«УАЗы» съедут с конвейера в ноябре

По мнению производителей, из пяти костанайских моделей самым востребованным будет грузопассажирский «УАЗ»

Ольга ЛИХОГРАЙ

В производство автомобилей будет вложено 2,4 млрд тенге из бюджета РК

О серийном выпуске автомобилей марки «УАЗ» в Костанае говорят последние полгода. По планам производителей, первая машина должна была появиться уже в августе. Однако теперь выпуск откладывается до ноября. На этот раз сроки надеются не нарушить. Ведь поручение, которое должно ускорить начало сборки, во время своего последнего визита дал президент РК Нурсултан Назарбаев. Костанай станет первым и единственным городом в Казахстане, где собирают «УАЗы». Каков будет модельный ряд и примерная стоимость новых машин «НГ», рассказал председатель правления АО «СПК «Тобол» Арман АЛИЕВ.

Поручение президента

Производить машины советского бренда будут в Костанае на совместном казахстанско-российском предприятии ТОО «Сары-Арка Автопром». Казахстанскую сторону в нем представляют АО «СПК «Тобол» и АО «Агромашхолдинг». Российскую - ОАО «Sollers». Доля участия россиян в совместном производстве составляет  51%, казахстанцев - 49%. Для развития проекта со стороны СПК «Тобол» необходимо инвестировать 2,4 млрд тенге. Деньги дает республиканский бюджет.

- Вопрос финансирования решен и в ближайшие дни будет рассмотрен на республиканской бюджетной комиссии, - рассказал Арман Алиев. - Но в целях ускорения реализации проекта СПК «Тобол» авансировала работы на сумму 500 млн тенге. Деньги пошли для подготовки внутренней производственной площадки, для наружных работ по строительству открытого склада готовой продукции на 1000 автомобилей. А также для строительства контейнерной площадки и трех железнодорожных подъездных путей.

Для площадки и открытого склада места уже определены, строительство начато. Однако российские машкомплекты и оборудование для сборки до сих пор не поступили. Представители российско-казахстанского предприятия хотят завезти  оборудование с минимальными затратами. А для этого необходимо, чтобы ТОО «Сары-Арка Автопром» включили в реестр предприятий свободных таможенных складов.

- Мы надеемся, что этот вопрос решится в течение двух недель, - пояснил Алиев. - Он требует принятия законодательных актов, согласования с разными структурами РК. Комитет Таможенного союза (Россия и Белоруссия) добро дал на принятие нас в режим свободного таможенного склада. Теперь все зависит от урегулирования внутренних документов РК. Побывав на нашем заводе, президент Назарбаев дал поручение вице-премьеру Шукееву подготовить специальное постановление по этому вопросу. Оно ускорит процесс внесения предприятия в реестр свободных таможенных складов.

Благодаря режиму свободного склада ввозимые машкомплекты не будут облагаться таможенными пошлинами. Поэтому новые «УАЗы» можно будет продавать дешевле на 20-25%.

Модельный ряд

Предприятие будет осваивать модельный ряд «УАЗов»: «УАЗ-Patriot», «УАЗ-Hunter», грузопассажирский «УАЗ», «УАЗ-Pickup» и «УАЗ-тент». Согласно бизнес-плану, больше всего будет выпущено грузопассажирских «УАЗов». Ими пользуются сотрудники ДВД, МЧС, подразделения минсельхоза, охотинспекции, рыбинспекции. Только до конца 2011 года в АО «Агромашхолдинге» планируют собрать 98 грузопассажирских автомобилей, 20 «УАЗов-Hunter» и 4 «УАЗа-Patriot».

Для сборки на предприятии создадут 130 рабочих мест. Специалистов руководство копании будет набирать с техническим образованием.

- Рынок сбыта для «УАЗов» будет только в  Казахстане, - объяснил Арман Алиев, - потому что, согласно исследованиям, в 2010 году казахстанские дилеры не смогли закрыть потребность в «УАЗах» на 10-12%. Костанай был выбран для сборки неприхотливых в обслуживании машин с высокой проходимостью не случайно. Ведь в радиусе 500 км от него находятся Екатеринбург, Челябинск, Магнитогорск - города с миллионным населением.  Вокруг - населенные пункты. Им подобные автомобили нужнее всего.

Кстати, Нурсултан Назарбаев, осмотрев линейку выпускаемых «УАЗов», отметил, что в наших условиях альтернативы им пока нет. Ведь многие населенные пункты расположены очень далеко. А возить ту же почту в отдаленные аулы по казахстанскому бездорожью лучше всего на «УАЗах».

По прототипу ульяновского завода

Арман Алиев рассказал, что изначально местом для сборки «УАЗов» была выбрана Караганда. В этом городе даже успели зарегистрировать совместное предприятие «Сары-Арка Автопром» (в Карагандае существует СПК «Сары-Арка»). Под автомобили выбрали площадку, зарегистрировали свободный таможенный склад. А потом выяснилось, что логистика повышала цену на «УАЗы» и делала их неконкурентоспособными. Учитывая доставку, собранные в Казахстане «УАЗы» получались дороже российских.

Тогда представители Sollers стали рассматривать другие города. В частности, Усть-Каменогорск и Костанай.  Узнав, что наша область граничит с пятью областями, в которых преобладает сельская местность, остановили выбор на ней. АО «Агромашхолдинг» был признан самым оптимальным вариантом и по территориям, и по специалистам. Ведь на нем к тому времени уже был налажен выпуск машин марки Ssang Yong.

- Сейчас мы переоборудуем цех в АО «Агромашхолдинг» согласно требованиям россиян, - отметил Алиев. - Многое здесь переделывается по прототипу ульяновского завода в России, где выпускают «УАЗы». 

Продавать «УАЗы» производители обещают на 20-25% дешевле. К примеру, если сейчас самый дорогой автомобиль этой марки у казахстанских дилеров стоит около 2,7 млн тенге, костанайцы будут сбывать «УАЗы» в зависимости от модели от 1,8 млн тенге до 2,2 млн тенге. По поручению премьер-министра специалисты должны изучить спрос на «УАЗы» по всем областям Казахстана. И первые партии направятся туда. С прибылью от проданных машин, созданных на бюджетные средства, пока не все понятно.

- Прибыль будет распределяться согласно доле участия, - говорит Алиев, - 51% забирает российский Sollers, 49% остается казахстанской стороне. Вырученные деньги мы направим на новые инвестиционные проекты, но их пока нет. У СПК есть также социальная функция. Если будет позволять прибыль, то мы, к примеру, можем подарить «УАЗ» больнице.

Проект рассчитан до 2017 года. Производители планируют в среднем выпускать 5000-6000 «УАЗов» в год.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА