«Полицейские» лежат не по правилам
Любое новшество у какой-то части людей первоначально может вызвать отторжение. Хотя бы в силу их природной консервативности. Эта истина давно известна. А если нововведение затрагивает чьи-то интересы, то тут, как говорится, сам бог велел «пострадавшей» стороне возмутиться. Что-то подобное можно было ожидать и от установки «лежачих полицейских» возле школ и детсадов.
Оказывается, стандарты есть
Право давно уже стало самым лучшим регулятором конфликта интересов. В цивилизованных странах в этом направлении ушли так далеко, что иногда дело доходит до смешного. Например, над законодателями одного из американских штатов их коллеги из других регионов долго подтрунивали по поводу введенного там еще в 30-х годах прошлого столетия запрета выходить на улицу в туфлях определенного цвета. Очевидно, кого-то в том штате этот цвет оскорблял, и таких людей оказалось настолько много, что ситуацию отрегулировали запретительной нормой в законе. Но время шло, отношения менялись, и хотя запрет остался, его уже никто не придерживался. И никто по этому поводу не конфликтовал.
У нас другой случай. «Лежачие полицейские» оказались таких размеров, что водители, переезжая через них, с тревогой думали о последствиях для ходовой части своего автомобиля, и при этом задавались вопросом: какими нормами руководствовались дорожники при их установке?
Поднимая эту тему в одном из прошлых номеров (№ 23, 10. 06. 10), «НГ» тоже пыталась найти ответ на этот вопрос. Никто на него так и не смог ответить. Лишь руководитель одной из подрядных организаций заявил, что им указывают конкретные участки улиц, на которых они должны «поднять асфальт», и они это делают «согласно технической документации».
Что это за «документация» - неизвестно. Но известно другое. После той публикации городская прокуратура проверила установку искусственных препятствий и нашла, что эти работы выполнены без соблюдения соответствующих стандартов.
Оказывается, в Казахстане уже несколько лет действовал государственный стандарт СТБ 1538 - 2005 «Искусственные неровности на автомобильных дорогах и улицах. Технические требования и правила применения». За его основу был взят аналогичный документ Республики Беларусь. С 2008 года его обновили, и теперь он идет под тем же названием, но с обозначением СТБ 1538 - 2007.
Возможно, это покажется кому-то скучным, но некоторые нормы, прописанные в данном стандарте, мы посчитали необходимым обнародовать.
«Чтобы дурь каждого видна была»
Именно так царь Петр I когда-то гласностью пытался воспитывать свое чиновничье окружение. Начнем с размеров искусственных неровностей. По форме они могут быть двух типов: криволинейной (так записано в стандарте - ред.) и трапециевидной. Поскольку у нас пока применяется первый вариант (в России он называется «волнообразный»), то будем называть его размеры. Оказывается, это зависит от величины скорости, которую предполагается ограничить на данном участке. Установлены три варианта ограничения максимальной скорости: 20, 30 и 40 км/ч. Ширина препятствия у его основания (хорда) в первом случае должна быть 1 м, и далее, соответственно, 1,5 и 2 м. Высота препятствия во всех случаях не должна превышать 6,5 см.
Есть еще один параметр - радиус криволинейной поверхности. Проще говоря, угол наклона боковой части препятствия. Он может быть в рамках 15-45 градусов. Именно при таких параметрах «минимизируется деформация покрышек колес автомобилей при наезде на искусственную неровность».
Кстати, в разделе «технические требования» данного стандарта записано, что «материалы и конструктивное исполнение искусственных неровностей должны обеспечивать проезд по ним транспортных средств с установленным ограничением скорости движения без их повреждения».
Мы не стали обмерять все препятствия на предмет их соответствия стандарту. Это сделали специалисты дорожной полиции.
- Ни одно из них не укладывается в нормативы, - сообщил «НГ» старший инженер дорожного надзора управления дорожной полиции Костаная Андрей КОРОТКИЙ. - По этому поводу мы выписали соответствующее предписание отделу ЖКХ акимата Костаная.
