Ах эти абсурдные госзакупки!
Почему сфера, призванная экономить государственные деньги, остается одной из самых коррумпированных?
Система закупок остается сферой, где ее участники ежедневно находятся на острие ножа. С одной стороны, от организаторов требуют соблюдать жесткие сроки проведения конкурсов и приличного качества закупаемых товаров. С другой - покупать по минимальному ценовому предложению. Из-за госзакупок в последние годы многие чиновники попали в разряд преступников-коррупционеров, а уж категории правонарушителей и вовсе редко кто избежал. Поставщики, подрядчики спят и видят, как бы урвать какой-нибудь тендер и с минимумом затрат исполнить свои обязательства. Ситуация складывается абсурдная.
Купи не глядя
Как раз сейчас в суде рассматривается иск о признании недобросовестным участником госзакупок и взыскании неустойки. Заявитель - воинская часть 6697, ответчик - ИП Аманбеков Б. О. из Караганды. Именно он на сайте государственных закупок предложил самую низкую цену за поставку служебно-розыскных собак. Заключил договор и не поставил. Войсковая часть вынуждена была подать в суд. А теперь представьте, как можно купить породистых собак, руководствуясь только ценой? Ведь при нынешней процедуре их не видит ни инструктор, ни покупатель.
Один из руководителей областного уровня, пожелавший сохранить инкогнито, рассказал любопытную историю. Его ведомство объявило конкурс на покупку картриджей. Выиграла по ценовому предложению алматинская фирма. Предложила купить картриджи по 3 000 тенге. Учитывая реальные цены, ведомство планировало потратить на это 12 000 и закрыть проблему надолго. Понимая, что в данном случае дешевое не может быть хорошим, выразили сомнение в качестве, но фирма показала сертификат соответствия. По закону - выиграла. Словом, пришлось товар принять.
Стоит ли говорить, что краска в картриджах закончилась в рекордно короткие сроки. Пришлось объявлять конкурс на их заправку. Выиграла уже костанайская фирма: они эти картриджи и заправляют чуть ли не через неделю. Почему? Низкого качества картриджи. Экономия ли это? Или ремонт служебного автомобиля... «Сначала - конкурс на его диагностику, а потом уже на его ремонт. При этом, правильно ли сделали диагностику, поменяли ли именно ту запчасть, руководитель зачастую судить не может - специальность не та. А держать в штате инженера-механика, инженера-строителя и т. д. - нереально. В итоге через некоторое время вновь машина не исправна, предъявляем претензию тому, кто делал, а он в ответ: у вас другая поломка. Приходится снова объявлять конкурс на диагностику, его выигрывает уже другая фирма, которая предоставляет список тех же поломок с добавлением новых. И так - по кругу», - признается бухгалтер государственной конторы.
Долгая волынка
Отмены оборачиваются несвоевременным освоением бюджетных денег. Данные руководителя управления финансов акимата области Сауле АЙМУХАМБЕТОВОЙ: на сегодня по области даны объявления по конкурсам на 99,1% от годового объема госзакупок на 45 млрд тенге. При этом в прошлом году было отменено 3 конкурса, нынче - 19, на общую сумму 6,5 млрд тенге или на 14,9% от общей суммы конкурсов. Основная причина - некачественное проведение конкурсных процедур организаторами госзакупок, считает Сауле Аймухамбетова. По мнению главного финансиста, ситуацию осложняет и несовершенство закона.
Например, в соответствии с законодательством государственной экспертизе подлежат как проектно-сметная документация (ПСД), так и конкурсная. Фактически проводится двойная экспертиза одних и тех же работ и показателей, что ведет к удорожанию строительства в целом и неоправданным временным затратам. Чтобы было яснее: срок государственной экспертизы ПСД - от 15 до 60 дней (в зависимости от мощности проекта), а время проведения экспертизы технической спецификации занимает от 10 до 15 дней. В итоге только экспертизы документов отнимают от 25 до 75 дней!
И все-таки Аймухамбетова считает, что госзакупки - реальный путь экономии бюджетных денег. Условная экономия в текущем году, по ее подсчетам, составила 300 млн тенге. Остальное - проблемы организации.
При дефиците специалистов
Анализируя отмены госзакупок, судебные разбирательства по этим делам, приходишь к выводу, что одна из основных проблем - отсутствие грамотных кадров в ГУ, которые являются заказчиками по строительству жилья, ремонту водопровода и т. д. Недавно «НГ» спросила российских специалистов, почему так быстро «летят» швы на недавно построенном ими мосту в районе КЖБИ? И услышали, что это неизбежно - в свое время в проект был заложен самый дешевый вариант.
Реалии таковы: самые маленькие штаты - в отделах строительства и ЖКХ акиматов. А ведь именно через них идет основное финансирование. Другая проблема - тендеры выигрывают предприятия, которые либо мало известны на рынке, либо пришли в него ненадолго. Но при этом у них очень хорошая конкурсная документация.
- Как тут не вспоминать большие строительные компании, которые имели отдел ПТО, УМР, ОТК и т. д. Каждый отдел инспектировал объект на определенной стадии строительства. Соблюдались все нормативы. А что мы видим сегодня? - восклицает руководитель правления архитектуры и градостроительства Сара УМАРОВА.
Сегодня с большей степенью вероятности тендер выиграет фирма, которая находится в другом регионе. По документам у нее все в порядке, но на практике она сама работать не планирует, а ищет здесь на месте субподрядчиков. Те будут работать за более низкую цену. Они и уровня необходимого, чтобы самим участвовать в тендере, выиграть, не имеют. Отсюда - и нарекания по качеству, и срыв графика сдачи объектов.
- Считаю, что государство должно выделять землю и деньги тому, кто построит объект в том виде, в каком мы заказываем, - считает Сара Умарова. - Пусть он сам проектирует с нашими пожеланиями, проходит все экспертизы и т. д. И выигрывать должно предприятие, которое имеет штат работников, производство. Тогда не будет вопросов, которые возникают сегодня.
Скупой платит дважды
Немало нарекании вызывают конкурсы по ценовым предложениям, когда во главу угла ставится низкая цена. «Ориентация на цену - это негосударственный подход», - считает председатель Специализированного экономического суда Сергей НУРОВ. В этом суде ежедневно рассматриваются иски о признании недобросовестным участником госзакупок. В этом году в суд поступило 1 120 таких исков, по ним возбуждено 984 дела. В 861 случае ответчики признаны недобросовестными поставщиками.
- Из-за того, что играет роль цена, происходят постоянные конфликты с поставщиками. Они привозят товар. Да, это футболка или носки, но какого качества? Для себя бы они не стали приобретать такой товар. И тут начинаются конфликты. Обещают поставить другую партию, уходит время. Приходится подавать иск в суд, - рассказывает директор Костанайского психоневрологического интерната Назима АСАНОВА.
- Привозят неликвид, образцы товаров, которые год-два, как ушли с прилавков, - поддерживает ее директор Костанайского детского психоневрологического интерната Назира АБЗУЛИНОВА.
Пока идут споры, товар теряет свою актуальность. Зачем зимой те же сланцы или купальники? А случаются и вовсе абсурдные вещи. В одном из интернатов предприниматель из Петропавловска выиграл тендер на поставку трех ластиков на сумму 1 200 тенге. В другом - туалетную бумагу на 3000 тенге обязался поставить предприниматель из Актобе. И все бы ничего, так не доставляют к указанному времени! А напоминания, переговоры и хождение в суд отнимают денег и времени больше, чем стоит сам предмет договора.
Причем нередко недобросовестным признают одного и того же предпринимателя по нескольку раз. Но по сей день не отработан механизм борьбы с этими «рецидивистами». «Они участвуют в госзакупках, потому что электронный оператор вовремя не занес судебные решения по ним на сайт, и ИП таким образом не лишен права участвовать в госзакупках», - рассказывает Сергей Нуров.
Судья Нуров считает, что судам нужно дать возможность сразу после вступления решения в силу через портал электронного правительства вносить данные о недобросовестных поставщиках на сайт госзакупок. Это сэкономило бы время, деньги и силы всех участников госзакупок.
Порой заказчики просто не могут подать иски в суд. Нередко ИП находятся не по тем адресам, которые заявлены на сайте, приходится их искать. Однажды представители одного из костанайских интернатов обошли всю Астану, чтобы найти предпринимателя, который не поставил им товар по госзакупу. По адресу, который он заявил на сайте, находится малосемейка. А в суд заявление без точного адреса ответчика не примут.
За право получить тендер имеет право бороться предприниматель из любого региона. С одной стороны, здоровая конкуренция, с другой - дополнительные хлопоты заказчикам. Согласитесь, гораздо легче сходить в офис, посмотреть в глаза и увидеть, с кем ты имеешь дело. Или же пойти в магазин к предпринимателю и выбрать тот товар, который по душе. Однако сегодня больше присутствуют посылки и бандероли.
- Костанайские предприниматели проигрывают в конкурсах по ценовым предложениям, потому что из южных регионов поставляют китайские дешевые товары. Допустим, мы вообще не работаем с дешевой китайской продукцией, предназначенной для электроснабжения. У нас качественные розетки, вилки, провода и т. д. В последнее время я стала наблюдать, что ГУ чаще всего приобретают нашу продукцию, когда ее можно приобрести без норм применения Закона «О госзакупках», - говорит ИП Анара Аманова.
Но воспользоваться этой нормой ГУ имеет права только один раз в год. И если второй раз понадобились однородные товары, то уже этого делать нельзя.
А как решают эту проблему за рубежом? Есть ли смысл перенимать чужой опыт? Вот что об этом говорит кандидат юридических наук, доцент Костанайского филиала ЧелГУ Рашид НУРМАГАМБЕТОВ:
- На Западе те же проблемы в сфере госзакупок, что и у нас. Наверняка все знают скандал в сфере госзакупок в ФРГ по факту строительства аэропорта. Постоянные скандалы происходят в Великобритании. В Китае из-за совершения коррупционных преступлений осудили несколько министров. Я проходил несколько месяцев стажировку в губернаторстве Челябинской области, мониторили ситуацию с коррупцией. Там то же самое, что и у нас. Самая коррумпированная сфера - это госзакупки. Поэтому весь мир ищет выход из ситуации. Это прежде всего переход на электронные госзакупки, чтобы была прозрачность и не было возможности вмешательства лиц.
И снова новый закон
Со дня принятия закона «О госзакупках» юристы уже устали считать, сколько к нему принято поправок и изменений. Новый закон может быть принят до конца года. Об этом сообщил министр финансов РК Болат Жамишев.
По словам министра, будут приняты меры в целях недопущения срыва конкурсов и закупа из одного источника. Очень хочется верить, что новый закон учтет все те нюансы, которые возникают сегодня. Например, исчезнет норма, заложенная в ныне действующем законе, согласно которой заказчик в течение десяти дней по окончании финансового года должен принять меры по взысканию неустойки. Какие меры? И почему в течение 10 дней? Ежегодно к 10 января суды завалены исками.
Подать иск о признании недобросовестным участником госзакупок в течение 10 дней со дня обнаружения нарушения тоже нереально. В товаре могут быть скрытые дефекты, которые в указанные дни не обнаружены. А если дни пришлись на праздники или выходные? А сейчас - не уложился заказчик в указанные дни, его самого штрафуют, и он попадает в список коррупционных правонарушителей.
Акимам регионов совместно с заинтересованными госорганами премьер Ахметов поручил «внести конкретные предложения по совершенствованию законодательства» в вопросах госзакупа. При этом «все тендерные комиссии будет возглавлять первый руководитель центральных госорганов и руководители регионов».
