Короли костанайских дорог
Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz,
Надежда КОВАЛЬСКАЯ, kovalskaya@ng.kz
Развитие ситуации после происшествия на ул. Баймагамбетова было настолько фантастическим, что впору вспомнить сказку Андерсена про голого короля, в которой мошенники-портные пытались доказать целому королевству, что их государь в самом дорогом наряде, хотя король был абсолютно голым. В ситуации с акимом Костаная целой веренице автовладельцев, десяткам пешеходов и очевидцев, успевших снять аварийную ситуацию на видео, пытаются доказать, что ДТП не было. Сходства добавляет и то, что все чаще люди при власти ведут себя на наших дорогах как короли улиц, для которых ПДД не писаны.
А было ли ДТП?
Напомним, что инцидент произошел 22 сентября, около 17.20-17.30 на ул. Баймагамбетова, между ул. Амангельды - Победы. На видеозаписи очевидцев, которая была выложена в Интернете уже на следующий день, видно, что «Тойота Ланд Крузер» с госномером «Р 009 АА» стоит на встречной полосе, возле машины лежит мужчина, стоят люди в штатском и в форме сотрудников дорожной полиции. Далее при просмотре видео четко прослушиваются голоса очевидцев, которые снимали это происшествие:
- Машину убрал, джип сбил его. Джип с акиматовскими номерами. Да ничего им не будет, если он не умер. А где человек? А вон лежит, ему вроде шею сломали. А вот этот в желтом подбежал к нему, кент его, наверное, или водитель. А джип свалил, снимай номера - «009 АА».
«Джип свалил» - это о том, что внедорожник был отогнан в дорожный карман. На записи видно, как аким Костаная Жомарт Нургалиев переходит на обочину дороги и начинает ловить попутную машину.
В начале 7 часа вечера Жомарта Мирасовича уже видели в VIP-ложе на стадионе «Центральный», где в этот день «Тобол» играл с «Шахтером».
Вечером 23 сентября в сюжете республиканского «Седьмого»: они видели, как джип сбил переходящего улицу человека.
Споткнулся и упал
- ДТП не было, потому что водитель джипа просто объезжал пьяного, - сообщил «НГ» утром 23 сентября начальник управления дорожной полиции ДВД Костанайской области Омербек СУЛЕЙМЕНОВ. - Он был вынужден выехать на полосу встречного движения, чтобы избежать наезда на человека.
- Так и пишите - в ДВД Костанайской области отказываются комментировать ситуацию, - сообщила после него начальник отдела по связям со СМИ и общественностью ДВД Костанайской области Айгуль БАЛГАБАЕВА.
24 сентября в 16 часов в ДВД собрали пресс-конференцию с участием потерпевшего и главного дорожного полицейского области, на которой были озвучены совершенно другие версии происшествия на ул. Баймагамбетова, в 150 м от перекрестка с ул. Амангельды. Вместо пьяного пешехода появился абсолютно трезвый, который «просто упал».
- 22 сентября в 17.20 в дорожную полицию поступило сообщение, что было ДТП. Там ограничили скоростной режим, вызвали «скорую помощь», - сообщил журналистам Омербек Сулейменов. - Когда полицейские прибыли на место, то поняли, что ДТП не было. Человек просто упал и поцарапал лицо.
- Какой смысл нам прятать это ДТП, если звонки о нем заносятся в учетный журнал? - пояснял начальник УДП. - Схемы ДТП нет, потому что есть объяснения водителя и потерпевшего, что контакта между транспортным средством и пешеходом не было, поэтому и схемы нет. Просто бывают моменты, когда вас интересуют жареные факты и вы начинаете говорить, что была авария. Хотя между транспортом и человеком касания вообще не было, поэтому в учет ДТП оно не введется. Любое ДТП с участием правоохранительных органов, чиновников всегда докладывается руководству ДВД. Но в этот раз ДТП не было, и материал в дежурную часть ДВД не поступил. Если бы было ДТП, то человек бы погиб или получил тяжкие увечья.
Пострадавший, 45-летний костанаец, назвал себя частным предпринимателем, но отказался сообщать свое настоящее имя. После недолгой перепалки с журналистами мужчина согласился, чтобы его условно называли «Маратом».
- Я шел с работы по ул. Баймагамбетова и попал между перекрестками, не стал идти через светофор, а пошел напрямую, - сообщил «Марат». - Дошел до разделительной полосы, споткнулся и упал. Ударился об асфальт, поэтому пошла кровь, а все подумали, что это от столкновения. Какой был автомобиль возле меня, я не помню. Рядом со мной было двое мужчин.
Конкретные вопросы журналистов, которые посыпались после таких объяснений, практически остались без ответов.
