«Красная шапочка» под псевдонимом
Ольга ГОРАЙ
С вступлением в силу Таможенного союза для казахстанских кондитерских фабрик, в том числе для костанайской «Баян Сулу», открылись новые возможности. Но вместе с тем возникли и новые проблемы. Чтобы представить широко свою продукцию на расширившемся рынке, нашим кондитерам пришлось менять названия своих конфет и соответственно нести экономические затраты.
Россияне, как выяснилось, обязаны делать то же самое. Наименования популярных конфет на территории РФ зарегистрированы и имеют правообладателя. Но с ними российские фабрики на казахстанский рынок войти не смогут. Авторские права на эти же названия на территории Казахстана принадлежат нашим кондитерам.
Каждая компания стремится раскрутить собственные бренды и быть максимально узнаваемой на рынке. Конечно, иметь права собственности на известные с детства еще наших мам названия «Красная шапочка», «Мишка косолапый» и другие хотят все фабрики. На внутреннем рынке Казахстана некогда уже шла борьба между кондитерскими фабриками «Баян Сулу» и «Рахат» за право пользования известными наименованиями конфет. «Рахат» сумел первым зарегистрировать их и на этом основании заявил на них авторские права. Но «Баян Сулу» доказала, что также имеет право на использование этих названий. В результате Ассоциация кондитеров Казахстана оставила право на использование наименований костанайской фабрике.
А в России со знаменитыми конфетами «Красная шапочка» ситуация дошла до абсурда. Кондитерская фабрика имени Крупской успела запатентовать фирменную сине-белую обертку с изображением юной француженки, а московская фабрика «Красный Октябрь» «увела» у них само название конфет. В итоге фабрика Крупской делает конфету по рецептуре «Красной шапочки», а продает как «Сказки Перро».
Ну а с прошлого года российский рынок, благодаря Таможенному союзу, пополнила еще одна «Шапочка» под названием «К бабушке» производства АО «Баян-Сулу».
В 2010 году АО «Баян Сулу» 22% от всего производства - а это 9 тыс. тонн продукции - отправила на экспорт. Из этого количества на рынок России было поставлено 7 тыс. тонн продукции всего ассортимента костанайских кондитеров. Чтобы реализовывать продукцию на российском рынке, АО «Баян Сулу» сменила названия многих популярных конфет. Естественно, понесло затраты.
- Нам сейчас приходится печатать два вида оберток на одни и те же конфеты, - поясняет директор по общим вопросам АО «Баян Сулу» Александр ПЫЛЬСКИЙ, - для внешнего и для внутреннего рынков. Со временем, может, мы и оставим только новые названия. Но пока на внутреннем рынке конфеты с прежними утвердившимися наименованиями будут пользоваться спросом и будут конкурентоспособными, мы планируем их выпускать. Параллельно с новыми.
Тем более, что согласно казахстанскому законодательству, на территории нашего государства российские конфеты с известными названиями типа «Красной шапочки», которые совпадают с нашими, продаваться не могут. Они также обязаны менять наименования. Парадокс этой ситуации в том, что на рынке становится все больше конфет с разными названиями, но сделанными по одной и той же рецептуре. Потому что она находится в открытой печати и ею могут пользоваться все кондитеры.
- Названия мы сменили, но рецептура осталась прежней, - говорит Пыльский. - Мы считаем, что возможность использовать одинаковые названия популярных конфет должна быть у всех кондитеров. Главное, чтобы они соответствовали рецептуре. И вот за ней необходим жесткий контроль. Прежде чем выпускать конфеты на рынок, контролирующие органы должны проверить соответствие рецептуры и названия.
По сути для потребителей дома ничего не изменилось: прежние «Шапочки» с прежним вкусом - с нами. Но кондитерам ситуация принесла затраты и дополнительную работу по продвижению конфет с новым названием.
Справка «НГ»
Под какими еще названиями можно найти известные конфеты: «Красная шапочка» - «К бабушке», «Мишка на Севере» - «Заполярье», «Мишка косолапый» - «Лесные жители», «Кот в сапогах» - «Маркиз», «Гусиные лапки» - «Гусята», «Дубок» - «Дубрава», «Ромашка» - «Камилла», «Буревестник» - «Буря», «Ласточка» - «Карлыгаш», «Маска» - «Амели», «Кара-кум» - «Кызыл-кум».
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера