместить аттракцион, свободен.
Евгений Лошкарев понимает: в его бизнесе надо быть готовым к конкуренции. И наличие других претендентов на землю считает нормальным. Но предприниматель уверен: процедура предоставления земли в аренду должна быть прозрачной, намного прозрачнее, чем сейчас. Логично было бы при рассмотрении заявки на аренду участка вызвать заявителей, чтобы они могли обосновать свои заявки, рассказать о том, что планируется сделать на этом отрезке земли. И решение принимать не вслепую, а основываясь на конкретных фактах.
Евгений Лошкарев показывает, как появился тир рядом с его БТР-тиром
- Возможно, мой конкурент предложил лучший вариант организации отдыха, так скажите мне об этом, - размышляет Лошкарев. - Во-первых, это заставит меня подтянуться до определенного уровня, во-вторых - заставит каждого предпринимателя думать над развитием своих идей.
Разве не прав предприниматель? И совсем не поддается логике предоставление земли в аренду на два года. Сейчас у Лошкаревых три куска земли, и все они даны им в аренду на два года. Это при том, что они вкладывают свои деньги в покупку тех же аттракционов. Оправдать себя при вменяемых ценах они за установленный срок не могут. И при этом нет уверенности, что после окончания срока аренды, аттракцион можно будет продолжать эксплуатировать.
- При таких условиях невозможно смотреть на перспективу, закупать дорогие аттракционы, - делится Лошкарев. - Для установки «Веселых гонок» мы просили участок 10 на 20 метров. Нам, не объясняя почему, выделили 10 на 10. Пришлось срочно менять заказ и покупать другой аттракцион, для установки которого такой площади будет достаточно.
Сейчас предприниматель Лошкарев обратился в акимат с новым заявлением: он просит выделить землю под комплекс детских каруселей. Ответа из акимата пока не получил. А о мечтах установить детскую железную дорогу Лошкаревы даже и заикаться боятся - страшно представить, через что придется пройти, чтобы получить землю в аренду.
Отправила запрос на имя акима города и «Наша Газета»: не теряем надежды разобраться, кто, как и в чьих интересах формирует досуговую инфраструктуру Костаная. Ответа пока не получили, но надежды не теряем, а потому тему в ближайшее время продолжим.
...Кстати, предприниматели Лошкаревы сегодня свои аттракционы устанавливают в Астане, Кокшетау и Алматы. Туда им приходится уходить из-за нерасторопности и непоследовательности местных властей.
Тир, который установил Лошкарев
Материалы номера