- Хотелось бы соотнести то, что мы видим на видео, с вашими словами, - выступил журналист газеты «Время» Стас КИСЕЛЕВ. - Черный джип стал набирать скорость на встречной полосе, проскочил машин 7 или 10, стоящих впереди него. Люди, сидящие в этих машинах, обсуждали, что джип пошел по беспределу, потому что рядом стоял патруль. Мне хотелось бы понять, как водитель джипа, стоя в этой пробке, где перед ним несколько машин, смог увидеть, что этот товарищ выходит и падает? И что, джип вылетает на встречку специально, чтобы его объехать, или специально, чтобы ему помощь оказать? Почему он остановился, если не было касания с пешеходом? Как произошел вылет на встречную полосу?
- Джип остановился для оказания помощи, - повторил Сулейменов. - Водитель спросил: «Вам плохо, молодой человек? Если нужно, я вас доставлю в «Скорую помощь». Он отказался. В автомобиле был пассажир - аким Костаная. Откуда я знаю, почему он перешел на другую сторону улицы? Вы у него спрашивайте. Есть водитель, который отвечает за пассажиров.
«Испугался, что потеряю работу»
Кстати, о водителях, которые отвечают за все. Сейчас в суде № 2 Костаная рассматривается дело о ДТП с участием Дулата КИШКЕНТАЕВА, водителя департамента внутренних дел Костанайской области с 25-летним стажем.
20 июля 2010 года, около 22 часов, 43-летний Кишкентаев в состоянии алкогольного опьянения на служебной машине «Лада Калина» в районе остановки «Дом печати» на высокой скорости проехал на красный сигнал светофора. В это время через пешеходный переход на зеленый свет шел 8-летний Роман Симонов. Друг мальчика, с которым они вместе пошли в магазин за лимонадом, успел закричать: «Рома, стой!», видя, как к нему стремительно приближается автомобиль. Через секунду послышался удар, ребенок отлетел на несколько метров. Кишкентаев не остановился и поехал на ближайшую автостоянку, где спрятал автомобиль. Рому, которому в сентябре должно было исполниться 9 лет, не успели довезти до больницы - он умер в машине «скорой помощи».
- Скрылся с места происшествия, потому что испугался потерять работу, - объяснил свои действия в суде Кишкентаев. - В тот день машина была на ремонте, я должен был поставить ее в гараж в 8 часов вечера, но не сделал этого. Свою вину признаю и раскаиваюсь.
Потерпевшие настаивают, чтобы гражданским ответчиком по делу выступало ДВД Костанайской области, машина состояла на их балансе. Однако иск полицейские признавать не спешат, они полностью открестились от своего работника, который был уволен сразу после происшествия.
- В ДВД утверждают, что машина была угнана Кишкентаевым, - заявил на процессе адвокат потерпевших Олег МАЛЬКОВ. - Тем не менее угон автомобиля не был вменен подсудимому в вину. Поэтому мы настаиваем, чтобы моральный и материальный вред семье Симоновых возмещал ДВД.
На первом заседании были озвучены результаты служебного расследования, согласно которым Кишкентаев воспользовался дружескими отношениями с работниками гаража. Он взял ключи и сказал, что поехал на СТО. В журнале не расписался, путевой лист не предоставил. Судебные разбирательства по делу Кишкентаева продолжаются.
Избирательная Фемида
Эта трагедия до боли напомнила еще одну, также с участием сотрудника полиции. Ночью 26 октября 2008 года командир отдельного батальона УДП ДВД майор Ростислав Аргатов мчался по пр. Абая за рулем автомобиля «Фольксваген-Пассат В-6» в состоянии алкогольного опьянения, не имея доверенности на право управления этой машиной. В машине комбата сидели две девушки, не пристегнутые ремнями безопасности. На перекрестке Аргатов пытался проскочить на запрещающий сигнал светофора и врезался в левое заднее крыло микроавтобуса, который ехал по ул. Л. Беды. Тот отлетел и столкнулся с «Ауди», остановившейся перед светофором на встречной полосе. В результате - три трупа и четверо раненых, включая самого полицейского.
Приговор Аргатову - 5 лет условно с лишением права управлять транспортным средством сроком на три года. Только когда в дело вмешалась прокуратура Костаная, коллегия областного суда вынесла новый приговор - 5 лет лишения свободы с отбытием срока наказания в колонии-поселении. Также ему запретили 3 года садиться за руль.
Для сравнения - годом позже журналист Тохнияз Кучуков и правозащитник Евгений Жовтис сбивают пешеходов с летальным для потерпевших исходом и сразу получают по 4 года колонии-поселения. Хотя в этих случаях водители не были пьяными, не скрывались с места аварий и пытались оказать помощь пострадавшим, возместили ущерб их родственникам, которые на суде заявили о примирении с виновником ДТП.
И совсем недавняя история - водитель служебного автомобиля акима Павлодара, сбивший насмерть пешехода, не только избежал уголовной ответственности, но даже не был лишен водительских прав. Водитель находился в состоянии алкогольного опьянения средней степени, превысил скорость и нарушил правила проезда по пешеходной дороге. Уголовное дело было прекращено за примирением сторон, а за одно и то же нарушение, как пояснили в пресс-службе ДВД Павлодарской области, дважды нести ответственность нельзя.
Может быть, пора в Казахстане сделать два варианта ПДД, а заодно и альтернативные КоАП с Уголовным кодексом? Один для уважаемых людей и их близкого окружения. И другой - для простых смертных. Так оно и безопаснее как-то будет...
Инцидент произошел в 150 метрах от перекрестка улиц Баймагамбетова-Амангельды
Рисунок Алексея МАЦАРИНА
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
ОПРОС
Почему нарушения Правил дорожного движения с участием VIP-водителей и VIP-пассажиров становятся тенденцией?
Абдимаш МАМЕШОВ, начальник управления Агентства РК по делам госслужбы по Костанайской области:
- Это не тенденция, а несчастные случаи. Это может случиться с любым человеком. Особых правил для госслужащих нет. Если попадают госслужащие в такие ситуации, мы напоминаем им о Кодексе чести. Недавно заместитель начальника одного из департаментов разбился насмерть. Разве он этого хотел? Сейчас столько машин, если сам не нарушаешь, тебя сбивают. Если сам нарушаешь, то тоже попадаешь в аварию. От этого никто не застрахован. Просто все должны тише ездить, смотреть в обе стороны, соблюдать правила вне зависимости от того, госслужащий ты или обычный таксист. У меня ощущение, что люди, которые при власти, ведут себя более свободно на дорогах, нет.
Омербек СУЛЕЙМЕНОВ, начальник управления дорожной полиции ДВД Костанайской области:
- По нарушениям Правил дорожного движения мы отслеживаем, делаем анализ по фотофиксатору. Есть список зарегистрированных машин. Мы полностью разделяем по категориям: государственные автомобили, частные, юридические. И если сравнивать по этим категориям, то ДТП с участием государственных автомобилей случаются реже, чем среди других. Это даже единичные случаи. Просто они более заметны. Более свободно и беспечно ведут себя на дорогах молодые люди, а не госслужащие, если говорить о тенденции. В 2008 году, когда произошли изменения в ПДД, было указание премьер-министра по госслужащим. Из-за нарушений ПДД можно вообще не попасть на госслужбу или не пойти на повышение.
Анастасия КНАУС, заместитель директора КФ «Бюро по правам человека»:
- В подобных ситуациях больше всего удивляет тот факт, что у нас не все равны перед законом. Все мы люди, никто не застрахован от подобных ситуаций. Но после совершения ДТП оказывается, что наказания для всех разные. Кто-то уходит от ответственности, закрываясь высоким положением, а кто-то отвечает по полной. Возможно, у госслужащих есть некая доля уверенности в своей безнаказанности. И их служебное положение дает им основание полагать, что они могут уйти от ответственности. Отсюда и тенденция в нарушениях ПДД.
Алмат АЙДОСОВ, депутат маслихата г. Костаная:
- Я бы не назвал это тенденцией. У нас происходят сотни ДТП с другими людьми. Просто ДТП с участием узнаваемых лиц у нас более заметны в связи с положением человека, которое он занимает в обществе. Есть момент, связанный с детьми высокопоставленных лиц, которые гоняют по дорогам и считают, что им многое дозволено. Я считаю, что это более явный и опасный момент. Это можно назвать тенденцией, когда дети чиновников чувствуют себя за рулем более свободно, чем остальные. Особую ответственность за нарушение ПДД госслужащими никакой закон не выделяет. Есть общие основания, есть правила, и если они нарушаются, то обязательно должно быть наказание.
Олег МАЛЬКОВ, адвокат:
- В последнее время действительно увеличилось количество ДТП с участием высокопоставленных лиц. Думаю, что это обусловлено общепринятой уверенностью: чем выше статус, тем меньше ответственность. То есть если человек занимает высокую должность, то у него есть определенные связи. Нарушая Правила дорожного движения, он уверен, что в нужный момент его выручат. И действительно, в большинстве случаев нарушение Правил дорожного движения VIP-лицам сходит с рук. Исключение составляют лишь серьезные дорожно-транспортные происшествия, когда внимания общественности не избежать.
Материалы номера