Союз писателей
Александр ПОЛИВАНОВ, Lenta.ru
17 марта российский деловой портал Slon опубликовал письмо к комиссии Таможенного союза, подписанное несколькими российскими авиакомпаниями, а также белорусской Belavia и казахстанской Air Astana. В письме бизнесмены просят освободить авиакомпании от уплаты пошлин на самолеты и запчасти к ним - либо насовсем, либо временно.
Пошлины на иностранные самолеты были введены в России для поддержки местного авиапрома, страна, у которой есть «Сухой», «Иркут» и «Ильюшин», претендует на место «великой авиационной державы», хотя в год производит чуть больше десятка гражданских лайнеров. Получается, что своих самолетов России не хватает, а за чужие авиакомпаниям надо платить огромные пошлины, что делает их бизнес невыгодным.
Если в России пошлины на самолеты имеют хоть какой-нибудь смысл, то в Казахстане и Белоруссии они вообще абсурдны: эти страны самолеты просто не производят, поэтому им давить на местные авиакомпании ограничительными мерами нет никакого резона. «Нигде в мире не применяются таможенные пошлины на ввоз самолетов», - обращают внимание авиакомпании, подписавшие воззвание к чиновникам. Те пока молчат.
Писательская активность в связи с созданием ТС обнаружилась не только у бизнесменов. За дело взялись и чиновники, в спешном порядке придумывающие целый ряд документов. 18 марта портал Slon опубликовал разработанный в России проект базового макроэкономического соглашения между тремя странами. Российские чиновники предлагают партнерам формировать единую бюджетную политику, согласовывать друг с другом объемы государственного долга и вместе прогнозировать цены на нефть, динамику мирового ВВП и курсов валют. Отсюда недалеко и до единого валютного пространства, о котором чиновники вновь начали рассуждать в марте 2010 года. По словам вице-премьера РФ Игоря ШУВАЛОВА, работа над единой валютой может начаться в 2012 году, после того как страны создадут единое экономическое пространство.
Вместе с базовым макроэкономическим соглашением в России разработали и конкретные договоры по сельскому хозяйству, пошлинам, естественным монополиям, промышленным субсидиям и особым экономическим зонам. Источники портала подчеркивают, что пока эти соглашения можно воспринимать как «наброски». Именно одобрение этих конкретных документов покажет, насколько весь проект Таможенного союза является политическим. Ведь когда дело переходит с базовых принципов на отдельные отрасли, на законодателей начинают влиять и лобби промышленных групп, и просто здравый экономический смысл. Если документы будут одобрены быстро, значит, чиновникам оказалась важнее политика. С другой стороны, если дело затянется, единое экономическое пространство может вообще не быть создано.
Но есть от создания ТС и плюсы - особенно для тех, кто считает, что запрет на ввоз в Россию грузинского вина был продиктован политическими, а не санитарными причинами. В Белоруссии же и Казахстане грузинское вино считают абсолютно нормальным, так что российским чиновникам либо придется в срочном порядке доказывать наличие в алкоголе вредных примесей, либо смириться с допуском «Киндзмараули» и «Хванчкары» на прилавки. На рынок может вернуться и минералка «Боржоми», а из США прилетят «ножки Буша».
Есть, правда, одно «но». В конце января премьер-министр России Владимир ПУТИН уже заявил, что не допустит проникновения в Таможенный союз «проблемных» товаров. Какие именно товары могут считаться «проблемными», Путин не уточнил, но вполне возможно, что он имел в виду именно грузинское вино и американскую курятину.
Фото радио «Азаттык»
Материалы номера