Чтобы везде было «солнечно»
Галина КАТКОВА
Бывший костанаец, став предпринимателем, предлагает землякам франшизу
Напомним, что в январе 2013 года «НГ» рассказывала о победителе конкурса «Молодой предприниматель России» в номинации «Успешный старт» Льве АЛЛЕРБОРНЕ. Создатель и владелец сети частных детсадов «Солнышко» оказался по совместительству нашим земляком - родился в Кустанае, учился в КГУ. Сейчас Лев - калининградец, но, как обещал, извещает коллег на родине о том, что начинает продавать франшизу своего успешного бизнеса и в Казахстане.
- Лев, когда именно франшиза входит в Казахстан? Есть ли уже контакты с предпринимателями, в каких регионах?
- Одновременный запуск франшизы в России и Казахстане произошел 1 июля. Это мой первый подобный опыт. В январе, после серии публикаций в казахстанских СМИ о моей победе в конкурсе «Молодой предприниматель России - 2012», ко мне обратились бизнесмены из Алматы, Шымкента, Кызылорды, Костаная, Петропавловска с вопросами о возможности открыть филиалы в этих городах. Они заинтересовались моей моделью частных садов в форме ИП и спрашивали, когда и на каких условиях мы сможем сотрудничать. Но так как открытие франшизы случилось всего несколько дней назад, пока что о конкретных запросах говорить рано.
- Предлагая работать на условиях франшизы, ваша сторона провела анализ казахстанского законодательства? Насколько вообще возможно это в нашей реальности, ведь ваша самая классная идея в том, что это не педагогически-образовательное учреждение, а оказание услуги по присмотру за детьми? Или «привязать» идею к национальному законодательству - это дело того, кто приобретает франшизу?
- Я не делал специального анализа по законодательству РК, хочу предоставить это местным партнерам. Думаю, им это сделать будет намного быстрее, чем мне. Но я читал в прессе, что в Казахстане существуют сады и лицензированные, и работающие без лицензии. Мое ноу-хау заключается в том, что я, используя давно существующую модель «присмотр и уход», смог сделать из нее отличный бизнес - по финансовым оборотам и качеству услуги. Успех «Солнышка» заключен в тех высоких стандартах, которые соблюдаются в каждом филиале - от внешнего вида и дизайна интерьера до критериев подбора персонала и организации рекламы. Именно эта технология и будет передаваться в рамках франшизы.
- А все-таки есть где-то опыт «приживления» идеи на чужой почве?
- На саммите Альянса молодых предпринимателей G20, который проходил с 15 по 17 июня в Москве в Школе управления «Сколково» и куда я был приглашен как единственный представитель Калининграда, мне удалось пообщаться с молодыми бизнесменами из разных стран. Были предложения по открытию филиалов во Франции и Германии. Представитель французской делегации, владеющий сетью детских развивающих центров с клиентской базой в 8 000 человек, попросил об эксклюзивном праве на открытие моей франшизы. С тем, как работают частные детсады в Германии я знаком: прожил там более 5 лет, там родилась моя дочь. Поэтому я знаю, как может существовать моя модель в Германии. Однако первые филиалы, я думаю, должны появиться в Казахстане. Во-первых, законодательно, скорее всего, это будет проще, чем в странах Евросоюза, а во-вторых, стоимость франшизы специально снижена для предпринимателей из моей родной страны.
- Как продвигаетесь в России?
- За 4 года существования Центра развития ребенка «Солнышко» ко мне поступило более 2 000 обращений. Я бесплатно делился опытом, помогал открывать детские сады, но, помимо этого, было более 200 обращений по франшизе от тех, кто хотел начать свой бизнес сразу с успешного старта на примере отлаженного, поставленного на ноги проекта. На саммите в «Сколково» ко мне подходили представители делегаций из Санкт-Петербурга, Краснодара, Чебоксар, заинтересованные проектом. Сейчас жду ответов из регионов, пока сложно сказать, какой среагирует первым. Для продвижения франшизы был создан отдельный интернет-ресурс «сеть-солнышко.рф», прикрепленный к моему основному сайту. Помимо франшизы, планирую также самостоятельно открывать филиалы по России, потому что я не из тех людей, кто привык на кого-то надеяться.
- Лев, расскажите немного про саммит в «Сколково». Как российские предприниматели попадают на представительные форумы. Каков механизм? Подаешь заявку или тебя приглашают? Сыграло ли роль то, что Вы были признаны лучшим молодым предпринимателем России? Перед участием в G20 кто-то хотя бы в общих чертах оценивал состояние вашего бизнеса? Ну и, само собой, что участие в этом форуме дает с практической точки зрения?
- Участие в саммите для предпринимателей было платным, стоимость - примерно 20 тыс. рублей. Кроме того, и отбор был: оценивался статус, уровень бизнеса. Моя поездка на саммит - подарок за победу в конкурсе «Молодой предприниматель России - 2012». С февраля по июнь организаторы рассылали анкеты, в которых было около 50 вопросов о бизнесе: каковы обороты компании, в каких странах есть представительства, какие планы по развитию. Целью саммита было собрать лучших представителей малого и среднего бизнеса, обсудить насущные проблемы и сформировать коммюнике с рекомендациями, адресованное главам правительств G20. Будет ли результат у него - это один момент, но то, что обращение появится на столе президента - это точно.
На саммите выступали крупные бизнесмены из разных стран, в том числе глава шведской компании Ernst&Young, ежегодно инвестирующей около 100 млн евро в развитие бизнеса по всему миру. Она только вернулась с финала конкурса «Предприниматель года» из Монте-Карло и рассказывала нам про самого успешного молодого бизнесмена планеты - 26-летнего американца турецкого происхождения. В раннем возрасте его вывезли в США, в 19-20 лет он выкупил обанкротившийся завод по производству йогуртов, сегодня его состояние - $3,5 млрд, он один из крупнейших поставщиков йогуртов в Штатах.
С практической точки зрения, самое главное, что я получил на саммите, - это связи и деловые контакты. После победы во всероссийском конкурсе меня постоянно приглашают на встречи молодых предпринимателей самого высокого уровня: на заседание с Уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борисом Титовым, теперь вот на саммит. До участия в конкурсе я мало знал о подобных бизнес-объединениях, был увлечен развитием собственного дела. После конкурса мне, конечно, не дали миллиард долларов на развитие бизнеса, грант был всего 200 тыс. руб. Я так же, как и все, плачу налоги. Но такой конкурс дает признание. Ощущение - то, когда ты стоишь со знаком победителя на сцене - ни с чем не сравнимо.
Материалы номера