Истек срок моратория на повышение тарифов. Что дальше?
Евгений ШИБАРШИН
1 мая в Казахстане истек срок моратория на повышение регулируемых тарифов за коммунальные услуги. Монополисты, поставляющие потребителям тепло, воду, газ и электроэнергию, утверждают, что по причине искусственного сдерживания размера оплаты за свою продукцию их предприятия могут оказаться на грани разорения. Тем не менее некоторые чиновники уже обещают продлить мораторий до конца 2014 года. Способно ли государство «разрубить» этот замкнутый круг?
КТЭКу нужно минимум 360 миллионов
О необходимости объявления моратория депутат мажилиса Жамбыл Ахметбеков заявил еще в октябре 2013 года в своем запросе на имя премьер-министра РК. По его словам, высокие тарифы стали одним из источников бедности для уязвимых слоев населения. Причина, на его взгляд, кроется в жилищно-коммунальной реформе, проведенной властью без учета жизненных интересов большинства населения.
Правда, мажилисмен, кроме негативной оценки деятельности естественных монополистов, которые «при попустительстве и бездействии властей стали разорительно-вспомогательными структурами по извлечению сверхприбыли за счет народа», никакого рецепта для решения проблемы не предложил. Но, как говорится, и на том спасибо.
Во всяком случае, после февральской девальвации тенге в Агентстве РК по регулированию естественных монополий, когда властям пришлось ломать голову над придумыванием способов смягчения негативных ценовых последствий, идея моратория очень даже пригодилась. Настолько, что 16 апреля председатель Нацбанка Кайрат КЕЛИМБЕТОВ на брифинге в Службе центральных коммуникаций заявил, что для удержания инфляции в 2014 году в коридоре 6-8%, «может быть, в этом году мы мораторий в целом на рост тарифов наложим».
Несколькими днями раньше на круглом столе, который проводил Костанайский филиал КНПК, директор департамента Агентства РК по регулированию естественных монополий по Костанайской области Азамат АУЖАНОВ сообщил:
- Наш департамент и акимат области ведут работу по удержанию тарифов на тепло, энергию и воду в областном центре на уровне сегодняшних в течение всего года.
Новость хорошая. Правда, тут же вспомнилось, что уже в течение нескольких лет правительство говорит, что сети и оборудование предприятий коммунальной сферы изношены на 70%. И что с этим делать, учитывая, что денег на их реконструкцию у монополистов нет, непонятно.
Как бы отвечая на этот повисший в воздухе вопрос, Аужанов сообщил, что правительство приняло решение о выделении из республиканского бюджета (впервые!) 125 млрд тенге на замену изношенных тепловых сетей во всей республике.
Директор ГКП «Костанайская теплоэнергетическая компания» Виктор ШМЫГЛОВ сообщил, что только на замену одного котла, сооружение дымовой трубы и химлаборатории на котельной в микрорайоне КЖБИ ушло 1,2 млрд тенге. Эти деньги целевым порядком выделило государство в 2011 году. По оценке руководителя КТЭК, чтобы ситуацию с состоянием оборудования и тепловых сетей хотя бы не ухудшить, предприятие каждый год нуждается минимум в 360 млн тенге господдержки. Это при том, что из собственных средств предприятие за последние 5 лет на ремонт ежегодно тратило от 127 до 336 млн тенге. Кроме упомянутого ремонта котельной, бюджет пока вкладывает деньги в основном на замену теплотрасс в ходе реконструкции городских улиц.
- Это хорошо, но нужно думать и о техническом перевооружении, которое будет давать значительный экономический эффект, - посетовал директор КТЭК. - Тогда мы получим реальное снижение наших расходов.
В суммарном выражении ежегодные бюджетные траты на ремонт до нужд КТЭК пока не дотягивают. Правда, два года бюджет выделял еще средства на компенсацию подскочившего в цене природного газа, на котором работают костанайские котельные, но теперь этой добавки нет, а цены на голубое топливо ниже не стали.
Следует сказать и о государственных инвестициях, которые идут по другим целевым программам. Например, при застройке нового микрорайона «Аэропорт» в Костанае будет сооружена котельная с разводящими сетями. На них запланировано около 1,5 млрд тенге из республиканского бюджета. Но их последующее содержание только добавит расходы КТЭК.
4 миллиарда на водопроводные сети
В более выгодном положении оказались водники. После того как несколько лет назад в ГКП «Костанай-Су» побывал премьер-министр Карим Масимов, его удалось убедить в гибельном состоянии всей водосистемы города. Тогда родилась правительственная программа «Ак булак», давшая финансовую поддержку всем горводоканалам Казахстана. По оценке заместителя директора «Костанай-Су» Игоря КИСЕЛЕВА, то, что за последние 5 лет сделано по ремонту и сетей и реконструкции оборудования, предприятие с прежними подходами не сделало бы и за 20 лет.
В 2011 году на эти цели из республиканского бюджета выделили 1 млрд тенге, на следующий год сумму увеличили в 2,5 раза, а на 2014 год уже запланировано 4 млрд тенге. На эти деньги идет ремонт магистральных водоводов, канализационных коллекторов, восстанавливается система подачи в город подземных вод.
- 10 лет назад в тарифе на содержание сетей и оборудования было заложено 30 млн тенге, - сказал Киселев. - Сейчас эта сумма дошла до 100-120 млн. В 2004-2006 годах через бюджетные вложения в реконструкцию улиц смогли сделать обновление сетей на сумму до 100 млн, и только последние годы государство начало целевым порядком вкладывать миллиарды. Мы получили возможность не только обновлять сети и оборудование, но и развиваться.
Получат ли такую возможность тепловики, сказать сложно. Тем более трудно ожидать, что предполагаемые государственные финансовые вливания в эту сферу сдержат рост тарифов на тепло и горячую воду. Дело в том, что структура расходов у тепловиков отличается от расходов водников. У первых большая доля приходится на траты по покупке энергоносителей. Правовых основ для государственного регулирования этой составляющей пока нет - все находится во власти рыночной стихии. К тому же и к деятельности самих естественных монополистов государство относится как к самостоятельным хозяйствующим субъектам, чье финансовое счастье должно коваться их собственными руками. Поэтому регулирующий орган, каковым является соответствующее Агентство, в меру профессионализма своих специалистов постоянно воздействует на поставщиков коммунальных услуг в направлении поиска «скрытых резервов» сокращения собственных расходов.
Тарифы - выше, платить - меньше
Есть еще один фактор, который усложняет позицию государства относительно возможности прямого бюджетного дотирования. Речь идет о попытках изменить отношение потребителей к расходу природных ресурсов. Изначально при переходе экономики Казахстана к рыночным механизмам хозяйствования после приватизации жилья государство пошло по пути создания системы, в которой собственники квартир несут бремя оплаты всех получаемых коммунальных услуг. В советское время они были очень дешевыми, привычка экономить не выработалась, поэтому власти решили довести плату за воду, тепло, газ, электричество до такой величины, чтобы потребители могли прочувствовать их цену своим семейным бюджетом. То есть, если граждане хотят меньше тратить на покупку коммунальных услуг, им нужно не ждать очередного моратория на рост тарифов, а сокращать траты.
Заместитель акима Костаная Валерий ПОЛЕШКО считает, что через реализацию Программы модернизации ЖКХ государство также создает условия для уменьшения зависимости семейного бюджета от роста тарифов. Его логика проста: государство по этой программе выделяет собственникам квартир кредит на ремонт дома, деньги тратятся в том числе на утепление здания и установку автоматической системы регулирования поступающей в дом тепловой энергии, в итоге жители платят за нее меньше.
- В Европе тарифы выше наших, но люди за услуги платят меньше, чем мы, - сказал Полешко. - Потому что они не греют атмосферу. Утеплите стены, подвал, крышу, подъезды, установите систему регулирования теплоэнергии - и будете платить на 50% меньше. В Костанае такой опыт уже есть.
К сожалению, чтобы получить такой финансовый эффект, владельцам квартир вначале нужно потратить немалую сумму своих денег. Кредит государство дает на очень выгодных условиях, но его все равно придется возвращать.
В общем, о прямой экономии еще можно спорить, так что этот способ больше нацелен на будущее. Что касается сегодняшнего дня, то Полешко считает: если бы государство не стало финансировать в последние годы инвестпроекты в ЖКХ, то для выполнения этих работ за счет доходов от тарифов плату за услуги пришлось бы повысить на порядок.
Тем не менее отставание в ЖКХ оказалось настолько велико, что реально, сколько денег сегодня нужно тепловикам и водникам,пока никто сказать не может. Чтобы определить это, на «Костанай-Су», например, уже длительное время работает проектная организация из Алматы. По информации Киселева, свои выкладки они обещают сделать в августе-сентябре.
- После этого, исходя из степени изношенности сетей и оборудования, будет составлена программа по годам, - сказал Киселев.
Но есть еще проблема. Для включения в инвестпрограмму нужно иметь готовую проектно-сметную документацию. Если ее не пустить сразу в дело, через определенный срок нужна коррекция. Так что даже при обильном госфинансировании ремонта выправление ситуации растянется на годы. А ведь это касается лишь инвестиционной составляющей тарифа на коммунальные услуги. Но что делать с остальными: с ростом цен на энергоносители и материалы, необходимостью повышать зарплату работникам этой сферы? Особенно когда наступает пора выборных кампаний. Похоже, от практики мораториев мы откажемся не скоро.
Кто выигрывает от моратория на повышение тарифов за коммунальные услуги?
Ирина АРОНОВА, депутат мажилиса Парламента РК:
- Трудно сказать, кто выигрывает. Мораторий играет, скорее, психологическую роль. Это временная мера. Ситуация с тарифами непростая. Государство предполагало провести модернизацию ЖКХ, но денег в свое время не выделили. Частные инвесторы туда не идут - не выгодно. Сейчас деньги начало выделять государство, но эффект от этого будет не скоро. Сдерживать тарифы невозможно. Сейчас идут на их повышение для юридических лиц и бюджетных организаций, но в конечном счете это тоже бьет по населению. Нужен системный подход, причем при обязательной государственной финансовой поддержке.
Хусаин ВАЛИЕВ, депутат сената Парламента РК:
- У моратория две стороны. Кто его предлагает, тот выигрывает, другая сторона обязательно в проигрыше. Но мораторий дает преимущество на короткий период. В тарифной политике нужно ориентироваться на конечный результат, который бы устраивал обе стороны. Это возможно только в случае компромисса. За тарифами стоят еще экономические интересы поставщиков топлива, материалов, которые у них покупают естественные монополисты, поэтому должна быть система контроля и ответственности за эффективное использование доходов от тарифа. Только в таком случае можно достичь баланса интересов. Иначе может сложиться так, что однажды либо потребители окажутся неспособными платить, либо поставщики разорятся.
Виктор МЕЙСТЕР, советник акима Костанайской области:
- Я категорический противник мораториев. Они у нас объявляются в связи с различными политическими событиями. Однако на цену газа и расходных материалов, которые покупают поставщики коммунальных услуг для своей деятельности, никто моратория не устанавливает. Цены растут, а механизма государственного субсидирования естественных монополистов нет. В таких условиях предприятия могут разориться.
Александр ПЛЕХАНОВ, заместитель начальника производственно-технического отдела ТОО «Теплотехника-Холдинг»:
- Если есть возможность бюджетного финансирования ремонтных работ, то можно и моратории объявлять. Дело в том, что каждый год цены на материалы и оборудование, в которых нуждаются предприятия, поставляющие коммунальные услуги, увеличиваются примерно на 20%. Если расходы на ремонт не увеличивать, тогда объем ремонтных работ с каждым годом будет уменьшаться. Другое дело - бюджетные деньги ведь берутся с налогов. Все зависит от того, как работает вся экономика.
Петр СВОИК, член общественного совета при Агентстве РК по регулированию естественных монополий:
- От моратория никто не выигрывает. Это показуха. К середине 2000-х годов мы жили на том запасе, который в ЖКХ был создан еще во времена СССР. Потом он иссяк, и возникла необходимость ремонта и реконструкции. В 2009 году ввели государственное регулирование тарифов, но эта система вопрос развития ЖКХ не решила. Нужно решить 2 проблемы: через развитие квалифицированного общественного контроля добиться полной прозрачности расходов монополистов и найти надежный источник инвестирования. Для этого нужно решиться на использование накопительного пенсионного фонда.
Материалы номера