Наше совсем не зеленоглазое такси
Ольга ЛИХОГРАЙ
«Быстро, с комфортом, недорого». «Доставим в любой район». «Вы звоните - мы уже едем». Вполне радужные слоганы для фирм, желающих привлечь больше клиентов. На деле оказывается, что понятие о комфорте, недорогой цене, а уж тем более скорости обслуживания у таксистов и пассажиров абсолютно разные. О низком качестве работы многих таксофирм Костаная не раз сообщали пользователи сайта «НГ». Взяв на заметку с десяток номеров телефонов костанайских такси, мы решили проверить, как быстро они приезжают в различные районы города, как работает диспетчер, какое оформление у автомобилей. А заодно узнали, во сколько оценивают таксисты свой нехитрый набор услуг.
Незвездное обслуживание
Старт в нашей операции взяли с такси «Гагарин». Попытались уехать из района железнодорожного вокзала в сторону КЖБИ. О том, что «Гагарин» не прилетит с космической скоростью, диспетчер сообщила сразу: «Серебристая иномарка. Ожидание 6-7 минут». Через 7 минут, не дождавшись звонка диспетчера, выхожу на улицу. Только по цвету и номеру определяю, что это моя машина. Опознавательные знаки такси типа шашечек отсутствуют. Впрочем, за 400 тенге водитель довольно быстро довозит в нужный район.
Второй выезд запланировали на следующее утро, чтобы узнать, как торопятся таксисты к опаздывающим на работу пассажирам. В 8.20, находясь в центре Костаная, звоню в такси «Звездное» и торопливо объясняю, что спешу на работу в район КСК. «Машин нет, ожидание минут 15», - озадачивает диспетчер. Такой же ответ получаю в такси «Вест». С третьей попытки попадаю в такси «Бригада «Некст». Диспетчер тут же сообщает, что через 5 минут подъедут светлые «Жигули». Быстро одеваюсь и жду, когда сообщат о том, что машина прибыла. Через 7 минут телефон так и не зазвонил. Через 10 минут - тоже. Спустя еще минуту выхожу из подъезда, у которого стоит машина с шашечками вокруг и с «гребешком» наверху. «Давно ждете?» - интересуюсь у водителя. «Да нет, минуты 2 назад подъехал». Значит машина прибыла не через 5 минут, а как минимум через 8-9 минут. «А почему диспетчер не позвонила и не сказала, что вы подъехали?» «Не знаю, наверное забыла», - равнодушно сообщает таксист.
До 20 минут ожидания
На КСК меня высадили возле магазина «Спутник». Из него я пытаюсь вызвать такси, чтобы добраться в район магазина «Радуга». На часах начало десятого утра. Час пик прошел, на работу никто не торопится, еду практически в центр. Проблем возникнуть не должно. Для начала звоню в «Звездное», у которых машины должны были освободиться через 15 минут. «Девушка, мне бы машину на КСК...» «Вам придется очень долго ждать», - получаю совсем не звездный ответ. «Ну вы скажите сколько, минут 20-30, может, я подожду...» «Девушка, у нас пересменка!» - отрезает диспетчер и бросает трубку.
В надежде на более первоклассное звоню в такси «Класс». «На КСК машин вообще нет, - сразу разочаровывает меня диспетчер, - поэтому заявку даже не примем». В такси «Империя» мне так же вежливо сообщили, что машин на КСК нет.
Стрелка часов приближается к 9.30. Когда же я попаду в нужный район? «А вы вызовите такси «Народное», - видя мои мучения, подсказывает продавец магазина «Спутник». - Мы с ними сотрудничаем, они должны приехать». «Телефон не занимайте, мы перезвоним в любую минуту и скажем машину», - обнадеживают меня в «Народном». После десяти минут ожидания «любая минута» так и не наступила. Звоню еще раз. «Девушка, машина освобождается, мы перезвоним». Спустя еще 5 минут раздается звонок. Автоответчик сообщает по телефону, что подъедут белые «Жигули». «Примерное время ожидания 5 минут», - отчеканивает автомат. Итого 20 минут.
БМВ вместо «Жигулей»
Эпопея продолжилась в обед того же дня. Исключаю из своего списка «часы пик» и хмурую погоду. На часах 15.00, никаких природных катаклизмов. Заказываю такси из района железнодорожного вокзала к магазину «Мереке». «В ту сторону машин нет, - сообщают мне в такси «Сункар». - Ожидайте минут 20-30». В такси «Азия» мне говорят, что ждать нужно 15-20 минут. С полным ощущением дежавю, несмотря на то, что отличаются дни недели, время вызова и главное фирмы-такси, набираю номер телефона такси «Пегас». Здесь сразу сказали, что через 5 минут подъедет белая «семерка». Машина прибыла вовремя.
А вот уехать обратно оказалось задачкой посложнее. Ни «Звездное», ни «Империя», ни «Класс» подъехать не смогли «из-за отсутствия машин в этом районе». Снова выручает продавец, которая подсказывает номер такси «Миг», работающего в районе КСК. Белые «Жигули», 5 минут», - мигом объясняет диспетчер.
Через 5 минут, оглядев площадку перед «Мереке», не замечаю «Жигулей». И еще через 5 минут картина не меняется. «Девушка, вы такси ждете? - вдруг выглядывает из черной иномарки парень. Пытаюсь объяснить, что машину я уже вызвала и с «бордюрщиком» не поеду.
«Я знаю, вы ждете белые «Жигули»? Я вместо них», - почти как в кино ошарашивает меня водитель. В полном недоумении оглядываю иномарку без всяких признаков такси. Черная БМВ с кожаным салоном, конечно, удачная замена белым «Жигулям», но как я должна понять, что это мое такси?
«Диспетчер что-то напутала и отправила меня вместо «Жигулей», - уже по пути объясняет водитель. - Я ей объяснил, что ни я, ни клиент не экстрасенсы, чтобы друг друга узнать, но пришлось ехать на заявку». «А почему вы опознавательные знаки не наносите?» - интересуюсь я. «Мы же на своих машинах ездим, сегодня в такси, завтра - нет. Зачем машину портить?» Кстати, за обратный путь (от маг. «Мереке» в сторону железнодорожного вокзала) в «Миге» с меня взяли 500 тенге, что оказалось на 100 тенге дороже, чем путь туда.
За скорость берут дороже
В 18.00 вызываю такси «Авангард», чтобы уехать от магазина «Экспресс» в район Узкой колеи. Серебристый «Мерседес» прибыл на минуту позже, чем объявила диспетчер, но зато она перезвонила и сообщила, что «машина подъехала». Выбраться с Узкой колеи всего час спустя оказалось гораздо проблематичнее. Обзвонили три уже известные фирмы-такси - «Звездное», «Пегас» и «Народное». В каждой ожидание равнялось 20-30 минутам. Диспетчеры объясняют, что в районе Узкой колеи машины бывают редко, фирмы расположены в центральных районах, поэтому придется ждать.
Вспомнив, что такси «Миг» базируется в районе КСК, самом близком к району Узкой колеи, звоню туда. Диспетчер сначала долго уточняет, в какой район мне ехать, и убедившись, что в самый центр, приятно удивляет: «Синий «Фольксваген» через 8 минут». С радостью соглашаюсь и только потом узнаю, что встанет это мне в 850 тенге! В то время как в «Народном» и «Пегасе» поездка обошлась бы в 580 и 500 тенге. Но с получасовым ожиданием.
«Почему у вас цены такие высокие?» - интересуюсь у водителя. «Мы только район КСК обслуживаем, а из других районов порожняком едем, поэтому за маршрут берем почти двойной тариф». По словам водителя, в КЖБИ, центре и других районах полно других такси, поэтому их никто не закажет.
Жаловаться некому
Итожу: официальные такси сегодня мало чем отличаются от «бордюрщиков». Опознавательных знаков нет, цены такие же, а то и выше, чем у «нелегалов», а территория также строго поделена по районам. Кстати, в некоторых таксофирмах диспетчеры даже не сообщают название, а просто говорят «алло».
- Долгое ожидание чаще всего связано с погодными условиями и временем суток, - считает директор группы такси Серик ЫБРАЙ. - Если вызываете машину днем и при нормальной погоде, проблем быть не должно.
Директор такси «Класс» Наталья АВДЕЕНКО признает, что в последнее время в обслуживании такси действительно есть проблемы. Во многих фирмах катастрофически не хватает машин.
- Это связано с высокими требованиями, которые предъявляют водителям, - отмечает Авдеенко. - Нужны патент, таксометр, шашечные пояса. У нас, например, нет фирменных машин, мы набираем водителей с машинами. Не все хотят наносить шашечки на свои автомобили. Узнав условия работы, многие сразу уходят.
По словам Авдеенко, число водителей за последний год в их такси из-за жестких условий сократилось на 30-40%. Такая ситуация в большинстве таксофирм Костаная. Отсюда и проблемы с вызовом машин.
Мы попытались связаться с Костанайской ассоциацией такси, в которую объединялись владельцы фирм. Но, как выяснилось, ее уже не существует. И даже общество защиты прав потребителей в случаях с ненадлежащим оказанием услуг со стороны такси ничем не может помочь.
- Жалобы на качество услуг такси в нашей компетенции, но решать их очень проблематично, - сообщила «НГ» председатель общества защиты прав потребителей «Доверие» Татьяна ПАВЛОВА. - Трудно найти доказательства. Как вы, к примеру, докажете, что ждали машину 20, а не 5 минут? Или что водитель вам нагрубил и т. д. За все время у нас была только одна жалоба на такси и та ничем не закончилась.
Так что вызывайте, ждите и не... жалуйтесь!
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера