Дороги наши в три наката...
Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Великое костанайское оледенение случилось буквально за день. А продлится, судя по бездействию городских служб, до конца зимы. Чаще, чем технику, предназначенную для расчистки снега, в областном центре можно увидеть спешащие кареты «скорой помощи». Таксисты уверяют, что не помнят подобного бедствия и подобного же бездействия. В травматологическом пункте горбольницы констатируют: количество пациентов в 3 раза превысило обычную норму. Ответы чиновников логикой не отличаются. Они уверяют, что современная техника выходит на все улицы регулярно, и тут же отмечают, что впервые в графике очистки от снега не значится восточная часть Костаная (7, 8, 9 микрорайоны).
От 143 до 80 травм в день
На пересечении главных улиц Костаная - пр. Абая и пр. Аль-Фараби - замечаем немного песка, который уже успешно вкатали в лед колеса многочисленных машин. Такая же картина на перекрестках Аль-Фараби-Чехова и Баймагамбетова-Павлова. На пересечении Тарана-Баймагамбетова песчинки явно не спасают ни пешеходов, ни автомобили. Асфальт здесь весь в ледяных кочках.
Идем вверх по Тарана, тротуар которой в сплошной ледяной коре. Подойти невозможно ни к «Расстегайчикам», ни к магазину «1000 мелочей». Остановка напротив ЦОНа также в ледяном плену.
- Вчера уезжала на автобусе № 106, так его чуть вдоль улицы не развернуло, - возмутилась пенсионерка Раиса БОРИСОВА. - А сегодня утром я сама чуть под автобус не попала на этой же остановке. Куда такое годится?
- Когда сильный снег выпал первый раз - 26 ноября - к нам поступило 143 человека, - рассказал заведующий отделением травматологии городской больницы Марал АБИЛКАСЫМОВ. - Это в три раза больше, чем обычно. Сейчас до сих пор поступает 70-80 человек в день, что в два раза превышает норму. Падают в основном пожилые люди вблизи автобусных остановок. Нам уже негде размещать людей, выделили дополнительные кушетки и кровати в коридорах.
6 декабря корреспонденты «НГ» сами помогали эвакуации на «скорой» травмированной десятиклассницы из СШ № 1 Тенгиз Байхановой. Девушка переходила пр. Аль-Фараби напротив телекомпании «Алау».
- Я видел, как она поскользнулась, упала на спину и сильно ударилась головой, - рассказал студент Александр СЛЮСАРЬ. - Когда я подошел, она вообще не двигалась. Потом отошла, но тащить ее было бесполезно - она не могла стоять.
Сплошные стиральные доски
Там, где переходила школьница, толстая наледь, песка нет и в помине. Как нет его и на самых оживленных перекрестках. На ул. Баймагамбетова-Беды песок закатан в лед. Спуск к следующему пересечению Алтынсарина-Беды превратился в настоящий кошмар. На нем, расположенном всего в нескольких метрах от предыдущего, нет ни песчинки, и автомобиль бросает из стороны в сторону.
На перекрестке Баймагамбетова-Рабочей в другой части города буксует уже несколько машин. А вблизи расположенной здесь остановки «Валиханова» автобус маршрута № 22 повело прямо перед пассажирами, которые пытались в него попасть.
Движемся дальше в сторону района КСК и только на пересечении ул. Орджоникидзе-Герцена замечаем два трактора. Они пытаются расчистить от снега площадку на обочине, а к самим улицам не прикасаются.
- Таксисты в этом сезоне нарасхват, - делится с «НГ» таксист Аманжол АХМЕТОВ. - Люди по 6-7 такси обзванивают и нигде машин нет. Все стараются ездить, потому что гололед страшный. Я вчера из-за наледи не смог заявку выполнить. Пытался заехать к дому по ул. Герцена, 34 по обледенелой горке. Три раза пробовал и все напрасно. Пока пытался, люди от заявки отказались.
Попутно замечаем, что сама Герцена почищена лишь от кольца Герцена-Орджоникидзе и до следующего перекрестка Герцена-Киевской. Дальше - сплошной каток.
На остановке «Пождепо» автобус № 5 несколько минут пытается подъехать, чтобы забрать пассажиров. Тем временем вышедшие из «пятерки» пассажиры падают на обледенелом асфальте.
- Не дороги, а сплошные стиральные доски! - возмущается водитель Дмитрий НЕМЦОВ. - Хорошо, когда на трассе кусочек асфальта «нащупать» можно хотя бы одним колесом. А то приходится со скоростью 40-30 км/час плестись. Я с выходных работаю и днем, и ночью, и за все это время только три грейдера и видел. Куда вся техника подевалась?
Чистенькие акиматы
Подъезды к общественно значимым объектам не лучше. К железным воротам поликлиники № 3 можно добраться только по сплошному льду. Сразу за воротами - такой же заледенелый асфальт. Более-менее очищенными ото льда оказались несколько первых ступенек перед входом в поликлинику, на остальных - сплошная наледь. По такому же льду приходится идти к частной клинике «Гиппократ».
Перед областной больницей щедро посыпаны песком въезды и выезды для карет «скорой помощи». На самих ступеньках видна только узкая дорожка песка с метр шириной. Пытаемся припарковаться на стоянке и буксуем на месте - на ней нет ни песка, ни соли. Более-менее просыпаны песком проезды и подходы к детской областной больнице, но на стоянке - такой же гололед, как на прилегающей к ней ул. Быковского. Аналогичная ситуация со школами: во дворах сплошной лед, на ступеньках - тонкая ледяная кора.
Перед въездом на станцию «скорой помощи» замечаем группу санитаров, монотонно работающих ломиками.
- У нас тут уже три человека упало, - рассказали «НГ» сотрудники «скорой», - вот приходится в свободное от работы время разбивать лед.
Так же обстоят дела в управлении ДВД Костанайской области, где площадь очищена ото льда только за ограждением. Стоянка и заезд, которые выходят на ул. Баймагамбетова и которые обязаны расчищать городские власти, сплошь во льду.
Оазисами на фоне ледяного беспредела выглядят городской и областной акиматы. Для расчистки площадей перед ними хватило и техники, и средств. Полностью очищена от снега и льда и территория между ул. Алтынсарина и ул. Баймагамбетова. Снег здесь заботливо убрали еще после первого снегопада и оставили в середине для строительства горки. Кстати, еще две улицы Костаная - Бородина и Гагарина - почти идеально очищены от наледи, потому что с них убрали снег, когда он упал в первый раз.
Было плохо, а теперь - еще хуже
Средств в этом году на очистку Костаная от снега выделено в пять раз меньше, чем в прошлом, и несопоставимо меньше, чем в предыдущие четыре года. 54,1 млн тенге были распределены всего по трем районам города. В центре текущим содержанием улиц и мест общего пользования за 16, 9 млн тенге занимается ТОО «Таза жол - 2030», в юго-западной (районы КЖБИ и Наримановского рынка) за 15,7 млн тенге - ТОО «АБЗ плюс», а в северной (район КСК) за 21,3 млн тенге - ТОО «Вескор». Восточная часть (микрорайоны) в списках не значится вовсе. Не говоря уже о Костанае-2, на который деньги всегда выделялись отдельно.
- На какие районы хватило средств, те и попали в список, - пояснила начальник отдела благоустройства ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная» Наталья КУЗНЕЦОВА.
Начальник отдела экономики и бюджетного планирования акимата Костаная Николай Дорошок пояснил, что доходная часть бюджета в этом году очень мала. Но на очистку снега средства еще можно добавить в январе-феврале 2011 года, когда будет верстаться новый бюджет.
Средствами на очистку распоряжается отдел ЖКХ. И, судя по состоянию дорог, жестко экономит на всем.
- На ежедневной планерке в ЖКХ нам говорят, какие улицы чистить, какие перекрестки посыпать песком, сколько техники выгонять, - пояснил «НГ» директор ТОО «АБЗ плюс» Мендыбай ОМАРОВ. - Потом оплачивают по факту выполненной работы. У нас около 50 единиц техники, включая грейдеры, шрекороторы, погрузчики и т. д. Но если в ЖКХ сказали сегодня выпустить два грейдера, то мы не будем трогать другую технику.
По словам Омарова, если после сильного бурана выгнать на улицы Костаная всю технику, то потребуется 2-3 дня для полной очистки. У нас очень протяженные улицы.
- Возьмем самую короткую улицу длиной 2 км, шириной 15 м. Получается 30 000 кв. м, - приводит расчеты Омаров. - Если на нее выпадает 10 см снега, то это 3000 куб. м. Пусть 500 останется в виде льда, 2500 кубов нужно вывезти. В «ЗИЛ» вмещается 7 кубов снега, поэтому надо, чтобы только на самой короткой улице работало несколько машин.
Ну да бог с ними, со снегоуборочными машинами. Не до жиру. Но на улицах не видно и песко-соляной смеси, разброс которой тоже контролирует ЖКХ. В этом свете стратегический план развития отдела ЖКХ на 2010-2014 годы звучит издевкой. В нем, в частности, отмечается «отрицательный эффект от использования песко-соляной смеси, посыпаемой зимой на проезжей части часто в неконтролируемых количествах, что в весенний период создает в паводковых водах повышение хлоридов в несколько раз».
Ну хоть бы одним глазком увидеть пусть бы и контролируемое количество песка хотя бы в самых проходимых местах. Зато очевиден неконтролируемый поток людей с травмами. Кто отвечать будет?
Распределение бюджетных средств на зимнее содержание улиц Костаная за последние пять лет
ОПРОС
Что можно сделать, чтобы улицы Костаная вовремя очищали от снега?
Серик ЫБРАЙ, владелец такси «Народное»:
- Ситуация с гололедом в этом году - просто кошмарная. Первую технику мы увидели спустя 10 дней после осадков, когда все дороги уже сковал лед. У нас по две-три машины в день бьются из-за гололеда. При этом учтите, что машина-такси ездит по улицам в пять раз чаще, чем личный автомобиль, поэтому риску наши таксисты подвергаются в пять раз больше. Мы хотим через депутатов городского маслихата инициировать запрос на имя акима Костаная, чтобы нам ответили, по каким инструкциям техника выходит спустя 10 дней? И с какой регулярностью она обязана выезжать. Помимо этого мы планируем устроить акцию по привлечению внимания городских властей к проблеме очистки от снега. Наши таксисты будут сутки ездить с красными ленточками на «дворниках» или антеннах.
Сергей БОЙКО, депутат маслихата Костаная:
- Депутаты могут сделать депутатский запрос акиму по сложившейся ситуации. Организации есть, которые могут вычистить снег, есть техника. Просто, как всегда, не хватает денег в бюджете. Средства были выделены на весь 2010-й года и, видимо, в отделе ЖКХ большинство из них потратили в начале года, а к концу года средств не хватило. У отдела ЖКХ и нужно спрашивать, сколько осталось средств на очистку снега, и есть ли они сейчас вообще. Сейчас все подрядчики частные, никто за честное слово работать не будет. Парадокс в том, что денег не хватило, а техника в это время простаивает. Сейчас придет январь - пойдет финансирование на новый год - все вычистят, выскребут. Получается, это проблема каждого декабря - конца года. Бюджет по закону могут пересматривать один раз в квартал, его скорректировали еще в октябре и теперь до конца года изменять нельзя.
Андрей ГОРВАТ, заместитель директора департамента пассажирского транспорта и автомобильных дорог Костанайской области:
- В этом году ситуация с гололедом на дорогах очень сложная. Сначала пошел дождь, потом снег и мороз - трассы заледенели. А сейчас мороза нет, поэтому наледь только укрепляется. При морозе ледяную корку бы разбивали колеса машин и она бы вылетела из-под колес. Технику в принципе выгоняли, но погодные условия подвели. Сразу все трассы техникой не охватишь, поэтому и сложилась такая ситуация. По графику очистки трасс областного значения сначала чистят основные трассы, потом второстепенные, такие же нормативы и для городских дорог. Я думаю, что единственный выход - это посыпать дороги песок-соляной смесью. На качестве трасс она не отражается, только портит машины.
Виктор МУЩИНСКИЙ, директор ТОО «Жарык Жол-1» (маршруты № 24, № 27):
- Такое ощущение, что для наших властей существуют только две главные улицы - пр. Абая и пр. Аль-Фараби, второстепенных улиц у них нет. Посмотрите, что творится на автовокзале - конечной остановки нет. Водители заезжают на частную территорию, вытаскивают оттуда кучу грязи и воды, которая сейчас превратилась в грязную наледь. В первую очередь нужно отдалбливать остановки, чтобы люди не падали под автобусы. Говорим - посыпьте песком - денег нет. Сейчас вроде начали посыпать, но прошло десять дней. Почему акимат не выполняет свои обязанности? У меня обязанность - вывезти утром людей, а акимат должен предоставить мне хорошую дорогу - у нас такой договор. У меня никто не спрашивает, хватает ли мне денег на солярку и ремонт. Также и в акимате пусть беспокоятся, чтобы хватило денег на очистку и на посыпку песком.
Мендыбай ОМАРОВ, директор ТОО «АБЗ плюс»:
- У нас каждая копейка бюджетных средств под контролем. Самовольно мы не можем вывести технику на дорогу. Задания дают каждый день. В России, конечно, другой подход. Там подрядчикам выделяется определенная сумма денег на месяц, за ними закрепляется территория, которую нужно содержать в течение месяца. Проверяется работа коммунальных служб несколько раз в месяц - наскоками. Если работу они делают качественно, то в конце месяца получают сумму. Если есть претензии к качеству, то часть денег вычитают. И получается, что подрядчики имеют право выгнать хоть всю технику на дорогу, лишь бы она была чистой. Нам указывают все - вплоть до количества людей на дороге. Но, естественно, чем больше денег, тем толку будет больше.
Материалы номера