В дорожной пыли костанайских ремонтов

На ул. Амангельды от Сьянова до Каирбекова еще не положили асфальт, но уже мостят тротуары

Ольга ЛИХОГРАЙ

Из шести переделываемых улиц полностью не закончена пока ни одна

И лето в этом году, как по заказу для дорожников, простояло жаркое и без дождей. Аким Костанайской области Нуралы Садуакасов призывал строителей не упускать момента и работать до глубокой ночи. Аномальная засуха началась с апреля и длилась практически до конца августа. Пять, что называется, золотых месяцев, за которые вполне реально привести  улицы в порядок.

Однако к началу сентября на большинстве участков дорог еще остаются серьезные недоделки. Подрядчики в один голос уверяют, что до сильных дождей успеют и асфальт укатать, и тротуары вымостить, и газоны благоустроить. В качестве аргумента приводят официально обозначенные сроки ремонта - с апреля по декабрь. Чем руководствуются в акимате, устанавливая столь размытые, а главное зачастую не пригодные в силу погодных условий для ремонта трасс сроки, не знает никто.

Выбирали «островки»

Количество километров дорожного полотна, попадающего в Костанае под капитальные переделки и реконструкции, с каждым годом увеличивается. В этом году на трех улицах прошла реконструкция, на двух - капитальный, на одной - средний ремонт. Не говоря уже о заделке ям «во всех районах города», как любят отвечать чиновники.

На данный момент рабочую комиссию прошла только одна улица П. Борцов,  600 метров которой капитально ремонтировали в границах улиц Тарана - Победы. Через несколько недель этот участок должен пройти государственную приемку.

- На улице поменяли 90 м теплотрассы и почти 200 м водовода в трех разных местах, опустили чуть ниже два силовых кабеля, - рассказал «НГ» главный инженер ТОО «АБЗ+» Валерий МАРЬЕНКО. - Замена коммуникаций шла с мая и практически до конца июля. Только потом мы приступили к ремонту дороги.

А большую часть жаркого периода подрядчики вынужденно простаивали, иногда находя для себя небольшие «островки» для работ в виде подготовки тротуаров, газонов.

Затянувшаяся почти на все лето замена коммуникаций выбила из колеи и других подрядчиков - ТОО «Аяз». В этом году они реконструировали две улицы - Энгельса от Жуковского до Белинского и Красносельскую от Кубеева до Каирбекова, а также капитально делали ул. Победы в границах Майлина - Вокзальная.

С ул. Энгельса и Победы повезло больше. В том плане, что все коммуникации на отрезке более 1 км длиной по ул. Энгельса проложили еще в прошлом году. Жители района Костанай-2 не раз жаловались, что улица «ушла в зиму» без асфальта.

- Зимой морозы стояли под 40 градусов, интересно, как их выдержали коммуникации? - интересовалась жительница Костаная-2 Надежда ВИКТЕЕВА. - Потом земляное покрытие размыло весной, а летом здесь начали класть асфальт.

Главный инженер ТОО «Аяз» Анатолий ПАПСУЛИН уверяет, что технология была выдержана. В прошлом году провели реконструкцию водовода, уплотнили грунт, сделали щебеночное покрытие, чем обеспечили проезд по улице до весны этого года.

- Глубина залегания водовода - до 3 метров, поэтому за зиму он не размерзся. В этом году расширили улицу до 7 метров, укатали асфальт, сейчас устанавливаем перильное ограждение, - пояснил Папсулин. - Уже пора наносить дорожную разметку, но пока погода подводит.

Асфальт подрезали

Через пару недель ул. Энгельса должна принять рабочая комиссия, а позже - государственная. Правда, реконструкция не порадовала местных школьников. На перекрестке с ул. Белинского не хватило метров 50 асфальта, который позволил бы детям не ходить в школу по грязи. Папсулин объяснил, что асфальт обрезали не случайно. Обычно съезды на перекрестках оборудуются щебеночными призмами, чтобы они сбивали грязь с колес прежде, чем автомобиль въедет на новый асфальт. Но в данном случае асфальт подрезали из-за планируемой реконструкции ул. Белинского. Правда, на какой год она запланирована, никто не ответил. Так что, скорее всего, детям придется месить грязь перед входом в школу  еще не одну осень.

