Велено всем пересесть на «рено»
Галина ПЕТРЕНКО
Костанайские рекламщики заявляют, что их выталкивают с рынка, нарушая закон
В областном центре на днях официально объявлены условия конкурса на предоставление в аренду земли под рекламные конструкции. В составе сформированных лотов - павильоны на автобусных остановках. Победитель к профильному бизнесу получает такой довесок. Нет, самому метлой махать не надо, но заключить договор на обслуживание, естественно, не бесплатное, придется.
Договоров так и нет
Это был, пожалуй, самый запоминающийся момент в споре между предпринимателями и городским акиматом. Но не единственный. Судя по 2-часовому общению за круглым столом в Палате предпринимателей (апрель сего года), остановки лишь венчали конструкцию из неразрешимых противоречий, которые накопились между теми, кто 10-15 лет делает этот бизнес, платит с него налоги, и местной властью, которая на эти налоги живет и обязана думать, как бы их приумножить. Это ее, власти, первейшая обязанность. Тренд во всяком случае в нашей стране такой.
- А нас в Костанае подводят к тому, чтобы мы больше не могли работать на этом рынке, - сказал корреспонденту «НГ» директор рекламного агентства «Вот так!» Юрий ТРОЯН, выразив мнение многих своих коллег, - во всяком случае, договоры с нами на аренду земельных участков городские власти не заключают, у большинства владельцев рекламных конструкций действие их заканчивается в 2014 году, у некоторых - уже в августе.
Речь идет не о мертвых предприятиях, у которых от предпринимательского статуса осталась только регистрация, а о вполне активных, прибыльных субъектах бизнеса: РА «Вот так!» и «Валер», РПК «РЕПАКО» и «РЕПАКО+», ИП Бекбосынов и других.
Вот это и есть новый остановочный павильон со скроллером. Оцените удобство и рекламную привлекательность
Караван идет
На том заседании круглого стола представители акимата Костаная заявляли, что город решил улучшить свой рекламный облик, осовременить и - что важно - привести в соответствие со стандартом СТ РК 1633-2007. По заявлению главного архитектора города Абая ЮНУСОВА, тогда больше половины рекламных конструкций в областном центре установлены с нарушением названного стандарта. Он регламентирует близость размещения конструкции от светофоров, дорожных знаков, пешеходных переходов и прочая. Конструкций, по словам Юнусова, около 300. Так что «вырубка» изначально предполагалась массовая. Самое скверное то, что предприниматели узнавали и об этом, и о рекламных намерениях отцов города, что называется, явочным порядком: подал заявление - тебе отказали.
Кстати, поначалу, как следует из обращения рекламщиков в АСПреДКО, им отказывали и в рассмотрении заявлений, что вообще невиданно для госоргана.
Метод обновления рекламного лица избран такой - предоставление земельных участков только по конкурсу, в комплекте с остановочными павильонами. Причем с навязыванием определенного типа рекламных конструкций - скроллеров, довольно дорогих освещаемых роллерных дисплеев. Кто не знает, что это, пройдитесь по проспекту Абая, там на 10 млн бюджетных тенге установлено 7 остановок. Одна из двух стен этих малопригодных для нашего ветреного и метельного климата конструкций и есть скроллер. Стоит, ждет рекламы.
- А почему только скроллеры? Современных рекламных конструкций много, - говорит директор РА «Валер» Максим СУСЛОВ, - это все равно, что волей исполнительной власти всем костанайцам при широком выборе в автосалонах велеть разом пересесть на «рено». И вопросы при этом возникают одинаковые: а кому это нужно, чтобы непременно «рено»? Мы же не против того, чтобы осовременить рекламный облик города, нас рынок к этому толкает. Можно приобретать не только скроллеры, но и призматроны, телевизоры, но иметь при этом долгосрочные планы на их использование, на то, как я их буду окупать. При нынешнем положении вещей это невозможно. Сначала договоры с нами заключали на год, потом мы с трудом добились, чтобы на два. Покупать при таком раскладе дорогие рекламные установки - как делать евроремонт в съемной квартире. К тому же сейчас нам дают понять, что с нами вообще работать не желают. На каком основании?
Помнится, на памятном заседании круглого стола вроде бы удалось достичь шаткого консенсуса. Намеревались создать рабочую группу, чтобы по самым спорным вопросам советоваться с представителями бизнеса. Но группы - дело долгое и размытое, тем временем акимат времени не терял. В одном из последних номеров газеты «Наш Костанай» опубликованы условия конкурса по предоставлению в аренду земельных участков для размещения рекламных конструкций, а немного раньше в печати был окончательный вариант постановления акимата № 1522 «Об утверждении конкурсной документации...» Конкурс назначен на 22 августа.
Привязали небо к земле
Постановление полностью совпадает с проектом, который был представлен на экспертизу двум аккредитованным на это бизнес-объединениям - АСПреДКО и Палате предпринимателей Костанайской области. Оба заключения были подробными и отрицательными. В обоих ставится вопрос о законности «привязки» остановок к выделению земли.
Так можно и отсутствие облаков на небе над этими остановками сделать условием конкурса, говорят предприниматели. Если же речь идет о наилучшем использовании городской земли, то все-таки - об использовании по целевому назначению. Параметров-то этой «хорошести» использования четких нет, не прописаны.
Впрочем, акимат подстраховался - остановки именуются справочно-информационными и приравниваются таким образом к рекламным конструкциям.
Однако вернемся к экспертным заключениям. Оба фактически утверждали, что в данном случае акимат ущемляет права действующего бизнеса.
- Акимат должен регистрировать свои постановления в органах юстиции. И направлять их туда вместе с приложенной экспертизой, вне зависимости от того, согласен с нашими замечаниями или нет, - прокомментировал ситуацию заместитель директора по правовым вопросам Палаты предпринимателей Костанайской области Самат САДВАКАСОВ. - Мы в курсе того, что опубликовано постановление акима без учета наших замечаний. Мы обратились в прокуратуру области, с которой тесно сотрудничаем в рамках меморандума. Считаем действия местного исполнительного органа неправильными, постановление акима идет в нарушение норм законодательства. Просим прокуратуру области отреагировать, проверить на соответствие нормам действующего законодательства, то есть дать правовую оценку принятого документа. В прокуратуре уточнили: наше письмо в работе, они приступили к проверке.
Это зачистка?
В разговоре с корреспондентом «НГ» предприниматели употребляли и это выражение, и «рейдерский захват». Уверены, в отношении них у местной власти нет намерения что-то исправить, осовременить, есть лишь желание вымыть с рынка. И никто особо это намерение не маскирует, поэтому нарушений закона в нынешних взаимоотношениях акимата и предпринимателей много. Начать с того, что их заявления рассматривали с нарушением определенных законом сроков - в редакции лежат, в частности, обращения Суслова, ИП Исаева.
Билборды расположены с нарушением стандарта? Но он действует с 2008 года, и до сих пор разрешения выдавались, договоры заключались. Акимат что, сознательно дезориентировал людей, чтобы теперь их прихлопнуть? Кроме того, видевший топосъемку новых, уже конкурсных участков Юрий Троян утверждает, что некоторые из них расположены очень близко к существующим рекламным конструкциям и вряд ли там со стандартом все может быть в порядке. Кстати, копию топосъемки ему сделать не дали.
Никто не спорит с тем, что местная власть имеет право предоставлять участки на конкурсной основе, на аукционах в соответствии со ст. 48. Земельного кодекса РК. Но в этом же кодексе есть статья 37 п. 2, которая дает действующему бизнесу право преимущественного заключения договоров на новый срок. Она-то почему вдруг перестала работать?
Предпринимателям начали отказывать с февраля. Истинной причиной отказов был мораторий, объявленный акимом города Гауезом Нурмухамбетовым на выделение земельных участков под рекламные конструкции. Однажды я писала, что мораторий был устным и документа на его счет в природе нет. Ошиблась. Есть протокол совещания у акима города от 7 февраля 2014 года - и там «объявить мораторий...» Мораторий фактически действует до сих пор, только кто ж его гласно и широко объявлял? Наверняка, прокуратуре стоит обозреть этот документ на предмет законности. Так у нас скоро старшие по дому начнут объявлять моратории.
Предприниматели также отмечают, что их выщелкивают из игры целыми агентствами. То есть отказывают не в выделении одного конкретного земельного участка, а говорят «нет» по всем, на которые сейчас есть договоры.
- Наша компания уже имеет скроллеры в городе, - отмечает директор РПК «РЕПАКО» Наталья БУЛАТОВА, - но даже на участки под этими конструкциями нам новые договоры заключить не получается.
- Хотят очистить от избытка рекламы центр, но у меня есть конструкции, установленные на Дощанова - Мауленова, по Киевской, но и по ним - отказы, - дополнил коллегу Троян.
Естественно, возникает вопрос: кому выгодно? Уже говорят, что на рекламный рынок Казахстана вошла иностранная компания, которая по стечению обстоятельств является не то производителем, не то крупным поставщиком рекламно-справочных остановок, скроллеров, афишных тумб. Как правило, действия такого игрока чреваты монополизацией рынка, что не есть хорошо.
Однако предприниматели, которые обратились в «НГ», все-таки надежды на нормализацию ситуации в Костанае не теряют. Видят ее в том, чтобы все, что касается их бизнеса, было приведено в полное соответствие с законом.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера