Суицид образования
Булат МУСТАФИН, Астана
Вот, к примеру, министр образования РК Бахытжан ЖУМАГУЛОВ не так давно просил казахстанские СМИ не обсуждать, точнее «не смаковать» тему детских суицидов. Но ведь то, что волна детских смертей охватила страну - факт. Факт вопиющий, и общество, государство должны принять срочные меры. Журналисты по роду своей деятельности обязаны рассказывать людям факты. Или вы, г-н министр, хотите, чтобы журналисты не исполняли своих обязанностей?! Но тогда я, как журналист, со своей стороны попрошу вас исполнять свои обязанности и навести порядок в системе образования. Совершите усилие, отмойте ее от «политизированного навоза» - прикройте широкой министерской грудью своих бесправных коллег от произвола областных, городских и более мелких бастыков.
Вот пример. На открытии монумента «Казак ели» столичные власти организовали массовый въезд студентов практически всех вузов Астаны. Так вот, в то время, как с одной стороны студенты прибывали, с другой - пытались пешком унести ноги, пока крепкие ребята из СОБРа не перекрыли последние пути отхода. А потом председатель сената умозаключил: мол, столько людей в одном месте - вот оно, настоящее единение масс вокруг исторической личности, сами догадываетесь кого. И это так в нашей стране воспитывается патриотизм? Или еще пример посвежее: студентов ряда вузов держали несколько часов на морозе около торгово-развлекательного центра «Хан шатыры», а потом еще пару часов около стадиона - все якобы для участия на открытии Азиатских игр. Когда было ясно, что трибуны заполнены, студентов отправили по домам, причем своим ходом. Или вот совсем недавно узнал: в одной из школ учителей в добровольно-принудительном порядке «пригласили» в ряды «Нур Отана».
Вообще, если бы дети министров, депутатов Парламента и прочего начальства учились в отечественных школах и вузах, а сами небожители поправляли свое здоровье у отечественных эскулапов, то качество образования и медицины шагнуло бы далеко вперед. Конечно, это утопия. Но так хочется верить, не правда ли?
Я считаю: главное, чему должна научить школа - умению мыслить и быть порядочным. А кто сегодня учит детей этому? Те, кто сами ходят на полусогнутых ногах, оглядываются наверх и разговаривают шепотом? Чему может научить такой учитель, когда его человеческое достоинство зажато со всех сторон бюрократией, чванливостью, административным ресурсом и лизоблюдством?! У скольких учителей хватит мужества, профессионализма и сил противостоять всему этому, открыто называть вещи своими именами и не бояться быть уволенными?! Сколько из них готово мыслить свободно, а главное - учить этому детей?!
Материалы номера