По словам министра финансов, у нас появится единый организатор конкурса. Возможно, это поможет решить часть проблем с госзакупом.
По каким критериям вы бы предложили проводить госзакупки?
Александр Корчинский, директор ТОО «Ирина и К»
- Цену нужно вообще убрать. При определении победителя должны присутствовать такие показатели, как профессионализм, опыт работы, рейтинг предприятия. На мой взгляд, нужно создать список предприятий разных категорий, в зависимости от того, в каком он списке, требовать разное количество документов. Если у него нормальная репутация, не первый раз работает на рынке, то, спрашивается, зачем полный пакет документов? К сожалению, в половине случаев выигрывают конкурсы те, кто имеет только портфель. Электронный определитель госзакупок не видит, что у него нет техники, кадров. Отсюда все наши беды.
Не понимаю, требования государства: в целях обеспечения иска положить на счет 30% от стоимости лота. Если я выиграл лот на 500 млн, то надо заморозить 150 млн. Не абсурд ли?
Все это привело к тому, что с рынка строительства ушли солидные предприятия.
Роман Галимжанов, судья Специализированного межрайонного экономического суда Костанайской области
- При покупке любого товар главное - цена и качество. На мой взгляд, надо больше дать прав заказчикам. Почему они не могут называть производителя товара? На предприятии, например, - принтер Hewlett-Packard, и к нему нужна запчасть. Если не называть производителя при объявлении госзакупок, то привезут самую дешевую китайскую запчасть, которая по большему счету поможет быстрее выйти из строя самому принтеру. Нужно увеличить права заказчика в части приема товара. А если ему дадут возможность указывать марку оборудования, название технического аппарата, то, думаю, это будет правильно.
Ирина Аронова, депутат Мажилиса РК
- Однозначно, надо менять механизм проведения государственных закупок. И цена не может быть единственным критерием при определении победителя. Этот критерий вообще нужно исключить, если речь идет о школьном питании, о детских и дошкольных учреждениях. Тут должны быть другие механизмы при покупке продуктов питания или товарно-материальных ценностей.
Очень много нарекании взывают временные рамки проведения госзакупок. Скажите, зачем проводить конкурс посадки деревьев в августе? Так получилось нынче с «Жасыл ел».
Из-за того, что выигравшие компании находятся в других регионах, страдает не только срок сдачи объектов, но и качество. Так произошло с многими объектами, которые строились по программе «100 школ, 100 больниц». Тендер на строительство Рудненской поликлиники выиграла фирма, далеко находящаяся от нашего региона. В результате подрядчик нанимал субподрядчиков.
Сергей Архипкин, директор Костанайского областного детского дома
- Ущемлены права заказчиков. Нам прислали обувь почтой из Алматы, она не выдерживает никакой критики. Мало того, что размеры не совпадают, так и качество, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Предоставили сертификат качества. Как возразить поставщикам? Звоним, объясняем, что такая обувь нашим подопечным не подходит. Будем отправлять посылки обратно. А время идет. В штате у нас нет товароведа, который бы описывал все параметры товара. Считаю, что некоторые товары должны приобретаться у нас, на месте. И потом, почему воспитанник детского дома не имеет права сам выбирать вещь в магазине или на рынке?
Ерлан Исеноманов, заместитель начальника департамента УИС по Костанайской области:
- Госзакупки - хороший способ экономии денег для предприятий. Но сегодня мы сталкиваемся все больше и больше с недобросовестными поставщиками. И, думаю, прежде всего надо ужесточить ответственность для них. С начала года подали в суды более 25 исков, все они касаются несвоевременной или некачественной поставки. И все-таки качество должно стоять при покупке товара на первом месте, тем более, в системе исправительных колоний, где каждый товар рассчитан на носку на определенное время. Допустим, верхняя одежда - на три года, обувь - на два года.
Материалы номера