После небольших дождей вода скапливается и на тротуарной части ул. Победы, которую должны со дня на день осмотреть в рабочем порядке. По этой улице ремонт 800-метрового участка от Майлина до Вокзальной также тянется с прошлого года. На запланированные в 2011-ом переделки денег не хватило, поэтому подрядчики дошли только до середины ул. Победы, а остальную часть бросили до этого года.

Сейчас ул. Победы уже покрыта асфальтом. Ведутся работы по устройству бордюров, на газоны завезли землю.

Состояние дорожных работ на 4 сентября

Подмоченный грунт

На этом список более-менее прилично и в срок отремонтированных улиц заканчивается. К одним из проблемных можно отнести ул. Красносельскую в границах Кубеева - Каирбекова. По ней со стороны Каирбекова примерно на 500 метрах уже уложен асфальт, который портят лишь еще совсем не устроенные тротуары. Дальше, как раз напротив школы технического творчества, по ул. Красносельской, 3 асфальт обрывается. Потом еще на более чем 500 метрах - сплошная земля, песок, вовсю работают экскаваторы, дорожники устанавливают бордюрный камень.

- Улица Красносельской оказалась довольно проблемной, - рассказал Папсулин. - Под ней поменяли очень много коммуникаций. Около 800 м водовода, плюс теплосети, канализационные коллекторы. Но сейчас все эти работы закончены, дорожники уже готовят основание и, надеюсь, что в октябре мы трассу закатаем.

По словам Папсулина, у ТОО «Аяз» есть современные материалы, которые позволяют работать в октябре, а небольшой дождь для асфальтирования не помеха. Испортить ситуацию могут ливни, такие, как, например, прошли 30 августа. У ТОО «Аяз» намочило грунт на одной из трасс, пришлось завозить новый.

Проблемная Амангельды

Ливень в предпоследний день августа навредил еще одной, самой протяженной и проблемной в плане соблюдения сроков ул. Амангельды, которую в этом году должны были  отремонтировать от Баймагамбетова до Набережной. На отрезке от Баймагамбетова до Алтынсарина 30 августа под проливным дождем ворочали грунт трактора, спешно работали экскаваторы. По словам дорожников, они пытались выстроить дамбы, чтобы не затопило еще не укрытые коммуникации, к которым вода стекала ручьями. Уже в начале этой недели на этом отрезке  подготавливали основание для асфальтирования. Правда, только до магазина «Амангельдинский». Потому что на следующем участке от магазина до ул. Баймагамбетова до сих пор возятся с коммуникациями - в сторону ул. Пушкина нужно проложить около 15 метров теплотрассы, в сторону Баймагамбетова - около 25 метров.

В  более плачевном состоянии отрезок от Алтынсарина до Каирбекова. Здесь только начались работы по укладке тепловых сетей. Кругом разрытые участки, открытые колодцы, земля, вывороченные деревья, свежим асфальтом даже не пахнет.

- Техники и специалистов хватает, думаю, что в срок дорогу сдадим, - сухо прокомментировал ситуацию на месте старший прораб ТОО «Ван» Павел ГУКОЯН.

Дай Бог, как говорится. Хотя вероятность того, что улица так и уйдет в зиму не доделанной, велика. Жители домов, с 9 мая живущие без горячей воды из-за масштабной реконструкции, ждут хотя бы возвращения одного блага цивилизации.

- Пятый месяц сидим без горячей воды, это немыслимо, - возмутилась жительница дома по ул. Баймагамбетова, 168 Татьяна СВИРИДОВА. - Обещали воду дать в июле, потом в августе, в итоге - на дворе сентябрь - мы без воды. Хотя бы временный водопровод кинули поверху.

Не закончен на улице Амангельды и  участок  от Каирбекова до Сьянова, хотя по сравнению с другими здесь  к завершению ближе всего. Подрядчики мостят  тротуары. Зато к небольшому отрезку от Сьянова до Набережной даже не приступали.

Подводят проекты и коммуникации

Очевидно, объемы по ремонту ул. Амангельды оказались для подрядчиков слишком огромными, а сроки нереально короткими. Сами дорожники говорят, что  ремонт трасс затягивает непозволительно долгая замена коммуникаций. Акимат Костаная, как заказчик работ, разыгрывает тендер сразу на полный ремонт улиц - от обновления всех сетей, кабелей и асфальтового покрытия. А генеральными подрядчиками становятся фирмы, специализирующиеся исключительно на ремонте дорог. Но прежде чем приступить к своей работе, они должны найти субподрядчиков среди коммунальщиков. На поиски уходят недели, на замену труб - месяцы. На это тратится «золотое» для дорожников время - май, июнь, июль. А в сезон дождей они приступают к укладке асфальта.

- С нашей техникой и специалистами мы укладываем 1 км асфальта за один-два дня, - говорит Папсулин. - Но мы не можем приступить к своей работе, пока не заменят коммуникации.

Еще больше ремонт улиц затягивает несоответствие проектов дорожным реалиям. Проекты часто говорят одно, а при раскопках улиц оказывается, что водоводов и теплосетей нужно на треть больше. Это требует дополнительных материалов, затрат и еще недели ожидания.

- У нас при ремонте улицы Победы большие проблемы были с укладкой железобетонных футляров для тепловых сетей, - объяснил Марьенко. - Подобные конструкции в области делают всего 2-3 фирмы, и ждать их коммунальщикам приходилось очень долго.

Подрядчики предлагают в один год проводить тендеры только на замену коммуникаций,  завершить эту работу, затем уплотнять улицу и так оставлять в зиму. А на следующий год заниматься ремонтом дорожного полотна на этих трассах. Но, видимо, такой вариант слишком размеренный для наших чиновников. Нужно быстрее освоить средства, быстрее сделать как можно больше дорог, чтобы отчетность была красивая. В итоге - с амбициозными масштабами по ремонту подрядчики не справляются, и дороги точно так же уходят в зиму неготовыми.

- Недоработки, которые существуют при ремонте наших дорог, будут при нас еще лет 15, - считает директор ДГП «Костанайгосэкспертиза» Вячеслав КОЗАК. - Это издержки нашего планирования на государственном уровне плюс низкая квалификация рабочих и спешка.

Технологии дорожных работ - вещь строгая. Асфальт должен укладываться при определенной температуре, если он остыл хоть немного - укладывать нельзя, щебень нужен только определенной фракции. И таких тонкостей масса. Сегодня проще их не соблюдать, о чем  наглядно говорят километры отремонтированных в прошлом, позапрошлом годах дорог с их уже разрушающимся полотном.

Казалось бы,  ситуацию может  исправить строгая госприемка. Но сегодня в  комиссии, которые проверяют свежеотремонтированные дороги, входят те же чиновники, для которых объемы и сроки важнее качества, потому что именно за объемы и сроки их хвалят или наказывают.

 

Ход работ по реконструкции ул. Амангельды

Стоимость ремонта дорог в Костанае в 2012 году

Реконструкция: ул. им. Амангельды в границах ул. Набережная - Урицкого (сделано в 2011г.) и ул. Баймагамбетова - Бородина - 719, 5 млн тенге

ул. Энгельса в границах ул. Жуковского - Белинского - 120 млн тенге

ул. Красносельская в границах ул. Кубеева - Каирбекова - 199,2 млн тенге

Капитальный ремонт:

ул. Победы в границах ул. Набережная - Вокзальная - 346, 6 млн тенге

ул. П. Борцов в границах ул. Тарана - Победы - 116,2 млн тенге

Средний ремонт

ул. Тарана в границах ул. Абая - Набережная - 29,8 млн тенге

Ямочный ремонт по Костанаю - 183 млн тенге