По оценке полицейских, не соблюдены и расстояния, которые регламентируют установку препятствий от опасного места на проезжей части, нет и определенных для таких случаев дорожных знаков. Помимо знака «Искусственная неровность» там должны быть еще: знак «Ограничение максимальной скорости», табличка «Расстояние до объекта», а если несколько неровностей, то «Зона действия». После окончания участка дороги с несколькими неровностями - знак «Конец зоны ограничения максимальной скорости».
Сегодня получается так, что водитель перекатил через неровность на почти нулевой скорости и до следующего «лежачего», до которого несколько десятков метров, свой автомобиль может опять разогнать до большой скорости. Если нет ограничительного знака, это не запрещено. «Лихачи» именно так и делают. Тогда зачем укладывать асфальтовых «полицейских», если эффекта по снижению скорости нет?
Да и схема установки неровности в некоторых местах ничего, кроме недоумения, не вызывает. Если уж в Костанае позаботились о школах, то для данных случаев стандарт четко указывает: расстояние до опасного участка от места размещения искусственных неровностей 5-10 м. На улицах Дощанова и Павлова (в районе школы-гимназии) будто в насмешку над здравым смыслом асфальтовых «полицейских» положили у регулируемого перекрестка (пересечение с Баймагамбетова). А улицу Павлова в этом квартале вообще всю «обложили». Смысл? Если только то, что в этом районе живут многие местные чиновники. Легко предположить, чем их «обкладывают» водители, натыкаясь на охранительные колдобины.
Есть еще одно правило. Неровности выше 1 см в ночное время должны быть обязательно освещены. На Строительной (у школы № 17) одна неровность сделана прямо под уличным фонарем, а вот с другой стороны (от улицы Чернышевского) освещения нет никакого. Для таких случаев стандарт предлагает установку световых отражателей. Их в том месте, конечно же, нет.
Как такое возможно?
Это, конечно, вопрос риторический, который складывается из кучи других, более конкретных. Например, как выбирался подрядчик для этого вида работ? Будут ли теперь исправлять допущенные ошибки и какой ущерб нанесет это городской казне? И кто вообще за все это будет нести ответственность?
Главный специалист сектора благоустройства ГУ «Отдел ЖКХ, автомобильных дорог и общественного транспорта акимата Костаная» Наталья КУЗНЕЦОВА проинформировала «НГ», что данный вид работ был включен в перечень программы по ямочному ремонту, поэтому по нему отдельного конкурса на размещение госзаказа не проводилось.
- По обнаруженным недостаткам мы получили предписание прокуратуры, и вся работа будет переделана за счет подрядчиков, - сообщила Кузнецова. - Оплаты за нее еще не было, потому что мы их работу еще не принимали. Деньги из бюджета будут перечислены только после того, как дорожники исправят все, и будет заключение комиссии о приемке этой работы.
На вопрос, почему дорожники не придерживались стандарта, ответ мы услышали очень простой. У нас в городе, дескать, такую работу раньше не делали.
Что касается сроков, то одну неровность, - на улице Хакимжановой, - уже заровняли. Относительно других в отделе ЖКХ ждут от дорожной полиции согласования схемы расположения «лежачих».
Интересно, что Андрей Короткий сообщил нам: в дорожной полиции схема уже подписана и еще неделю назад отправлена в городской акимат. Пока этот документ «гуляет» по чиновничьим кабинетам, водители продолжают с опаской въезжать на некоторые городские улицы, в очередной раз с досадой наблюдая неповоротливость властей.
Или тут все гораздо сложнее? Подрядчикам ведь не хочется нести дополнительные затраты. Кто-то же из местных руководителей контролировал эту работу и не остановил их вовремя. Логично было бы подрядчикам предложить городской власти разделить финансовую ответственность. Чтобы дурь каждого... И за счет носителя этой дури, принимающего решения.
Впрочем, это уже не из нашей жизни. Тут бы хоть ревизионной комиссии городского маслихата взять под особый контроль расходование средств по этой программе. Сами депутаты до последнего времени безучастно наблюдали, как тысячи их избирателей мучаются от дикого воплощения «благих» намерений органов исполнительной власти.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера